Главный тренер сборной России по хоккею Зинэтула Билялетдинов после поражения команды в четвертьфинале Олимпийских игр от сборной Финляндии (1:3) ответил на все вопросы журналистов, не обвинил никого из игроков команды, взял всю вину за неудачу на себя и заявил, что готов к тому, что его после этих Игр "съедят", как и предшественника Вячеслава Быкова.
Есть желание остаться в сборной
- Сложно объяснить, почему мы так мало забивали, - начал Билялетдинов после поражения анализировать игру команды. - Эти игроки в своих клубах забивают помногу голов. Взять того же Александра Овечкина, который 40 шайб забросил. Пока не могу объяснить это.
- Очевидные вопросы: что произошло, кто виноват, и остаетесь ли вы работать в сборной?
- Сейчас сразу сложно что-либо сказать. Неприятная ситуация. Я не могу никого из ребят упрекнуть ни в том, что они не готовились к этому, ни в чем-то другом. Ребята очень хотели, но индивидуальные ошибки подвели нас. И нам надо забивать. Одна шайба в таком матче - это мало. Но что-то мешало, значит.
- Вы остаетесь на посту главного тренера?
- Это не ко мне вопрос. У меня желание есть. Это команда, которая работала, и есть уже ребята, которые на подходе (в сборную). Но решать не мне. Решать будет руководство.
- Как в целом оцениваете результат сборной на Олимпиаде, как итог вашей продолжительной работы с командой? Вы приходили в сборную под конкретную задачу.
- Это неудачное выступление, безусловно.
- Но не катастрофа?
- Давайте не будем играть словами. Я сказал неудачное, но называйте, как хотите.
Упрекнуть игроков не в чем
- Вы сказали о желании игроков. Может быть, оно было слишком большим? И на домашней Олимпиаде в условиях давления это сказалось?
- Упрекнуть кого-либо сложно в (отсутствии) отдаче, в желании, в ответственности. Все понимали, что это Олимпийские игры, что играем у себя дома, и будет большое внимание. Все хотели играть. Не знаю, что произошло. Что-то не получилось у нас. Все старались. Не могу ничего плохого сказать.
Провал в "Большом": российские хоккеисты без медалей третьи ОИ подряд >>>
- Вы понимали, что от команды ждут только победу? Давление на вас было?
- Я понимал, какая ответственность передо мной стоит, насколько это важно. Я старался делать свою работу профессионально. Я делал то, что необходимо делать. Значит, у меня что-то не получилось. А давления я никакого не ощущал, я просто работал. И я понимал ответственность.
- Виноват во всем я. Если я не выполнил задачу, значит это моя вина. И на этом все. Пока на конкретику я не готов ответить.
- Что вам не хватило на этой Олимпиаде, и как вы будете строить команду к следующим Играм?
- Не хватало голов, которые мы не забивали. Мы должны были больше забивать. А что касается следующей Олимпиады, то пока я не могу вам ничего сказать.
Это действительно была хорошая команда
- Вы заменили вратаря, потому что (Семен) Варламов плохо играл?
- Нет, не поэтому. Я хотел что-то изменить, поэтому решили поменять Семена.
- Почему в составе не было защитника (Ильи) Никулина, и почему в число 13 форвардов был включен (Валерий) Ничушкин, который мало играл и имеет отрицательный показатель полезности?
- Решение было играть в семь защитников и 13 нападающих, потому что были вопросы по (Илье) Ковальчуку, просто я не говорил об этом. Надо было подстраховаться. Мы готовили Виктора Тихонова. А сегодня просто не стали менять. Ничушкин? Мы посчитали, что Валера может забить.
- Успех России безусловно есть, потому что мы проводим одни из самых лучших Олимпийских игр в истории. Все, что сделано для спортсменов - катки, стадионы - это успех. Да, мы сыграли неудачно, не показали положительного результата, но в целом для России Олимпийские игры - успех
- Перед выступлением на Олимпиаде вся сборная России, чтобы показать себя настоящей командой провела пресс-конференцию в полном составе. После неудачи не хотите провести пресс-конференцию со всеми игроками? И останется ли эта сборная командой, которая была перед началом Олимпиады?
- Я от своих слов не отхожу. Это действительно была хорошая команда. Пресс-конференцию? Они все разъезжаются завтра. Не знаю, реально ли организовать это. Если мы соберемся где-то вместе, тогда можно. Никто не отказывается.
- Что вы можете сказать болельщикам? Вся Россия болела за вас.
- Я могу сказать только слова извинения за наш результат. Мы сыграли неудачно, ожидания были совершенно иные.
- Команда разъезжается, а какие планы у вас? Вы будете смотреть хоккей?
- Скорее всего, я уеду. Но хоккей буду смотреть.
После официальной части пресс-конференции Билялетдинов остался и ответил на оставшиеся у российских журналистов вопросы.
Других игроков не видел
- Ваша команда в блестящем стиле провела чемпионат мира 2012 года, но с тех пор все пошло наперекосяк. У вас есть объяснение тому, что изменилось?
