Корреспондент "Р-Спорт" Сергей Смышляев встретился с победителем "Дакара"-2014 в составе команды "КАМАЗ-мастер" Андреем Каргиновым и дебютантом главного ралли-рейда штурманом Эдуарда Николаева Евгением Яковлевым, чтобы обсудить результаты прошедшего марафона, услышать оценку выступления камазовской молодежи и узнать, как показали себя технические новинки.
Поговорить с Каргиновым и Яковлевым удалось, как это ни странно, в Олимпийском комитете России, куда команда во главе с шестикратным чемпионом "Дакара" Владимиром Чагиным прибыла в среду на встречу с президентом ОКР Александром Жуковым.
Экипаж Каргинова выиграл ралли "Дакар"-2014 года в классе грузовиков. На 90-м километре спецучастка на последнем этапе гонщик Чжоу Ён попал в аварию и заблокировал трассу, из-за этого российский экипаж, помогавший пилоту из Китая, потерял много времени. Но в итоговом протоколе гонки россиянину вернули потерянное время, и этого хватило ему для победы. Жерар Де Рой (Iveco) стал вторым, отстав от Каргинова на 3 минуты 11 секунд. Третьим в общем зачете стал экипаж Эдуарда Николаева ("КАМАЗ-мастер"). Дмитрий Сотников и Антон Шибалов, также выступающие за "КАМАЗ-мастер", заняли четвертое и пятое места соответственно.
"Помимо спортивного результата, существует еще и этика, - отметил Каргинов еще в беседе с Александром Жуковым. - Проехать мимо лежачего джипа, который просит о помощи, невозможно. Мнение других спортсменов и болельщиков очень важно, поэтому приняли решение помочь. Эдуард Николаев подъехал, другие стали останавливаться, так что, как говорится, всем миром помогли".
Прошлогодний опыт
- Ожидали от себя такого результата? Ведь даже в собственной команде столько серьезнейших конкурентов, например, прошлогодний победитель "Дакара" Эдуард Николаев.
- Да, у нас действительно сильные пилоты – Николаев, Айрат Мардеев, Шибалов, Сотников. У нас у всех равные шансы были на победу. У кого-то побольше опыта, у кого-то поменьше, у кого-то талант есть – действительно, сильные участники. Когда ехали на гонку, конечно, надежда была, что победим, но понимали, что если и победим, то это удастся только очень большой ценой. В принципе, оно так и вышло – трудный был "Дакар".
- На "Дакар"-2013 вы приехали после серьезного перелома ноги, а на самом ралли-рейде финишировали на трех действующих колесах после столкновения с поваленным деревом, но при этом заняли 3-е место. Не было никаких опасений перед этим марафоном?
- Отрицательный опыт - он тоже опыт, прошлогодний наш. И он, так сказать, отложился у меня надолго. И каждый раз, когда были каменистые спецучастки, растения острые, которые протыкают колесо как гвоздь, естественно, мы себя как-то больше контролировали, старались не повторить прошлогодних ошибок.
Молодежь
- Вы упомянули молодежь – Шибалова и Сотникова. Они и на "Шелковом пути" себя показали лучшим образом, и здесь тоже.
- Они показали себя на "Шелковом пути", но помимо этого в прошлом году выиграли гонку Africa race. В Африке они ехали, меняясь: два дня пилотировал Антон, два дня – Дмитрий, и так на протяжении всей гонки. И выиграли, приобретя колоссальный опыт, потому что в Африке бывают спецучастки, которые посложнее даже дакаровских: там очень вязкий, пухлый песок, это даже не дюна, а ровная поверхность с таким песком, как пыль, по которому просто невозможно проехать. Они свой опыт и мастерство подняли на несколько ступеней выше.
- То есть в следующем году от них можно уже ждать победы и на "Дакаре"?
- Безусловно. Плюс, осознавая их результат, а они первый раз на "Дакаре" все-таки. Какой-никакой у них был опыт, но опыта "Дакара" у них не было, а они приехали на 4-м и 5-м месте – наивысший результат, который они могли в этот раз привезти. Но в следующем году от них действительно уже можно ждать более высокого результата.
Новый мотор
- Не могу не спросить о технической составляющей. С новыми двигателями были проблемы или все-таки за год их уже обкатали на 100%?
- Да, мы действительно весь год работали над этим новым мотором, ездили на все возможные тренировки, даже в Марокко съездили его испытать, посмотреть. Мотор очень хороший, показал себя очень хорошо. Есть, конечно, замечания, есть над чем еще поработать, но это все прогнозируемо, и все в наших силах.
- Если сравнивать с мотором ярославского завода, есть сильная разница?
- Разница в том, что он меньше литражом, мы вынуждены были перейти на эти моторы, уйти от наших. Ну, и по дыму, которого нет совершенно, чистый выхлоп, то есть тот мотор, который и хотели организаторы увидеть у нас. А по техническим характеристикам он не уступает, а даже превосходит ярославский.
- Ну, а все-таки, какие ощущения от победы? Вы счастливы?
- Да, абсолютно счастлив (улыбается).
Бронзовый дебют Яковлева
А вот по дебютанту "Дакара" Евгению Яковлеву было видно, что общением с прессой он пока не избалован. Отвечая на вопросы, штурман старался как можно точнее и правильнее сформулировать мысли, долго подбирая нужные слова.
- Поздравляем с успешным дебютом! Какие были ожидания, какие ощущения и какие в итоге впечатления?
- Ну, как сказать… Я старался не ставить вообще для себя каких-то высоких задач, то есть победить или еще что-то. Я понимал, что у меня очень опытный экипаж. На подобной гонке я впервые, поэтому целью было – делать свою работу максимально качественно.
- То есть не забивать голову лишними мыслями?
- Ну да. Иногда бывает, что если ты добился какого-то небольшого успеха, то начинаешь идти на его поводу и в дальнейшем можешь ошибку допустить. Поэтому старался достаточно спокойно относиться ко всему.
- Проблем с экипажем, учитывая, что пилотом был Эдуард Николаев, быть не должно было, а вот по технике все ли нормально было? Все-таки обновленный автомобиль…
- Небольшие технические проблемы, конечно, возникали. Но не было никаких серьезных, слава богу. Все серьезные проблемы устраняли на тестах в течение года, на чемпионатах России, на "Шелковом пути" была проблема (экипаж Николаева потерял тогда много времени из-за поломки – прим. ред.) – мы все это устранили. А здесь по электронике небольшие вопросы были, они нас в общем зачете, конечно, немножко сдвигали. На новом двигателе вообще редко кто доезжает до финиша. У нас достаточно хороший результат.
- Различия очень сильные между старой и новой начинкой?
- Ну, это вопрос больше к пилоту, я своей работой занят. Но могу сказать, что есть какие-то преимущества как у ярославского двигателя, так и у Liebherr. Они немножко разные на разных участках. Не сказать, что он гораздо лучше, просто другой.
- На "Шелковом пути"-2014 в том же экипаже поедете, с Николаевым? Предварительные какие-то планы есть?
- Пока не могу сказать. Надеюсь, никаких изменений не будет, нам надо срабатываться, есть над чем работать. Но как решит команда…
- Но ведь хотелось бы остаться с Николаевым?
- Ну, да (улыбается).