Серебряный призер чемпионата Европы-2013, российская скелетонистка Мария Орлова в беседе с корреспондентом "Р-Спорт" Еленой Дьячковой рассказала о подготовке к ОИ-2014, работе с немецкими тренерами, а также призналась, что была шокирована перспективой лишения всех очков, набранных в минувшем сезоне Кубка мира.
-Прошлый сезон, наверное, получился самым насыщенным событиями в вашей карьере. Результаты отдельных заездов были хорошими, но в целом не все получалось. Потом было серебро чемпионата Европы. Ну, и в конце сезона новость о дисквалификации из-за нарушения регламента на чемпионате мира.
-Прошлый сезон был поучительным. На трассе к концу сезона я стала прибавлять, справлялась уже с двумя заездами. Да и психологически он оказался поучительным для меня. Я стойко выдержала напор в ситуации с дисквалификацией. Наверное, набрала какой-то опыт, что, надеюсь, положительно повлияет на выступление в этом сезоне.
-Пару лет назад вы говорили о том, что мечтаете о стабильном попадании в десятку. А сейчас какие цели перед собой ставите?
-Сейчас мечтаю уже о больших результатах. Хочется результатов, и я иду к ним. Стараюсь выжать из себя лучшее, найти оптимальную дорогу к цели.
Новый тренер = новый подход
-Вы связываете свой скачок в карьере с приходом в сборную нового тренера Вилли Шнайдера?
-Я давно мечтала, чтобы у нас сменился не просто тренерский подход к работе в сборной, а тренерский состав. С приходом немцев вырос и результат. И не только за счет техники! У новых тренеров совершенно другой подход, они дали шанс спортсменам из других регионов, я бы так сказала. Раньше превалировала Москва, все доставалось ей. Сейчас дают шанс всем. Покажешь результат - едешь на соревнования, не покажешь - не едешь. Все в одинаковых условиях.
-Немецкие тренеры по-другому привыкли работать?
-Я вообще всегда всех сторонилась, а сейчас у меня есть, кому довериться, поэтому для меня изменилось многое. Я могу чем-то поделиться, тренеры могут мне подсказать, помочь, я больше стала прислушиваться к их советам, благодаря этому результаты подросли.
-А по характеру вы стали более спокойной, повзрослели?
-Я постоянно борюсь со своей эмоциональностью, стараюсь быть поспокойнее. Не всегда получается (смеется). Но я ищу в себе спокойствие.
-Теннисисты разбивают в ярости ракетки, а вы шлем не разбивали?
-Нет. Шлем - это же моя голова практически, его нужно беречь. Лучше пойти ударить в стенку рукой. У меня вот, к примеру, рука уже месяц заживает.
-Уже прошли три этапа в Северной Америке - их традиционно считают сложными, ведь опыта наката у россиян там меньше, чем в Европе. Удалось выполнить поставленную перед собой задачу?
-Скажу честно, планы на эти этапы были более позитивными, чем получилось в итоге. На данный момент свои выступления оцениваю на троечку. Где-то заезды получились, где-то нет. Теперь надо собрать все силы воедино, и, как сказал Вилли, с новыми силами в бой за лучшими результатами в следующем году! А пока поставлена задача отдохнуть.
Из бега в скелетон
-Вы пришли в скелетон из бега с барьерами?
-Это было семь лет назад. Тогда я закончила с легкой атлетикой, с тех пор я в скелетоне. Результаты мои мне не нравились, я считала, что к 16 годам они должны быть выше, чем я имела - второе место на первенстве России. Перспективы не видела. Переманила меня в другой вид спорта бывшая бобслеистка Надежда Орлова. Хотела, чтобы я пошла в бобслей, но так как я полгода раздумывала, в команде по бобслею места уже не оказалось. Она меня познакомила с Сергеем Ивановичем Червяковым, мне предложили попробовать себя сначала в скелетоне. Я достаточно крупная и, думаю, и в бобслее могла бы хорошо выступать. Но рада, что осталась в скелетоне, потому что таскать на себе бобы весом 200 кг как-то не хочется.
-В скелетоне сразу стало получаться?
-Нет, не сразу. Я еще на мотоцикле травму получила в 2007 году. Мы с отцом поехали за город шашлыки поесть, покататься. Шашлыки в итоге жарили на сковородке, а на мотоцикле покатались... Правда, зашивали потом меня (смеется). В тот момент руки опустились. Думала уже в какой-нибудь кикбоксинг уходить. Но из-за травмы у меня на бедре шрам, растяжки не получалось, а какой кикбоксинг без нее?... Решила - ну ладно, еще один сезон останусь в скелетоне, посмотрим. И как раз с того момента у меня все пошло.
