Само понятие "российский шорт-трек" существовало долгое время в неизвестности, в конспирации, напоминая "клуб сбитых летчиков" в интерпретации снесенных конькобежцев. Был в российском шорт-треке эпический тренер Павловский, который собирал по большим каткам страны спринтеров без перспективы в больших коньках и бывших фигуристок, чтобы выиграть бронзовые медали Альбервилля в 1992 году.
Потом, когда олимпийский спорт в стране было решено вывести из самодеятельности и снабдить госзадачами, за шорт-трек стали потихоньку браться. Не зная как, набивая шишки, ну почти что методом тыка. Отечественных тренеров, достойных сборной, федерация не обнаружила и наняла китайца, который гонял ребят так, что вскоре его заменили на корейца, который был добрым в общении, но тоже гонял. А потом поняли, что роль корейца в сборной должен выполнять не тренер, а спортсмен.
Виктор Ан и Владимир Григорьев завоевали золото и серебро ОИ-2014 в забеге на 1000 метров >>
Его полюбили в команде, но отказались превозносить. У него стали учиться, но, потрогав за руку, поняли, что человек он обычный, улыбчивый, пошутить может. Катается классно, но не бог. "И даже Виктор Ан ошибается", - говорил с доброй ехидцей Семен Елистратов, который еще покажет себя на этой Олимпиаде. После того, как Виктор Ан принес первую в истории российского шорт-трека медаль чемпионата мира в 2013 году, а затем там же выдал финишный спурт в эстафете за себя и "того парня", что тоже обернулось подиумом, президент Союза конькобежцев России (СКР) Алексей Кравцов старался избегать разговоров о пользе натурализации спортсменов. А один из лидеров команды, следуя в такси из аэропорта и сказав шоферу, из какого он вида спорта, услышал и вовсе обидную для себя фразу: "У вас там кореец все выигрывает". Кореец выигрывал не все, но тогда, когда выигрывали другие, кореец будто подкручивал гайки и раскрывал перед остальными недостающие козыри. Вспомнить тот же олимпийский полуфинал эстафеты на 5000 метров, где россияне совершили два важных обгона, и оба их сочинил Ан.
Тактический гений, который проезжает большинство поворотов позади остальных на одном коньке и движением робота подгибает правую руку в локте, практически не использует силовых элементов при ускорении. Серебряный призер Сочи в забеге на 1000 метров Владимир Григорьев рассказывал о подобном еще в майском интервью агентству "Р-Спорт": "Виктор Ан вообще создан для тактики. Но не из-за того, что он компьютер и все в мире шорт-трека изучил. Нет, он просто все предугадывает. Импровизирует. Но он пятикратный чемпион мира, он способен ехать медленно, а ты все равно его не обгонишь. Ну, если не выложишься без остатка, да еще и удачу поймаешь. Иной раз едешь за ним, что-то планируешь, но Виктор спиной все твои замыслы видит, однако до последнего не подает виду. Ты думаешь, ну вот он, шанс, вываливаешь наружу последние силы, и тут Ан добавляет самую малость скорости, встает даже не поперек тебя, а поперек самого твоего горла, и… отдыхает, будто самопроизвольно докатываясь первым до финиша".
22 года спустя: Виктор Ан принес России олимпийскую бронзу в шорт-треке >>
Ан – лидер сборной не по назначению, а по компетенции. Когда нужно добавить в гонке, подсознание зовет Ана, а тренер делает соответствующую установку. Потом все радуются плодам его работы, немного спустя эти плоды демонстративно начинают вновь ассоциироваться лишь с командой, но на этом самом переходе остальная часть сборной идет тренироваться с еще большим усердием. В субботу Володя вновь не догнал Витю. Так было в понедельник, во вторник, в пятницу разных недель разных годов. И эта самая конструкция, не сдвигающаяся с места, приводит к тому, что 31-летний Владимир Григорьев впервые становится призером Олимпийских игр. Начальник команды Евгений Кургуньян, только отдышавшись от первых эмоций после победы, развел руками: "Тысячи спортсменов ждут того момента, когда они обгонят Виктора, но…" Заканчивается все тем, что сам Виктор оптимистично уверяет: "К следующей дистанции я буду еще более свеж". Это значит, что в следующем забеге быстрее побегут и Володя, и Семен, а выиграет-то – команда.