Российский фигурист Максим Ковтун занял четвертое место на чемпионате мира и принес сборной России две путевки в мужском одиночном катании на следующем мировом первенстве. В разговоре с журналистами, в числе которых присутствовал специальный корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко, чемпион России оценил свой прогресс в нынешнем сезоне, подвел его итоги и поделился некоторыми планами на будущее.
- Максим, многие зрители считают, что "бабочка" вместо четверного прыжка - это какое-то проявление малодушия. На самом деле специалисты знают, что это нормальный заход, только с технической ошибкой. Сегодня вы начали свою произвольную программу с "бабочки" на сальхове. Просто ради интереса, расскажите, в чем была природа этой ошибки?
- Вообще изначально больше переживал за четверной тулуп, и на тренировках он был менее стабильный, и на разминке. Перед короткой тоже больше за тулуп переживал, а сальхов делал нормально. Утром только сегодня на разминке он у меня один раз не получился, но Петр Чернышев сказал: пожестче на него зайди уже с другого конца льда, поувереннее. Я так и сделал, все получилось нормально, и в программе я на сальхов пошел точно так же. Но во второй "тройке", когда я поворачиваюсь на дугу вперед, перед самым толчком нога дрогнула. Иногда это меня приводит в чувство, я легче делаю прыжок. А сегодня уже во время того, как я поворачиваюсь лицом вперед и с зубца отталкиваюсь вверх, я остался на средней части конька. И конек из-под меня вылетел. На самом деле с таких заходов часто сильно падают, мы много раз такие падения видели на соревнованиях.
- Но сумели после неудачного начала сохранить концентрацию, не так ли?
- В "кисс-энд-крае" тренеры сказали, что прогресс есть. Точнее, мой хореограф Петр Чернышев - он имел в виду не баллы и не рекорд, а то, что в начале сезона при таком первом элементе программа бы вся вылетела. Сейчас я уже научился анализировать ошибки на ходу и исправлять их. И бороться.
- Это главный итог сезона - умение бороться?
- Ну и прогресс в баллах тоже. По сравнению с прошлым сезоном оценки на 20-30 баллов выросли, хотя таких уж крутых прокатов у меня здесь не было. Сейчас будет еще очень много работы. Важно, что у меня есть большой запас на тренировках - всего, что я умею делать. Но пока мы не готовы это выносить на соревнования. Всегда надо не самый максимум показывать, а чуть придерживать. Так вот, и в плане выносливости, и в плане катания, и в плане хореографии, и в плане прыжков я еще могу очень сильно прибавить. Это я чувствую, тренеры это чувствуют. Начнем сейчас работать над выносливостью и ОФП - с новыми людьми, пока не буду говорить, с кем. Постановка новых программ впереди - музыку уже выбрали, мне она очень нравится.
- Если говорить о результате на чемпионате мира - довольны?
- Перед самым началом чемпионата я говорил, что перед собой ставлю задачу не места завоевать и не баллы набрать, а достойно показать свои программы. Не могу сказать, что я на 100% доволен. А тренеры довольны - и это главное. Потому что они видят, что будет впереди - а я вижу то, что сейчас. Они знают, что все в порядке, и все хорошо. Ну а я, как уже сказал, понял, что не теряюсь после ошибок во время проката, научился бороться с волнением. Тем более здесь было ого-го сколько зрителей. И жарко. Я-то тренируюсь на холодном льду в ЦСКА, мне так привычнее и легче. У нас вообще идеальная температура на катке. А здесь было очень жарко, и это на мозг влияло. Я научился и на это не обращать внимания. А когда это совпадет с большей выносливостью, лучшим катанием и стабильностью - будет лучше.
- Третий четверной прыжок сегодня входил в планы?
- Вообще он прикатан. Если надо было бы - пошел бы на него. Но все же конец сезона, хотелось спокойно его закончить. И готовиться к большим шагам, которые я буду делать.
- В следующем сезоне задача делать три четверных в произвольной программе останется?
