Российский автоспорт постепенно выходит на заметные позиции на международной арене. Каждый сезон открывает для болельщиков новых пилотов, выступающих в различных мировых сериях – от картинговых чемпионатов до суточных марафонов, от ралли до "Формулы-1". Один из перспективных отечественных гонщиков Иван Таранов рассказал корреспонденту агентства "Р-Спорт" Александру Кременскому о трудностях при переходе из картинга в гонки "Формул", поисках спонсоров и пути к успеху, который предстоит пройти любому начинающему пилоту.
- Иван, не секрет, что автоспорт в России не пользуется сумасшедшей популярностью футбола или хоккея. Почему вы выбрали именно гонки?
- Я полюбил гонки с самого детства, всегда хотел стать гонщиком. К сожалению, автоспорт в России действительно не пользуется такой популярностью, как некоторые другие виды, но, похоже, ситуация меняется к лучшему.
Новые русские в мировом автоспорте. В этот раз - всерьез и надолго! >>>
- В каком возрасте поняли, что хотите стать профессиональным пилотом?
- У меня всегда было такое желание, но лет до 15 не было возможности, ведь этот спорт – один из самых дорогих в мире. Как только возможность появилась, я ею воспользовался.
- То есть, картинг лет с четырех - это не про вас? Или какие-то проблески таланта были заметны еще в детстве?
- А первый контракт когда случился?
- Первый контракт я подписал перед сезоном 2011 года с командой-новичком "Формулы Рено 2.0" Daytona Motorsport, и это оказалось большой ошибкой.
- Почему?
- Как я понял по ходу сезона, новичку нельзя идти в неопытную команду. У Daytona не было телеметрии, зато были постоянные поломки и недочеты. Сезон получился скомканным и ничего, кроме гоночного опыта, не принес. Новичку надо идти в опытную команду с сильными напарниками, чтобы быстро учиться. У меня не было напарника, команда была новая, поэтому было достаточно тяжело.
- Как долго продолжалось сотрудничество с Daytona?
- До конца сезона-2011. Закончился сезон – прекратила свое существование и команда.
- Работа пилота, да еще и в новой команде, наверняка очень тяжела как физически, так и морально. Как восстанавливали силы после гонок? Много ли вообще было свободного времени на те же компьютерные игры?
"Формула Рено" несложная машина в плане физической подготовки пилота, хотя тогда я недооценивал важность хорошей физической формы. Сейчас, конечно, я все понимаю гораздо лучше и работаю с одним из тренеров пилотов "Лотуса" и многих топовых футболистов Англии.
- На что в первую очередь направлены эти тренировок?
- На повышение выносливости. К тому же, я достаточно высокий для пилота, и мне приходится придерживаться очень жесткой диеты, чтобы не превышать желаемый вес. Последний год эта проблема актуальна и в "Формуле-1". Пилотам вообще достаточно тяжело в физическом плане, потому что командам нужны одновременно легкие, сильные и выносливые гонщики. Такие вещи достаточно тяжело совместить в одном человеке.
- Тем не менее, труды и диеты не проходят зря, ведь у вас есть победы в гонках. Какие эмоции испытали, впервые выиграв гонку чемпионата "Формулы Рено 2.0"?
- Облегчение. Просто облегчение, что наконец-то это произошло.
- Осенью команда "Русское Время" объявила, что вы будете тестировать ее машину в GP3 Series. Тесты состоялись?
- Что скажете о машине? Команда ведь, по сути, тоже новичок в GP3. Как там обстоят дела с организацией работы?
- Да, но у них есть опыт выступлений в "Гран-при 2" - более старшей серии. Я не думаю, что у них возникнут проблемы с "Гран-при 3". В команде собраны профессиональные инженеры и механики, я видел, как они работают. Очень амбициозные люди, преданные своему делу, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом. Уверен, они будут в числе лидеров и в GP2, и в GP3.
- Вам контракт не предлагали?
- Я веду переговоры с разными командами в разных сериях.
- А к чему склоняетесь? Если бы могли выбирать любую команду, любую серию, куда бы пошли в первую очередь?
- В "Феррари", в "Формулу-1" (улыбается). Я не могу серьезно ответить на этот вопрос из-за конфиденциальности переговоров.
- Понимаю. Но приоритеты для развития карьеры все же обозначены - "Королевские гонки". На днях на своей страничке в социальной сети вы написали, что отказываетесь смотреть "Ф-1" из-за внешнего вида новых болидов. Для пилота красота так же важна, как скорость?
К сожалению, я пока не пилот "Ф-1", поэтому придется со стороны смотреть на носы новых болидов. Такой внешний вид неприемлем для "королевы автоспорта", хотя там всегда хватало смелых решений. Можно вспомнить 60-е и 70-е годы, шестиколесные болиды… Конечно, я буду смотреть гонки "Формулы-1", какими бы ни были машины, но мне, как зрителю, хотелось бы, чтобы болиды в "Королевских гонках" были не только быстрыми, но и красивыми. Почему-то в начале 2000-х инженерам удавалось совместить в своих творениях оба этих качества.
Команда "Феррари" провела презентацию болида F14-T на сезон-2014 >>
-Из кокпита, действительно, форму носа своей машины не увидишь. А как насчет обзора трассы?
- Что чувствует гонщик, идущий на обгон на скорости в 200-250 км/ч? Успеваешь ли подумать об опасности в тот момент, когда между колесами твоего автомобиля и машины соперника всего несколько сантиметров?
- Лично я концентрируюсь на маневре, который я выполняю, и думаю о том, как войти и выйти из следующего поворота, чтобы не допустить контратаки.
- Вы в начале разговора упомянули о дороговизне автоспорта. Выходит, прошли те времена, когда гонщика брали в команду за талант и скорость? Командам нужны только деньги?
- Примеры Виталия Петрова и Михаила Алешина перед глазами - спонсоров в России найти очень тяжело. Компании просто не видят выгоды из-за низкой популярности автоспорта в нашей стране. Как думаете, сумеют ли молодые российские пилоты, в том числе вы, поднять интерес к гонкам в России?
- Я очень надеюсь на это. Думаю, Гран-при в Сочи и выступления (Даниила) Квята в "Торо Россо" сильно этому поспособствуют.
Гонка российского этапа "Формулы-1" в Сочи начнется 12 октября в 15.00 >>
- Кстати, российских пилотов расцениваете как друзей, просто коллег или же конкурентов?
- Для меня не важна национальность пилота. Если человек выступает в другом чемпионате - он меня не интересует. Если же мы выходим на старт вместе - я должен его обогнать, несмотря ни на что.
- Напоследок попрошу сформулировать главное правило Ивана Таранова для достижения успеха в автогонках.
- Перед тем, как закончить, я хотел бы поблагодарить свою семью, своих родных за огромную поддержку, которую они мне оказывают. Без них я не смог бы оказаться там, где я сейчас.
Главное правило? Успех складывается из многих факторов, но самое главное - это не лениться, работать над собой, быть самокритичным и всегда помнить: пока ты отдыхаешь, кто-то где-то работает, и когда вы встретитесь колесом к колесу на трассе - он тебя обгонит.