Дизайнер факела эстафеты огня XXII зимних Олимпийских игр Владимир Пирожков и специалист по авторскому инжинирингу Андрей Водяник рассказали корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о том, чем уникально их творение, и о том, что не нужно делать факелоносцам с олимпийским символом, если хочется сохранить в целостности свои олимпийские шапочки.
Дорого, романтично, сказочно
- Ну, как вам, Владимир, факел со стороны? - интересуюсь у Пирожкова, к которому позже присоединился Водяник. Оба стали факелоносцами эстафеты на этапе в Тольятти.
- Владимир Пирожков: Со стороны мы давно его знаем. Все хотят сразу узнать, почему он тухнет…
- Я это хотел узнать на третьем вопросе.
- В.П.: Позвольте отвечу, пока вы не спросили. Хочу сказать это с самого начала. Мы сейчас выходим на мировой рекорд по нетухнущим факелам. На 18 тысяч произведенных факелов у нас сейчас один процент потухших. Обычно он составляет пять процентов, учитывая все предыдущие Олимпиады. Анализируя статистику всех этих историй, которые любит тиражировать пресса, мы выходим на статистику 0,3-0,5%. И это очень круто. Потому что, во-первых, эстафета грандиозная, во-вторых, факел очень хорош с точки зрения золотого сечения. Мы даже хотим попробовать посмотреть золотое сечение Леонардо да Винчи и оценить соответствие факела этой теории. Эта история, повторюсь, выглядит очень круто. Дорого, романтично и сказочно. И она отлично совмещена с формой мероприятия и с самой эстафетой. У нас все получилось, и мы этим гордимся.
- Не видите минуса в том, что огонь не всегда видно в дневное время суток?
- В.П.: Наш огонь – один из самых "жирных". У факела имеется скос вверху, отчего ширина "флага" широкая. Из лондонского факела огонь выходил вертикально, и от этого он срезался. В нашем случае он работает как флаг, именно жирными языками.
- Андрей Водяник: Мы просмотрели практически все видео во время эстафеты в летней Греции, и не видели таких ракурсов, при которых огонь было бы не видно.
Секреты производства факелов для Олимпиады-2014. Интерактивный видеорепортаж >>>
- Как смотрите на неидеальное сопротивление огня ветру?
В.П.: Бывают случаи, когда он тухнет при боковом ветре, но это не связано с дизайном. Более того, в нашем случае ветер срезает меньше огня, чем во время предыдущих эстафет. Мы специально сделали ложечку сверху, чтобы ветер не залетал внутрь факела.
Факел геометрически идеален
- Бывали случаи, когда на факел устанавливался некий защитный элемент, вроде как от ветра.
- В.П.: Это не наша разработка.
- А.В.: Есть вещи, к которым нас не допускали, мы же работали исключительно в компетенции дизайна внешнего вида и эстетики. Это был авторский надзор за дизайном. И я, инженер, занимался именно авторским инжинирингом. Предприятие (Красноярский машиностроительный завод) хоть и колоссальное, но с декоративными процессами оно дел никогда не имело. Поэтому нас направили для того, чтобы все линии, формы, сечения и размеры не "поплыли" во время производства.
- В.П.: Между тем эскизом, который мы сдали в оргкомитет, и тем факелом, который вы сейчас видите, разницы нет никакой. Факт стопроцентного попадания в геометрию. Этим мы особо гордимся, потому что в промышленном дизайне это редкость. Вы же видите в свое время концепткар, крутящийся на столе, а когда выезжает на дорогу производственная модель, она выглядит совершенно по-другому.
- А.В.: Нашей задачей было сохранить проработанный силуэт. Если красноярцы хотели бы выпрямить один из углов модели, мы бы не пошли навстречу, потому что всю математику изначально доверили нам, как и всю технологическую оснастку.
- Факты попадания огня на одежду с чем связаны?
- Конструкция здесь не причем. С этим опять-таки сталкиваются все эстафеты Олимпиады. Связано это с тем, что используемый сжиженный газ, находящийся в баллоне, не терпит, когда факел опускают вниз до начала горения. Таким образом, жидкая фракция попадает в систему горения. Когда огонь уже зажжен, то факелом теоретически можно трясти, хотя, наверное, необязательно. Если же им жестикулировать, то потом, после зажжения, есть некая опасность. Это вопрос несоблюдения инструкций эксплуатации, ведь сжиженный газ сам по себе вещь достаточно опасная. Хотя это наши догадки, так как общеинженерного анализа пока не было.