- Конечно. Я же говорил, что все это про запас - и про три четверных, и про то, что еще у меня в конце не самые сложные прыжки стоят. Я могу каскад с сальховом в конце программы поменять на риттбергер-риттбергер и получить вместо четырех-пяти баллов девять. Еще могу вместо "дупеля" последним элементом тройной сальхов делать, еще балла два с половиной. Получится в сумме баллов 11-12. На самом деле жду уже, когда мы начнем ставить новые программы. Они уже будут сделаны под мои элементы, под меня. Потому что изначально в этом году планировали одни элементы, затем поменяли их на другие. Получилось, что в середине программы у меня отдыха нет. У всех есть, а я еду на одном дыхании всю программу.
- Надо в "физике" прибавить?
- Конечно, чтобы, не напрягаясь, прыжки сделать. Как я делаю сейчас лутц - легко, так и остальные прыжки надо до этого же уровня добить. Еще мы хотим учить четверной флип, но это совсем на будущее. В принципе, я могу его сделать.
- На сколько процентов вы оцените прогресс по сравнению с прошлым сезоном?
- Трудно сказать. Непонятный был прошлый сезон. Кинули меня в гущу событий… Я же не ожидал, что меня отправят на взрослый чемпионат мира. Мог спокойно откатать свои программы на юниорском первенстве мира и стать чемпионом. Но я поехал на взрослый чемпионат мира, неудачу на котором мне некоторые часто припоминают. Хотя знают, что мне было всего 17 лет. Вышел весь "зеленый", смотрел на зрителей и хлопал глазами. И программы физически не доезжал. А сейчас все совершенно по-другому. Я стал сильнее. Во всем - где-то больше, где-то по чуть-чуть.
- В начале сезона, когда ставили сверхамбициозную задачу отобраться на Олимпиаду, делать пять четверных в двух программах, верили, что это почти получится, что вы уверенно выиграете у Евгения Плющенко на чемпионате России?
- Помните, наверное, интервью начала сезона, где я сказал: Татьяна Анатольевна, вы шутите про пять четверных? Какой там верил… Но знал, что все будет правильно, если буду слушать тренеров. И все шло по нарастающей. На первом Гран-при оказался в призах, на втором отобрался в Финал Гран-при. Мне вообще тогда сказали: молодец, уже очень хорошо, неважно, как откатаешься. Потом чемпионат России выиграл. Но самое главное - я стал получать удовольствие от катания на турнирах высокого уровня.
- В какой момент, помните?
- В произвольной программе в Финале Гран-при. После той провальной короткой, когда мне хотелось просто уехать домой, и было все равно, как я откатаю произвольную. Тогда тренер Елена Германовна (Буянова) долго приводила меня в чувство. Говорила: "Ну не получится - и ладно. Нам это нужно на будущее. Покатайся в свое удовольствие. А потом уедем". Я откатался почти чисто - с маленькой помаркой на сальхове. Тогда и понял, что можно кататься по-другому. Но иногда, как на чемпионате Европы, из-за сильного волнения не выходит получать удовольствие. И тогда зрительно хуже выглядит программа. Эмоций не могу выдать. Но потом я научусь контролировать себя всегда.
- Отдых после сезона предусмотрен?
- Летом, 1 июня, улетаю на острова с братом и его женой, я с ними хорошо лажу, друзья мои. А программы буду ставить до этого.
- Когда над вами экспериментировали в этом году, многие говорили: он же вот-вот сломается... У вас было подобное ощущение по ходу сезона? Еще немного - и не выдержу?
- Может быть, такое и было, но я даже на секунду боялся об этом подумать. Потому что это был бы первый шаг. Если какие-то мысли появлялись - я себе говорил: эй, тихо, тихо. Сегодня даже перед произвольной программой рвался на лед, когда разминался, а потом перед самым выходом вдруг пропало это желание. Я себе сказал: так, стоп. Убрал все эти мысли. "Бабочка" на сальхове первом мне только дыхание немножко подбила, если бы я его сделал, дальше легче бы ехал. А так было ощущение, что уже элемента четыре сделал. Но в целом я становлюсь сильнее. Переношу долгие тренировки. Раньше просил: отпустите меня домой, я устал… А сейчас нормально, до конца работаю.