Олимпийский чемпион Атланты по вольной борьбе, а в настоящее время старший тренер сборной России Хаджимурад Магомедов в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатов рассказал, почему известие о том, что он выбран факелоносцем Игр-2014 в Сочи, вызвало у него приятные эмоции, вспомнил путь к победе на Олимпиаде и радостные минуты возвращения в Дагестан.
Магомедов - победитель Олимпийских игр-1996 по вольной борьбе в весовой категории до 82 кг, чемпион мира и Европы, двукратный чемпион России.
- Хаджимурад, как вы восприняли сообщение о том, что примете участие в эстафете олимпийского огня?
- Когда мне об этом сообщили, конечно же, я очень обрадовался. Потому что считаю, что нести олимпийский огонь - это очень престижно. Это воистину исторический момент, и вдвойне приятно, что зимние Олимпийские игры пройдут у нас в России. И у меня будет возможность внести частичку своей души в эстафету олимпийского огня. На эстафету смотрит весь мир - и это является отличным стимулом для молодого поколения. Они видят фрагменты эстафеты и думают, когда я вырасту, может быть, я тоже заслужу возможность принять участие в эстафете олимпийского огня. Это также очень важно в плане патриотического воспитания молодежи.
Не ожидал участия в эстафете
- Это известие стало для вас неожиданным или вы надеялись на участие?
- Нет, честно говоря, я не ожидал этого. Потому что в Дагестане очень много известных спортсменов в целом и борцов в частности. И каждый из них достоин участвовать в олимпийской эстафете. Я не знал, какие существуют условия отбора, и, когда мне позвонили из нашего (республиканского) министерства спорта и сообщили о том, что включили в состав факелоносцев, я был приятно удивлен и поблагодарил оргкомитет Олимпийских игр за оказанное доверие.
- А вы уже знаете, на каком участке побежите?
- Нет, об этом мне пока не сказали. Сообщат уже в январе следующего года.
- Но ведь в январе в Красноярске будет проходить турнир памяти Ивана Ярыгина - на вашем участии в эстафете это не скажется?
- Думаю, что турнир, скорее всего, не помешает, всегда будет возможность вырваться на такое престижное событие.
- Планируете ли оставить у себя олимпийский факел?
- Знаете, я даже не знал о такой возможности. Спасибо, что подсказали. Я подумаю, и не исключено, что приму решение заказать олимпийский факел - на память о таком крупном мероприятии.
На сборах перед ОИ пахали запредельно
- Эстафета огня станет продолжением вашей олимпийской истории. А сами Игры в Атланте вам часто вспоминаются? Или это уже пережили, и память хранится в глубине души?
- Нет, что вы, это осталось на всю жизнь. Помню, как мы на заключительном сборе в Кисловодске смотрели телетрансляции из Атланты и очень переживали за нашу команду - и по греко-римской борьбе, и по другим видам спорта. Настраивались на победу, поскольку вольная борьба по расписанию находилась в концовке турнира. Тогда у нас прошли три интенсивных сбора и, вспоминается, как мы пахали, чтобы выступить достойно. Думаю, что тогда мы выступили неплохо - завоевали три золотые медали и одну серебряную.
- А кто был вашим конкурентом за место в сборной?
- У нас тогда в моем весе был очень сильный состав претендентов на участие в Олимпиаде. Это и Расул Катиновасов, и Рустем Келехсаев, который сейчас является министром спорта Северной Осетии, и Гарри Модосян из Красноярска. Конкуренция была очень высока, и я был самым молодым из них. И пройдя такой жесткий отбор, я выиграл чемпионат России и потом отобрался на Олимпиаду. Ответственность была очень высока, но я хорошо настроился и выиграл в Атланте.
В Махачкале встречали 2-3 тысячи человек
- Тогда тоже было сложнее стать первым номером сборной, чем успешно выступить на Олимпиаде?
- Я всегда знал, что если я пройду такую сильнейшую конкуренцию, когда на место в сборной претендуют пять-шесть борцов высокого класса, то на Олимпиаде обязан буду выступить хорошо. Тогда я не знал, что Олимпиада - это особые соревнования, которые отличаются от других и по своему накалу, и по особой ауре. Но я понимал, что представляю такую великую страну как Россия, что представляю свою малую родину Дагестан, что от меня ждут только победы. Из Дагестана в сборную пробились три спортсмена в десяти весовых категориях, и от каждого ждали только золота. Потому что с 1980 года дагестанские спортсмены не побеждали на Олимпийских играх. Когда мне удалось победить, в Дагестане был очень большой праздник. Встречать меня в аэропорту приехало очень много людей - наверное, около двух-трех тысяч точно. Все пространство было забито людьми, и потом мне рассказали, что автомобильный кортеж из аэропорта в Махачкалу растянулся на несколько километров. Меня усадили в кабриолет, а впереди и сзади двигалась просто огромная колонна машин.
- На открытие Олимпиады вы не попадаете из-за своего турнирного графика, а на закрытии вы побывали?
- Нет. Сейчас я затрудняюсь назвать причину, по которой мы не попали на закрытие. Но, вы знаете, на Олимпийских играх в Лондоне я уже был в качестве старшего тренера сборной России и попал на закрытие Игр. Конечно же, мне все очень понравилось. Я все записал на видео, было очень красиво.
На Олимпиаде увидел Шварцнеггера и Сталлоне
- В Атланте удалось с кем-либо из знаменитых спортсменов пообщаться в олимпийской деревне?
- Да, мы постоянно общались с представителями различных стран. Впервые тогда мы вживую увидели нашего известного боксера Костю Цзю - раньше мы видели его только по телевидению. Он не выступал на Олимпиаде, а был в качестве почетного гостя, поскольку уже перешел в профессионалы. В олимпийской деревне также удалось увидеть и Арнольда Шварцнеггера, и Сильвестра Сталлоне, и многих других американских звезд.
- От Олимпиады что-то еще осталось в памяти, или все эмоции выплеснулись в победу?
- В Атланту поддержать нас приехало много болельщиков - мои отец и дядя, наши тренеры. Мне тогда было 22 года, а (борцу вольного стиля) Бувайсару Сайтиеву - 21. Нам выдали премиальные, и мы ходили по городу, покупая различные сувениры. Многие болельщики нас узнавали, подходили, поздравляли, фотографировались, брали автографы.
- Можно воспринимать участие в эстафете как продолжение олимпийской истории?
- Да, это продолжение истории и не только Олимпиады 1996 года, а и того времени, когда я совсем юным пришел в секцию вольной борьбы в Махачкале. Я человек верующий, и хвала всевышнему, что он дал мне и возможность победить на Олимпийских играх, и болеть за наших спортсменов на Олимпиаде, которая пройдет в нашей стране. Очень хочется, чтобы команда реабилитировалась за провальное выступление на предыдущих Играх в Ванкувере (в 2010 году россияне завоевали только три золотые медали). Я верю в нашу команду и надеюсь, что они соберутся и смогут порадовать наших болельщиков.