Специальный корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко в очерке о трехкратной олимпийской чемпионке по фигурному катанию Ирине Родниной рассуждает, что есть величие - и чем оно измеряется.
Сколько существует фигурное катание - столько живы разговоры о том, что арбитры в этом виде спорта покупаются и продаются. Понятия "наш судья" и "не наш судья" настолько прочно вошли в обиход фигуристов, что ими спокойно оперируют в разговорах, зная, что никого этим не шокируют. Процесс обеспечения результата здесь называется "побегать по судьям", и про это тоже вполне без стеснения говорят.
И все же есть в истории фигурного катания чемпионы, которые побеждали так, что даже самые ангажированные судьи могли принять только одно решение. Ирина Роднина - одна из них. Именно про Роднину легендарная руководитель Федерации фигурного катания СССР Анна Ильинична Синилкина сказала: "Мы за нее не выставили ни одной бутылки".
Более великой спортсменки в истории отечественного фигурного катания, наверное, не было. Конечно, с оговоркой "для своей эпохи". Тем, что делала на льду Роднина, сейчас никого не удивишь. Но трехкратная чемпионка Олимпийских игр, причем с разными партнерами - сначала с Алексеем Улановым, затем дважды с Александром Зайцевым, десятикратная чемпионка мира - это звучит. С этим не поспоришь.
Хотя, конечно, насчет определения величия я сейчас сам с собой бы как раз поспорил. Только ли это количество титулов? Артур Дмитриев тоже выиграл две Олимпиады с разными партнершами. И, если бы не спорное судейство, выиграл бы третью. Что теперь, не считать его великим? В танцах на льду у России есть вообще единственный в истории этого вида фигурного катания двукратный олимпийский чемпион - и единственная двукратная олимпийская чемпионка, это Евгений Платов и Оксана Грищук. Список великих фигуристов можно продолжать и дальше. Но олицетворение фигурного катания для всей нашей страны - именно Роднина. Почему?
В судьбе человека огромную роль играет эпизод. И это именно про Ирину Константиновну. Кто не помнит знаменитые слезы чемпионки на верхней ступени пьедестала в Лейк-Плэсиде? Разве что тот, кто никогда в жизни не смотрел телевизор. Трудно назвать более трогательный момент в истории советского и российского спорта. Что любопытно, это ведь была третья для Родниной "золотая" Олимпиада. Интересно, если бы она там не заплакала - сумела бы она превратиться из прославленной фигуристки в символ своего вида спорта?
Или вот еще деталь - сколько было выдающихся программ в истории фигурного катания? Да огромное количество. Для чистоты эксперимента назову только несколько в исполнении отечественных фигуристов. "Зима" Алексея Ягудина - победная олимпийская программа 2002 года. "Мемориал" и "Рок-н-ролл" Оксаны Грищук и Евгения Платова. "Половецкие пляски" Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина. Но спроси первого встречного на улице: какой самый известный номер в фигурном катании? И ответ на 99 процентов будет таким: "Калинка" Родниной и Зайцева. Пересмотрел я недавно эту программу - и, что примечательно, обнаружил, что нет там ни особой хореографии, ни каких-то других неординарных деталей. Но ведь запомнилась их "Калинка", всей стране врезалась в память!
Время, конечно, было такое… непростое. Нет, голодать не голодали, 70-е годы, застой, но с колбасой. А вот за границу тогда так легко, как сейчас, никто не ездил. Так что у страны за "железным занавесом" было всего два окна, помимо редких гастролей иностранных артистов, все больше из социалистических стран. Хоккей и фигурное катание по телевизору, спасибо Леониду Ильичу Брежневу, обожавшему эти два вида спорта. Вот и прорубали Третьяк с Родниной эти окна, выигрывая свои чемпионские титулы, делали их все шире и шире. Сказать, что эти два человека открыли нашим людям мир - не сильно погрешить против истины. Причем Роднина - еще и неочевидным способом: советский человек, например, едва ли мог услышать модную в тот момент музыку где-либо еще, кроме как во время телетрансляций турниров по фигурному катанию…
В 90-х годах Роднина уехала в Америку. Стандартная для отечественного фигурного катания того периода практика. Страна развалилась, работы нет. В Лейк-Эрроухеде, пригороде Лос-Анджелеса, как тренер, не достигла выдающихся успехов. Привела к званию чемпионов мира чешскую пару Радка Коваржикова/Рене Новотны - но на этом, пожалуй, и все. В остальное время просто работала с обычными людьми. Впрочем, здесь тоже нет ничего удивительного - из выдающихся спортсменов нечасто получаются выдающиеся тренеры.
Но пребывание за океаном Роднину многому научило. В первую очередь, пожалуй, пониманию, что для создания комфортной для жизни страны нужно не так и много. Главное - исполнение законов. Вот законотворческой деятельности трехкратная олимпийская чемпионка, как депутат Госдумы, и посвящает сейчас все свое время. С какой степенью эффективности - можно спорить. Я сейчас делать этого не буду. Не тот момент.
Я просто скажу: спасибо вам, Ирина Константиновна. Просто за то, что в том числе и благодаря вам Россия влюблена в фигурное катание, а мир - в российских фигуристов. Олимпийские игры в Сочи - жаркие, зимние. И на сто процентов - ваши.