В 2006 году пришла в скелетон, через год в июле получила травму. Отбор в октябре пропустила, так как половину лета ничего не делала. А в сезоне-2007/08 я уже отобралась на Кубок Европы.
Тогда я уже понимала осознанно, как идти по трассе, срослась со скелетоном уже. Начала траектории ловить, понимать, куда ехать. И вроде старт пошел, потому что без него у нас тяжело. Видимо, тот год был переломным, и я осталась.
-В основную сборную вы пробивались постепенно?
-Да, я никогда через ступеньки не прыгала. Потихоньку шла. Была пара сезонов в Кубке Европы, один год выступала в Интеркубке, а потом попала на этапы Кубка мира - больше двух лет уже здесь.
-Мотоцикл, кикбоксинг... Вы экстремалка, да?
-Мне еще с парашютом хочется прыгнуть или с тарзанки! Но я не могу себе позволить. После той аварии с мотоциклом поняла, что все только после Олимпиады. Держу себя в руках. Слабинку дала в марте, встала на горные лыжи, но ездила очень аккуратно, потому что вперед олимпийский сезон.
-Семья как восприняла, что вы пошли в скелетон?
-Не помню даже, как сообщила им об этом. Встретилась тогда с тренером, он мне сказал - делай паспорт. Я сделала, уехала в октябре в Латвию и начала кататься. Родителям, наверное, сказала, что такое скелетон, что хочу попробовать. Они знают, что я с семи лет в спорте, поэтому остановить меня будет тяжело. Поначалу, конечно, переживали, а сейчас свыклись.
-Все шло без серьезных падений?
-Ой нет, я ходила вся в синяках. Я левша, а была вынуждена есть правой рукой, так левая все время болела. Сигулда - непростая трасса для новичков. Один вираж у меня постоянно не получался. Шлем даже как-то сломала - правда, он был непрофессиональный, из сноуборда. Покидало меня по трассе, в общем.
-В прошлом сезоне вы не раз страдали из-за того, что, проведя очень удачно первый заезд, вторую попытку "запарывали" и откатывались очень далеко. Это же не может быть случайностью. Во всем виноваты нервы?
-Наверное, да. Естественно, результаты первых заездов не были случайностью, они значили, что я могу. А во втором заезде, наверное, расслаблялась, совершала ошибки на последних виражах. Рано думала, что я уже на пьедестале.
На ЧЕ напрягла голову
-А на чемпионате Европы все срослось?
-Там мне очень сильно пришлось напрячь голову и совершить два хороших заезда. Может, второй был все равно чуть похуже, но хотя бы не со второго на 15-е переместилась. Подходила очень серьезно к соревнованиям. И с этого момента лучше стала справляться со вторым заездом.
-Правду говорят, что трасса в Иглсе полегче многих других?
-Да. Это русские начинают с Сигулды, а все остальные с Иглса. Эта трасса легче - там буквально несколько виражей надо поймать, а остальные лежать. Возможно, для меня в этом как раз и сложность, потому что надо просто лежать.
-Помните свои ощущения, когда проехали в Иглсе и поняли, что вы в призовой тройке?
-Я помню "единичку" на табло. За мной же еще Ноэль Пайкус-Пейс и Лена Никитина стартовали. Но та "единичка" значила, что я точно в тройке призеров, что я точно серебряный призер чемпионата Европы. Было оцепенение, шок. Выходя с трассы, вообще ничего не понимала.
-Это первый успех на международном уровне?
-Такой да. Поэтому мне, наверное, и было тяжело. Я постоянно "стреляла", мне было тяжело свыкнуться с мыслью, что я на многих трассах могу быть на пьедестале. Это сбивало меня. С трудом попадала в десятку в позапрошлом сезоне, а тут начала регулярно "стрелять" в первом заезде в пятерку. Тяжело было вылезать из грязи в князи.
О дисквалификации узнала в интернете
-Дисквалификация в конце сезона, когда вас обвинили в том, что коньки на вашем скелетоне на ЧМ не соответствовали регламенту, была как холодный душ?
-Я была в шоке из-за того, что я еще не успела прочитать это письмо, а его в интернете уже кто-то выложил, причем на наши сайты в "Вконтакте". Там его и прочитала.
