Олимпийский чемпион Афин по классической борьбе Алексей Мишин в разговоре со специальным корреспондентом агентства "Р-Спорт" Олегом Богатовым рассказал о ценности своего участия в эстафете олимпийского огня, впечатлениях от двух проведенных Играх и гордости от прикосновения к истории олимпизма.
- Алексей, насколько неожиданным для вас стало сообщение об участие в эстафете олимпийского огня зимней Олимпиады в Сочи?
- Честно говоря, я от вас впервые услышал, что приму участие в эстафете олимпийского огня. И для меня это очень необычное решение. Важно еще, когда эстафета будет проходить - главное, чтобы я в это время был в Саранске, а не на тренировочных сборах. Конечно же, мне очень приятно, что моя фамилия фигурирует в составе участников эстафеты, что обо мне помнят в моем родном городе и ценят то, что я сделал для своей страны и для республики Мордовия.
- Вы победитель Олимпийских игр в Афинах и участник Олимпиады в Пекине. Можно ли считать эстафету огня продолжением вашей олимпийской истории?
В Афинах ходил с открытым ртом
- Что вам больше всего запомнилось на Олимпиадах в Афинах и Пекине?
- Я и в 2000 году тоже отбирался на Олимпиаду, но мне совсем немного не хватило, чтобы пробиться в Сидней. Поэтому Игры в Афинах стали для меня первыми, и для меня все тогда было в новинку - возможность увидеть и олимпийскую деревню, и различные спортивные объекты, и знаменитых на весь мир спортсменов из разных видов спорта, с которыми не раз фотографировался. Для меня тогда все было интересно, и я как ребенок ходил с открытым ртом, и мне хотелось все увидеть, все потрогать, со всеми знаменитостями поздороваться. И в Афинах по сравнению с Пекином мне понравилось больше. Если сравнивать уровень организации питания, то в Афинах было лучше. Там были представлены кухни разных стран, и европейских и азиатских, а в Пекине было намного хуже. И тот же русский борщ, когда мне хотелось, в Афинах я мог найти в разных местах, а в Пекине этого не было. Там пища была не очень хорошей, и борщ я мог найти только в "Русском доме". И приходилось питаться то в "Макдональдсах", то еще где-нибудь. В Лондоне я не был, но ребята говорят, что в плане питания там было еще хуже, чем в Пекине. А для восстановления спортсменов питание - это ведь самое важное.
Память о Пекине - шок от судейства
- Пожалуй, в Афинах я был радостным и спокойным от того, что выиграл золото и все закончилось. И в подсознании понимание того, что я стал олимпийским чемпионом, стало приходить только на других соревнованиях, когда все ко мне подходили и поздравляли с победой. А от Пекина остались воспоминания, как меня засудили в четвертьфинале и испоганили мой путь к медалям. Тогда я был действующим чемпионом мира, а судейская нелепость в схватке с итальянцем, когда меня взяли и в наглую убрали, просто шокировала (россиянин уступил итальянцу Андреа Мингуззи - 1:1, поражение по последнему результативному действию - 3:0, 1:2). Я уже много лет находился в спорте, всякое видел, но с такой несправедливостью столкнулся впервые. Когда мне сначала дали балл, а потом его отобрали - в концовке схватки, когда времени уже провести еще один прием не оставалось. Такого никогда не было, я до сих пор нахожусь в шоке - так же ведь судить нельзя! И состояние в Пекине у меня было тяжелое, и домой приехал в подавленном настроении, и был шокирован - долго не мог отойти от случившегося. И у меня была такая злость, что я потом на одном дыхании выиграл и Кубок мира, и чемпионат Европы. Может быть, когда ты выигрываешь олимпийскую медаль любого достоинства, то не обращаешь никакого внимания на различные недостатки в организации?
- Вам довелось принимать участия в парадах открытия или закрытия Олимпийских игр?
- Нет, потому что парад открытия Олимпиады проходит в то время, когда мы проводим заключительный этап подготовки к Играм. Наш турнир проходит в середине Игр, и когда меня в Афинах спросили, хочу ли я остаться до конца Олимпиады, я ответил "нет" - мне хотелось побыстрее попасть домой. А в Пекине после такого судейства желания остаться до закрытия Игр уже тоже не было. Единственный момент, когда я попал на открытие и закрытие крупных соревнований - на всемирных Олимпийских играх вооруженных сил - в 2007 году в Хайдарабаде. И тогда, конечно, все было очень интересно и запомнилось на всю жизнь. Тем более, что в Индии наша команда выиграла, и я тоже стал чемпионом. А все торжественные церемонии Олимпиад приходилось смотреть по телевизору - и открытие Игр, и закрытие.
Эстафета навсегда войдет в историю
- Это отличная возможность прикоснуться к олимпийской истории. Потому что я приму участие в параде олимпийского огня, который пройдет через всю нашу страну и мою республику. И это уже не вычеркнешь - ни из истории страны, ни из истории олимпизма, ни из истории республики. И приятно, что все те знаменитые люди республики, которые имеют непосредственное отношение к олимпийской истории, проведут этот олимпийский парад и передадут факел по цепочке дальше - по цепочке, благодаря которой огонь дойдет до главной арены зимних Олимпийских игр в Сочи.
- Кто-то из участников эстафеты желает заказать копию факела на память, кто-то считает, что это очень дорого - около 13 тысяч рубля. А каково ваше мнение?
- Пока рано об этом говорить. Дорого? Но что может быть дороже денег (улыбается)? Если не радоваться таким моментам, то какой смысл вообще жить спортивной жизнью? Этот эпизод будет считаться дорогим для тебя, потом следующий, а затем мы все приходим к моменту, когда некоторые специалисты говорят - а зачем вообще нужна спортивная борьба в программе Олимпийских игр? И если бы такое несправедливое решение приняли, то что бы пришлось делать тысячам наших мальчишек, у каждого из которых есть мечта выступить на Олимпиаде? И очень здорово, что борьба сохранилась в олимпийской программе, и миллионы детей теперь могут спокойно продолжать тренироваться и идти к своей олимпийской мечте.