Известный в прошлом советский фигурист, ныне тренер Ростислав Синицын, работавший с ней в Оберстдорфе, однажды сказал: "Кому-то она будет идеальной женой. Умная, скромная, трудолюбивая и заботливая". Корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко добавил бы "и невероятно красивая", но это всегда дело вкуса, поэтому он своего мнения не навязывает, а просто предлагает свое интервью с ней. Ах да, ее зовут Каролина Костнер, и она - пятикратная чемпионка Европы и чемпионка мира.
Яркие моменты карьеры Каролины Костнер в фотографиях >>>
- Каролина, недавний чемпионат Европы в Будапеште стал для вас 12-м в карьере. Можно сказать, что самым сложным?
- Сейчас подумаю... (пауза) Вообще я считаю, что каждые соревнования всегда начинаются с нуля. И если ты выиграл тот же чемпионат Европы много раз, то это ничего не значит. Кататься надо заново. Уровень женского одиночного катания сейчас очень высокий. И для меня на этот раз чемпионат Европы был очень сложен. Для начала, было трудно к нему подготовиться - я получила травму в ноябре. Было трудно оставаться позитивной эти два месяца. И было трудно верить в себя.
Глядя не на платье. Итоги первого дня ЧЕ по фигурному катанию в Будапеште >>>
Для меня очень почетно быть частью элиты европейского и мирового фигурного катания. Когда я только начинала кататься, то никогда бы не поверила, если бы кто-то мне сказал: "Ты будешь пятикратной чемпионкой Европы и чемпионкой мира". Я бы ответила: "А? Что? Вы шутите?" Так что карьера для меня сложилась просто невероятно, и ценны в ней для меня не только медали, но и особые моменты, их было много. Их я делила со своими тренерами, со своей командой, с публикой, и я никогда не мечтала о том, что такие моменты со мной будут происходить.
- Какой момент из всех особых был для вас самым-самым особым? Когда вы чувствовали себя по-настоящему счастливой?
- О чем вы думали, когда несли флаг на Олимпиаде в Турине? Что весь мир смотрит на вас?
- Вы знаете, я бы на самом деле хотела, чтобы тот момент произошел со мной, когда я была бы чуть-чуть постарше. Мне было бы проще понять его значение, его ценность в моей жизни. А тогда я восприняла эту роль, в основном, как огромную ответственность. Как груз на моих плечах. Наверное, я не думала, что на меня смотрит весь мир, но что на меня смотрит вся Италия, думала. А сейчас понимаю, что я просто должна была радоваться. Мало кому из спортсменов выпадает счастье нести флаг своей страны на Олимпиаде.
Каролина Костнер - сказка о настоящей принцессе >>>
- Значит ли все это, что когда вы вспоминаете Турин-2006, то не сожалеете о не самом лучшем результате - девятом месте?
- Каролина, вы пятикратная чемпионка Европы и чемпионка мира. В чем вы находите мотивацию продолжать соревноваться?
- Для меня фигурное катание - не только медали. Конечно, мне всегда хочется выиграть, а не стать второй или третьей. Но, понимаете, фигурное катание - это еще представление. Пять или десять тысяч зрителей пришли посмотреть не только на ту фигуристку, которая выиграла золото. Они пришли посмотреть на красивое фигурное катание. Я стараюсь совершенствоваться каждый день и понимаю, что мне еще очень многому надо учиться. И что я никогда не смогу сказать: "Я знаю и умею все". Поэтому всю карьеру на каждых соревнованиях я пытаюсь найти лучшую версию самой себя. Тогда от моего катания люди получат удовольствие.
- Правильно я понимаю, что артистическую сторону фигурного катания вы любите больше, чем техническую?