В тот вечер меня позвал поговорить наш тренер Данила Чабан. Я уже понимала, что он хочет сказать. Тренеры знают, что со мной очень тяжело общаться, потому что я очень эмоциональная. И он не знал, с какой стороны ко мне подойти, мялся, потом сказал про письмо.
-А после чемпионата мира вы не предполагали, что события так будут развиваться?
-Я знала, что коньки забрали, и их полтора месяца где-то возили. Я не знала, что будет. "След-контроль" есть каждый раз, на чемпионате мира "попала" я. Проверяют у тех, кто занял призовые места, остальных - выборочно. Вот выборочно меня и решили проверить. Вот что-то им не понравилось. Решили, что что-то ненормально, а что - они не знают. Решили забрать.
-Вы сами в своих коньках какие-то отклонения видели?
-Нет. Но проверяют же с помощью каких-то специальных приспособлений, у меня их нет. Я полностью доверяю тренерскому составу. Мое дело - разбежаться, доехать и совладать с головой.
-Период ожидания окончательного решения FIBT был трудным?
-Я в интернет не заглядывала и испытала шок, когда мне кто-то в конце апреля написал: "А у тебя все очки отобрали". Когда я увидела, что я в рейтинге на 93 месте с нулем очков, тогда у меня был шок. Пропахать весь сезон и увидеть, что ты 93-я в мире вместо 14 места... Мне было обидно, что я старалась, а оказалась в итоге 93-й.
Вилли старался меня оградить от всего, чтобы я спокойно готовилась к сезону. В финале мне просто сказали, что все хорошо, и очки мне вернули.
-Не обидно, что порой теперь при публикациях за рубежом регулярно вспоминают о твоей дисквалификации, намекая, что и остальные члены нашей команды хитрят с инвентарем?
Очень приятно даже (смеется). Уши только иногда горят. Ну, нравится мое имя - пусть произносят. Надеюсь, в будущем будут произносить его по другой причине.
-Неужели сборная России стала таким раздражителем для других команд?
-Думаю, да. Во-первых, результат подрос. Плюс, Олимпиада будет проходить в России. Кому-то, может, мы и поперек горла стоим.
Сменю "Порше" на "Ладу"
-Постоянно говорят, что у российской федерации денег куры не клюют. Признайтесь, на "Порше" ездите уже, наверное?
-Нет машины у меня, а живу вместе с родителями (хохочет).
-Если серьезно, сильно изменилась ситуация за последние годы с финансированием спортсменов, условиями проживания?
-Зарплата зависит от результата. Естественно, результат подрос и зарплата тоже. Условия проживания стали лучше.
-Нет страха, что после Олимпиады все вернется на старый уровень?
-Тогда придется "Порше" на "Ладу" поменять и дом в Майами продать (смеется).
-Вы производите впечатление самодостаточного человека.
-Возможно, это потому, что на сборах и соревнованиях я люблю жить одна в номере? Просто мне нравится чистота, когда у меня все лежит на своем месте. Ну и у всех разный режим дня - если мы встаем в пять утра, я не лягу в час ночи, чтобы потом утром с закрытыми глазами кататься. Я лягу в десять, а соседка, к примеру, в час ночи, и я до часа не усну. Лучше избегать таких ситуаций.
А вообще я люблю общаться. Но когда сосредоточена на своем деле, ничего вообще не замечаю. И времени нет - ни sms написать, ни позвонить. Постоянно чем-то занята. Хочется и прилечь отдохнуть, и скелетон приготовить, и о трассе подумать, и какие-то процедуры сделать. И все, уже спать пора.
-А чем занимаетесь в свободное время?
-Люблю смотреть кино. Хотя у меня сейчас фильмы лежат на компьютере, а смотреть их времени нет. Стараюсь больше читать, ведь в книгу надо вникать. Сейчас читаю книгу с историями из жизни и о жизни. Одна мне особо понравилась - петух все рвался в бой, а его не пускали. Приходит владелец петуха к тренеру и спрашивает: "Ну когда он уже будет готов?!" Тренер отвечает: "Нет, он еще не готов". И в итоге потом этот петух убил соперника одним взглядом, когда вышел на бой.
-Тоже хотите убивать взглядом?
-(смеется) Ну так, иногда могу и сейчас кому-нибудь подмигнуть.
-На первом плане сейчас Игры в Сочи. А что потом? Корея-2018?
-Посмотрим. Возраст позволяет. Хочется, конечно, попасть в Корею. Мне будет 30 лет. В таком возрасте еще катаются.