Чемпион мира по велоспорту на треке Иван Ковалев в интервью агентству "Р-Спорт" рассказал о том, как впервые пришел в "Крылатское", почему нужно давать шанс и ленивым детям проявить себя в спорте, а также о популяризации велотрека в России.
- Иван, как вы пришли в велоспорт?
- У меня появилась возможность позаниматься с Василием Алексеевичем Прилуцким, с ним познакомился мой отец. Вот он и пригласил меня попробовать заняться велоспортом. Я и до этого ходил в разные секции - на плавание, на лыжи, на рукопашный бой и даже на шахматы, но мне не все нравилось. Велоспорт для меня поинтереснее.
- Да. Пришел, покатался немножко по низу, по лазурной линии. Не было страшно, я же был внизу. Потом пришло время подняться, но и тогда страх быстро прошел.
- Родители не просили как-то пересмотреть свои планы на будущее? Бросить спорт, например.
- Выбор, конечно, всегда есть, но после того, как оказался на треке, вариантов уйти не было, да и учиться мне не хотелось. Точнее хотелось, но не по той программе, которую предлагала школа. Что хотел я, конечно, брал, что не хотел - оставлял.
- И что брали?
- Мне очень нравилась литература, русский язык. Грамотно писать - это вообще очень важная вещь. С годами выяснилось, что я гуманитарий, хотя когда-то были успехи в математике.
- Книжки на сборы возите?
- Не так давно читал "Генералиссимуса", книгу о Сталине. Мне кажется из доступных - это самая информативная книга про Великую отечественную войну и о деятельности Сталина в целом.
- Что предпочитаете - бумажные книжки или электронные?
- Я по большей части читаю с планшета, просто потому что книги на сборы возить тяжеловато.
Братья по колесу
- Кто из вас первым пришел на трек - вы или ваш брат Женя?
- По-моему, мы пришли вместе.
- Мне кажется, вы с ним совсем разные люди.
- Мы во всем кардинально отличаемся друг от друга. Хоть что возьми. Ах, да, мы крутим педали. Вот это, пожалуй, в нас одинаковое.
- Между вами никогда не было спортивного соперничества?
- У меня нет на это сил (смеется).
- И никогда не ругались с ним после неудач в командной гонке, не упрекали друг друга?
- Я сторонник того, что команда - это единое целое. Я же не могу ругать свою ногу или ухо за то, что оно что-то не расслышало. В командной гонке тоже самое. Проиграли - значит, проиграли все, никаких обвинений и поисков крайнего тут быть не может.
- Когда начинали карьеру, думали, что вы с ним сможете однажды вместе выступать на высоком уровне?
- Знаете, до этого тренеры и в плавании, и в других секциях говорили, что ничего не выйдет, а Василий Алексеевич заверял, что это мое будущее, постоянно что-то обещал, говорил о перспективах в велоспорте. И я ему верил.
- Я не хочу быть тренером Жени, а вот молодых ребят я мог бы направить на победный путь. Своим мастерством, знанием, примером, в конце концов, видением ситуации.
- А если вдруг в секцию придет такой же, как вы когда-то, который не хочет терпеть нагрузки?
- Ничего страшного. Я же его, получается, знаю, как самого себя (смеется).
- То есть не прогоните?
- Наоборот, такой товарищ был бы у меня в приоритете. С таким меньше возни.
- С ленивым?
- Да. Инициатива вообще всегда наказуема.
- Погодите, вы бы поощряли лень?
- Нет, но я бы нашел в этом положительные стороны. Если ты ленивый, ты никогда себя не загонишь, не устанешь и не будешь плакать, сохранишь нормальный психологический настрой. Например, отличная поговорка - работа не волк и в лес не убежит.
- То есть лень и хорошее планирование для вас одно и то же?
- Они рядышком ходят (смеется). Я просто считаю, что надо воспринимать все с положительной точки зрения. В том числе и лень. И ленивых тоже надо брать в спорт, нельзя отказывать им в перспективе, а там глядишь что-нибудь получится.
- А есть люди, которым вообще лень несвойственна? Как думаете?
- Даже знаю таких (смеется).
- Мне кажется, тренеру с вами скучать не приходилось.
- Тренеру бывало и весело, и грустно. Я думаю, не только благодаря мне (смеется).
Популярный велоспорт
- Никогда не хотелось уйти на шоссе?
- Нет смысла уходить туда окончательно. На треке это медали, а на шоссе в моем случае это были бы гонки с непонятными названиями для широкого круга зрителей. Если это не Мировой тур, то мало кто вообще понимает, где ты там ездишь.
- А не сожалеете, что занялись не самым популярным видом спорта?
- Мне очень повезло, что я пришел в этот вид спорта. А в последние годы благодаря Игорю Макарову и Общероссийскому проекту развития велоспорта и наш спорт набирает популярность. Сейчас и я вношу свой вклад в популяризацию, даст бог, скоро заживем. К тому же это можно изменить. Например, нужно говорить людям по телевизору, что велотрек - один из самых популярных видов спорта в России и народ потянется.
- Это же неправда...
- Мы, по крайней мере, настраивали бы на положительный лад, завлекали людей в спорт. Нужно конечно иметь большой бюджет, хорошую программу развития для популяризации нашего вида спорта, тщательно все проработать.
- А еще нужно достаточное количество велотреков и победы на Олимпийских играх.
- Необязательно. Посмотрите на футбол. Высоких результатов я там не вижу.
- Значит вы тоже из тех, кто не любит футбол.
- Я люблю футбол. Это просто пример того, что достаточно быть просто популярным, не имея результатов.
- Нет, не ревную, но если бы я стал узнаваемым, я бы хотел использовать это для развития велоспорта. Дети ведь идут играть в футбол, потому что знают футболистов, в велоспорте тоже должен быть пример.
- Вы недавно открыли свой сайт. Помню, еще говорили о желании открыть видеоблог. Вы очень активный!
- Сайт спортсмена - это его визитная карточка. Те, кто не знают меня, могут узнать.
- А что за история с видеоблогом? Уже решили, что хотите там выкладывать?
- Мне бы хотелось общаться с велогонщиками для блога, потом перейти к другим видам. Мне вообще интересно читать комментарии тренеров и спортсменов. То есть не только мнение журналистов, а комментарии специалистов.
- Сурово вы с нашим братом.
- (смеется) Если у журналиста есть стиль, это еще хоть как-то читаемо, но в большинстве это что-то полуспортивное. А хочется узнать не мнение журналиста из статьи, а что, например, происходило во время гонки по мнению спортивного директора, с точки зрения спортсмена, механика, массажиста и случайного прохожего который стал невольным свидетелем. Так же можно записать интервью со спортсменом перед стартом и после него, а потом сравнить ожидания и реальность...
- Так может вам просто на ТВ надо работать?
- Просто ничего не бывает. Я еще тут не все завершил. Для меня пример - Робби Макьюэн, который по окончании своей последний гонки сказал: "Наконец-то я финишнул". Мне хотелось бы тоже так чувствовать, что можно заканчивать с этим делом и уходить со спокойным сердцем.
- Какие из титулов у вас должны быть для этого?
- Какие? У меня должны быть все.