- Я не могу сейчас вам сказать. Просто надо разобраться. Есть причины у (неудачи) чемпионата мира 2013 года. А что касается Олимпийских игр, это все неожиданно, потому что я не думал, что так получился. Команда готовилась и готовилась серьезно. И настрой у ребят был очень хороший.
- Были индивидуальные ошибки. Это повлияло на игру, на результат. Не могли забить, хотя возможности были. Мы создали в два раза больше, чем противник, но не смогли забить.
- А в формировании состава не было ошибок?
- Я других игроков не видел. Игроки, которые были на Олимпиаде в Сочи, - лучшие российские игроки. Если взять все позиции, которые у нас есть - вратарские, оборона, атака. Назовите мне, кого я не взял?
- (Сергей) Мозякина.
- Мозякин? Он до ворот не доехал бы здесь.
Значит будет другой тренер, а вы съедите меня
- Вас устроила работа тренерского штаба?
- Ребята работали хорошо. Я очень доволен, что есть молодые ребята, которые уже могут прямо сейчас становиться тренерами и работать. Это и Юшкевич, и Никитин. Белов уже работает. Я доволен всеми ребятами.
- В последний момент вы взяли Валерия Белоусова. Что дало вам приглашение Белоусова?
- Это опытный тренер, который многое прошел, и мы работали, полностью понимая друг друга. Конечно, он помогал.
- Ну съешьте меня сейчас прямо! Съедите, меня не будет - вот и все. Что же вы? Зачем это?
- А дальше чемпионат мира... Что будет?
- Ну, значит, будет другой тренер, потому что меня не будет, вы же съедите меня.
- Но вы же остаетесь.
- Да, жить я буду.
О чем говорил с командой - наши семейные дела
- Кто был лидером команды в раздевалке, и что происходило в перерывах матча? Говорил кто-то из игроков какие-то речи?
- Лидеры у нас и на поле были - это и (Павел) Дацюк, и Ковальчук, и Овечкин. Они всегда говорили другим о позитиве, о поддержке.
- Но встряска какая-то была, к примеру, во втором перерыве?
- Мы говорили о своих рабочих делах.
- (пауза) О чем я говорил с командой? Это наши семейные дела, почему я должен вам об этом говорить? Я вас уважаю, конечно, но не могу говорить такие вещи. Это наши рабочие дела.
- Не было у вас мысли развести по разным звеньям Овечкина и (Евгения) Малкина, потому что у них вместе игра не шла весь турнир?
- Я много о чем думал, но есть определенные вещи, о который нет смысла сейчас говорить.
- То есть вам что-то мешало?
- Нет, мне ничего не мешало.
Россияне старались играть организованно
- Все-таки почему в течение всего группового турнира вы не пошли ни на одну перестановку в звеньях, а только в плей-офф с норвежцами начали?
- Потому что я ждал другого результата.
- А что было с Ковальчуком?
- Он вообще молодец. У него была травма.
- Можете признать, что вы с вратарем не угадали?
- Здесь сложно сказать. Мы думали об этом. Хорошо, допустим, поставили бы мы (Сергея) Бобровского, и была бы такая же ситуация, и сказали бы: "Бобровский играл вчера, он устал, и надо было поставить Варламова". Это ерунда. Я считаю, что они оба одинаковые вратари.
- Я главный тренер. Я так решил.
- Вы согласны, что активная организованная игра соперника привела к разрыву между атакой и обороной сборной России?
- Команда Финляндии играла хорошо. Они играли очень грамотно и без шайбы, усложняли нам нашу атаку, атаковать нам приходилось очень сложно.
- Начало матча было позитивным: и гол забили, и, казалось, что дальше так пойдет.
- Они контролировали игру, мало отрезались, очень быстрые нападающие играли в атаке и возвращались в оборону, перекрывали. Сложно было.
- Но ничего нового? Эта сборная Финляндии трижды подряд обыграла вашу команду, начиная с Кубка Карьяла. И впечатление, что сделала это за счет организованной игры.
- Мы тоже старались играть организованно. Меня все время ругают за то, что мы играем в обороне, обращаем внимание на игру в обороне. Да, часто ведь так говорят? Билялетдинов играет от обороны. Но это говорят люди, которые не понимают, что такое оборона и что такое атака. Хорошая команда должна играть и в обороне, и в атаке. Это как раз то, что делают финны. Скажите, они в обороне хорошо играют?
- И в клубах хорошо играют и в обороне, и в атаке.
- А у нас защитники часто боялись с шайбой ходить за красную линию.
- Почему?
- Это было видно.
- Нет, такого не было. Они играли так, как надо играть.
- Этот матч команде Финляндии в обороне проиграли?
- Нет. Вы слышали, что я говорил про индивидуальные ошибки? Понятно вообще, что такое индивидуальные ошибки? Мы долго будем тут объяснять это все?
Видя повторы вопросов уже не по первому разу, Билялетдинов прервал и без того затянувшееся общение.