- Нет, это не так. Я очень люблю технику. Провела много-много часов с тренером за обсуждением техники, мне очень интересно, как и что происходит, почему это так, а то - иначе. Может быть, я слишком много обсуждаю технику или думаю о ней (улыбается). Но за годы катания я научилась любить и художественную сторону. Это нечто особенное, мне трудно даже передать словами то, что я чувствовала, например, когда каталась под Моцарта, и в зале при этом была полная тишина. Таких эмоций от прыжка не получишь. Я думаю, мы должны больше ценить артистизм в фигурном катании. Это настолько сложно - быть художественно креативным и при этом техничным! И чем более гармонично это сочетание, тем лучше фигурист, верно? Иногда это кажется простым, но это наша работа - скрыть трудности и оставить на виду только красоту. И на самом деле, чем более ты артистичен, тем сложнее тебе думать о технике. Но я выбрала для себя этот путь. И сказала себе: "Если ты хочешь творить искусство в фигурном катании - будь готова, что это окажется сложно. Ты будешь делать технические ошибки и принимать их как должное".
- Какая программа из всех ваших произведений искусства самая любимая?
- Помните момент, когда пришла в голову идея выбрать "Болеро" в качестве музыки к вашей программе?
- Эта мысль пришла года за два до момента создания программы. Но я долго не решалась на этот шаг, потому что не могла избавиться от мысли: "Как я могу исполнить "Болеро" лучше, чем Джейн Торвилл и Кристофер Дин? Это невозможно!" А потом я как-то сказала себе: "Окей, ну хотя бы попробуй". Дальше мы решали, будет ли это короткая или произвольная программа. И когда слушали музыку Равеля, то поняли, что ее темп, который как будто ускоряется к финалу, на самом деле один и тот же. И этот темп очень схож с моим собственным внутренним ритмом. Мы решили сделать произвольную программу. Самым интересным для меня был выбор, что слышать в первую очередь: "тум ту-ду-ду-дум ту-ду-ду-дум тум тум", то есть ритм - или мелодии, которые появляются по мере развития музыки. В итоге мы выбрали вариант с ритмом, и это было непросто. Особенно в начале программы, когда у меня еще много сил. Сначала казалось, что я катаюсь медленно - но потом я привыкла к этому. Это лишь один из нюансов того уровня креативности, на который мы вышли при постановке этой программы. И мне, честно говоря, жаль, что во время катания приходится думать о прыжках, об уровнях сложности, о вращениях, которые надо сделать, чтобы они соответствовали правилам. Если бы не это, программа могла получиться еще лучше. Но я рада, что мы нашли лучшее решение, знаете, как будто собрали паззл.
Еще одна программа, которая мне очень нравилась - это Шостакович, фортепианное трио. И это был русский композитор (улыбается).
- Я всегда хотел вас вот что спросить: в 2008 году вы поставили прекрасную программу под музыку Чайковского из балета "Лебединое озеро", но после нескольких турниров отказались от нее. Почему?
- Вы могли сохранить "Лебединое озеро" как показательный номер, как сделали это с "Шехерезадой"...
- Каролина, вы свою первую медаль чемпионата мира выиграли в Москве. Третью - тоже в Москве. Собираясь в Сочи, вы помните, что Россия приносит вам удачу?
- Конечно, у меня есть прекрасные воспоминания, связанные с Россией. И я ощущаю связь с русскими людьми, с русскими болельщиками. К сожалению, я не понимаю русский язык, но очень скоро выучу его, это точно. Но чувство уважения к России у меня есть. Ирина Слуцкая была для меня одним из кумиров, когда я была маленькой.
- Наверное, вы сейчас не ответите на вопрос, будет ли Олимпиада в Сочи вашим последним турниром, но хотя бы намекните - вы продолжите кататься в шоу?
- Во-первых, я вам почти с полной уверенностью скажу, что не планирую завершить карьеру в Сочи. Хочу потом, как обычно, поехать на чемпионат мира и закончить сезон там. И во-вторых, конечно же, я не уйду из фигурного катания. Очень хочу кататься дальше в шоу, очень хочу креативить, мне страшно интересно, какую версию себя я открою, когда мне не надо будет следовать правилам. Еще мне очень хочется научить других фигуристов умению находить лучшие версии себя.
- То есть вы хотите стать тренером?
- Точно не знаю, не уверена, что хочу работать тренером на постоянной основе. Но мне очень хочется поделиться тем опытом, который у меня есть. И не только с итальянцами.