В «Спартаке» 90-х было много интересных футболистов: работяги Юрий Никифоров и Андрей Тихонов, воплощавшие надежность Дмитрий Хлестов и Василий Баранов. И человек, амплуа которого было «волшебник» — это Илья Цымбаларь. В ночь на 29 декабря он умер на 45 году жизни.
Люди не должны уходить так рано. Это неправильно, несправедливо… можно найти еще миллион слов, но это уже не поможет. Нам останется только пересматривать потертые видеокассеты с записями игр лихого «Спартака» из лихих девяностых.
Детство Цымбаларя прошло на улице Энгельса (ныне Маразлиевская) в Одессе. Так получилось, что в футбол Илья попал едва ли не раньше, чем в школу. Парень рос недалеко от стадиона. Все свободное время он со своими друзьями гонял мяч, мечтая о том, что когда-нибудь выйдет на поле, и переполненные трибуны будут рукоплескать ему.
Тренер Эдуард Лучин нашел шестилетнего мальчишку на одном из многочисленных детских матчей, которые часто устраивались в те годы по всей стране. Так Илья оказался в подготовительной группе СДЮШОР одесского «Черноморца».
У него были шансы стать партнером Сергея Реброва и Андрея Шевченко. Школу Илья окончил в Киеве, в спортинтернате. Но в киевском «Динамо» заиграть не получилось. Цымбаларь вернулся домой в Одессу. Поиграл за тамошнее «Динамо», а потом два года служил в армии — играл в одесском СКА.
Как футболист Илья раскрылся в Черноморце, который в 1989 году принял Виктор Прокопенко. Команды Виктора Евгеньевича всегда были похожи на него самого. Они старались играть с огоньком. И футболистов он старался подбирать ярких. Можно сказать, что Илья был у Прокопенко в любимчиках. Ему прощалось многое. Слова тренера одесситов о том, что после выигранных матчей, Илью можно было не ждать на следующей тренировке, сейчас, наверное, помнят все.
«Есть такие уникальные футболисты, — говорил Прокопенко, — чем меньше они тренируются, тем лучше играют».
В Одессе Илья встретил не только лучшего друга Юрия Никифорова, но и любимую женщину. Со своей будущей женой спортсмен познакомился на… ночной пасхальной дискотеке. «Пасха в те времена толком не отмечалась, вспоминал Илья, — но для молодежи организовывали ночные дискотеки. Футболисты, на такие мероприятия выбирались редко, но тогда был выходной: можно было себе позволить. Там и встретились». Кстати, его супруга — родная сестра жены другого известного футболиста Геннадия Нижегородова. В 1988 году они с Ириной поженились. Воспитали двух сыновей. Сергей и Олег Цымбалари, как и отец, занимались футболом в спартаковской школе. Сергей поиграл за дубль и молодёжку «красно-белых», а потом за дубль одесского «Черноморца». Учился в Московской академии физической культуры и вполне может быть, станет тренером. Олег был полузащитником молодёжной команды «Спартак» и московской «Ники», а также подмосковных «Химок».
В конце 1992 года Цымбаларь и Никифоров подписывают контракт с московским «Спартаком». Переехали в столицу под Новый год и отметили праздник вместе с семьями на базе в Тарасовке. «В Москве в первое время было невероятно сложно, — вспоминал Илья, — по сравнению с Одессой — сумасшедший ритм и огромные расстояния».
В «Спартаке» Илья сразу ощутил, что такое футбол другого уровня. «Когда пришел из «Черноморца», думал, я очень техничный игрок. Потом мне дали пару упражнений, и я понял, что это далеко не так. Пришлось буквально заново учиться», — говорил спортсмен. Часами приходилось отрабатывать искусство паса и мастерство исполнения знаменитых дальних ударов.
Карьера Цымбаларя в «Спартаке» прошла по замысловатой дуге, по которой в декабре 1998, летел в ворота мадридского «Реала», пущенный Ильей мяч.
Он был в составе «Спартака» образца осени 1995 года, когда москвичи выиграли все шесть матчей группового этапа Лиги Чемпионов, был одним из «дедушек» ярцевского «детсада» — «Спартака» 1996 года, оставшегося без своих главных звезд, но выигравшего чемпионат страны. В том году Илью приглашали в римский «Лацио». Ходили легенды, что Цымбаларь отказался переходить в этот клуб потому, что «лациали» не захотели брать за компанию Юрия Никифорова. Много лет спустя, Илья Владимирович назвал все это выдумками. «Меня устраивали все условия личного контракта, — говорил он, — но все технические вопросы решались в Москве. Не знаю, что там произошло, но мой переход не состоялся. Хотя, повторюсь, меня абсолютно все устраивало, и я был готов ехать в Италию».
После того самого матча в 1998 году предложение поступило от мадридского «Реала». «Королевский клуб» не смутила хроническая травма колена у полузащитника, но вот по цене испанцы не сошлись с россиянами. Илья толком ничего и не знал об этих переговорах, а уже потом, когда ему рассказали о сорвавшемся трансфере, только и мог сказать: «Большое спасибо, ребята, что сообщили».
Дальше всего зашло дело с лондонским «Арсеналом». Арсен Венгер хотел заполучить дриблера с хорошим пасом и поставленным ударом. В 98-м Илья вместе с техническим директором «Спартака» Григорием Есауленко неделю провел в Лондоне. По словам Цымбаларя: «Все устраивало Арсена Венгера, с которым мы перебросились парочкой фраз через переводчика. Но, похоже, клубы не сошлись в цене». А ведь интересный мог бы получиться атакующий тандем с Бергкампом.
Сегодня, многие специалисты говорят о том, что Илья «пересидел» в российском чемпионате. Ему, как и всем техничным футболистам, нередко доставалось по ногам, поля-огороды на которых часто играли в девяностых, тоже не добавляли здоровья. Он перенес пять операций: три на коленях и две на паховых кольцах. По сути, в 30 лет он завершил карьеру. После ухода из «Спартака» Илья за три сезона сыграл всего 26 матчей за московский «Локомотив» и махачкалинский «Анжи».
Расставание с «красно-белыми» получилось очень болезненным. Романцеву не понравились слухи о нарушении игроком спортивного режима. Сам Илья говорил, что ничего подобного не было, а просто появился повод, чтобы от него избавиться. 6 января 2000 года Олег Иванович сам позвонил футболисту и вызвал на сборы в Турцию. «Когда я прилетел, — вспоминал Цымбаларь, — оказалось, что никакого смысла в этом нет: главный тренер ко мне не вышел. Да и сам я чувствовал, что отношения уже изменились». В это время футболисту как раз поступило предложение от «Локомотива». Он решил уйти.
Тренерская карьера бывшего полузащитника не задалась. Хотя рязанский «Спартак-МЖК» который он принял в 2006 году после серии поражений, блестяще провел второй круг и завоевал право играть в первом дивизионе. Возможно, что ему не хватало жесткости, которая просто необходима для тренера. «Футболист должен работать при любом тренере, — говорил Цымбаларь. — Нравится, не нравится, а ты обязан выходить и выполнять то, что тебе скажут. И они ведь сами должны понимать, что их покупают за огромные деньги не для того, чтобы где-то в «пятерке» болтаться, а для того, чтобы выигрывать трофеи».
На поле Илья всегда производил впечатление футболиста, который может в одиночку изменить всё. Болельщики были уверены, что «Спартак» не может проиграть, ведь там есть Цымбаларь. Сейчас он что-нибудь придумает и волшебной левой положит мяч в «девятку». Все будет хорошо. Жаль только, что и волшебники порой уходят рано. Слишком рано.