Обладатель трех Больших хрустальных глобусов и двукратный олимпийский чемпион Сочи французский биатлонист Мартен Фуркад в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Ивану Тугарину рассказал о том, что в Сочи сбылась мечта всей его жизни, а также о том, что никогда не испытывал на себе такого давления, как в олимпийском сезоне, который стал самым сложным в его карьере.
Сезон-2013/14 стал самым тяжелым в карьере
- Мартен, олимпийский сезон завершен. У вас в активе два золота и серебро Сочи, третья кряду победа в Кубке мира. Можно ли сказать, что этот сезон стал самым тяжелым в вашей карьере?
- Да, безусловно. Давление, которое я испытывал, оно было просто невероятным. Думаю, что можно сказать, что я с ним справился. Поймите одну вещь: этот сезон для меня начался не в ноябре, а четыре года назад, когда я поставил перед собой цель стать олимпийским чемпионом Сочи. Это была моя главная цель, цель всей моей жизни. Мне удалось реализовать мечту.
- Вы сказали о давлении, но не придавали ли вам уверенности перед стартом олимпийского сезона ваши два подряд больших хрустальных глобуса, которые были завоеваны в двух предыдущих сезонах?
- Конечно. На Олимпиаде в Ванкувере я впервые попал на подиум Олимпийских игр, это было небольшим сюрпризом, как для меня, так и для всех остальных. Когда я увидел, как погас огонь Ванкувера, я захотел стать олимпийским чемпионом. Но, я прекрасно все понимал. Я сказал себе, что если я хочу стать чемпионом в Сочи, то для этого мне нужно стать лучшим биатлонистом в мире, выиграть Кубок мира, стать чемпионом мира, добиться уверенности в себе. Я хотел этого, и я этого добился.
- Защищать титул победителя Кубка мира в Олимпийском сезоне было сложнее, чем обычно? Сложилось впечатление, что не очень. Вы выиграли досрочно и с большим отрывом от норвежца Эмиля Хегле Свендсена.
- Знаете, я, например, пропускал этап в Рупольдинге. Победить в Кубке мира в этом сезоне не было моей основной задачей, я был полностью сконцентрирован на Олимпиаде. Выиграть Кубок мира в таких условиях было немного невероятно. Поскольку победа на Кубке мира – это один из самых сложных вызовов для меня. Ты должен быть успешен не в конкретном старте, а начиная с самого первого и до самого последнего. В каждой гонке ты должен быть в хорошей форме, показывать все, на что ты способен, выкладываться на 100%. При этом есть огромное количество вещей, которые постоянно происходят вне гонки: постоянные допинг-контроли, пресс-конференции, и ты должен везде на них быть, потому что ты носишь желтую майку лидера. Если честно, когда я первые выиграл Кубок мира, я сказал себе: нет, больше я это не хочу. Но потом я вошел во вкус.
Врожденное желание побеждать
- Наверное, непросто было сфокусироваться на оставшихся этапах Кубка мира после успешных для вас Олимпийских игр…
- Единственное, что могло меня заставить хорошо провести последние этапы – это мысли о третьем Большом хрустальном глобусе. В Сочи я добился своей главной цели, но мне нужно было еще раз доказывать, что я лучший. Я знаю, что такое выиграть Большой хрустальный глобус, знаю, что значит эта победа. Когда я приехал в Поклюку (первый этапа Кубка мира после Олимпиады в Сочи), я просто сказал себе: вспомни, какие невероятные ощущения были, когда ты три года назад впервые выиграл Большой хрустальный глобус.
- Наверное, находить мотивацию все равно непросто?
- Я прекрасно себя знаю: желание бороться, соревноваться, ставя перед собой только самые высокие цели – у меня в крови. Например, когда я уже выиграл Кубок мира, я бы мог немного расслабиться и провести остававшиеся гонки спокойно, расслабленно. Но я не могу выходить на трассу без желания победить. Это невозможно для меня.
- Свендсен проиграл вам довольно много в общем зачете в этом году. Тем не менее, он, пожалуй, останется вашим основным конкурентом и в следующем сезоне…
- Последние три года показали, что борьба за победу была в основном между мной и Эмилем. Мы показали, что мы на данный момент лучшие. Но это не имеет отношения к тому, что будет в будущем. Олимпиада это, кстати, показала. Есть много биатлонистов, способных вмешаться в борьбу за победу в Кубке мира.
Лыжные гонки – главный вызов следующего сезона
- Нет. Выиграть все гонки просто невозможно. Я же обычный человек, я ошибаюсь, у меня бывают неудачные дни. Чем быть недовольным? Я двукратный олимпийский чемпион и победитель Кубка мира.
- Мне кажется, что все-таки есть один момент, которым вы были очень недовольны – провал сборной Франции в классической эстафете в Сочи. Вы, были тогда, мягко говоря, расстроенным...
- Да, это так. Когда я говорил, что всем доволен, я имел ввиду исключительно личные гонки. Я правда очень расстроен обеими эстафетами на Играх – как смешанной, так и классической, которая очень много для меня значит. Мы должны смириться с тем, что мы не были достаточно хороши для того, чтобы быть на подиуме.
- Вы сказали, что добились своей мечты, выиграв золото в Сочи. Что дальше? Какие планы у Мартена Фуркада и какие он будет ставить перед собой цели?
- Знаете, у меня было совсем мало времени, чтобы подумать над этим. Сезон для меня не совсем еще окончен, поскольку я поеду соревноваться в Тюмень (на Кубок губернатора области). Моя жизнь очень насыщенна, у нее безумный ритм. Я постоянно в движении, для меня каждый новый день, как целая жизнь. Конечно, передо мной стоят новые цели, новые вызовы. Я хочу начать соревноваться в лыжных гонках. Это моя основная цель на следующий сезон и главный вызов.
- А если более глобально? Какие планы на следующий олимпийский цикл в биатлоне?
- Конечно, я хочу стать олимпийским чемпионом в Пхенчхане. Я знаю, что я могу это сделать. Это будет непросто, но я могу.
Устюгов – великий чемпион
- Нет, это был такой же сюрприз для меня, как и для всех остальных. Я догадывался, что он может закончить с гонками, ему уже не 20 лет. Знаете, у меня много различных воспоминаний, связанных с карьерой Евгения. Я стоял рядом с ним на подиуме в один из самых замечательных дней его карьеры, когда он выиграл масс-старт на Олимпиаде в Ванкувере, а я в той же гонке стал вторым, завоевав своей первый в карьере подиум на Играх. Евгений отменный гонщик, сделавший очень много для биатлона, он великий чемпион, и желаю ему всего самого лучшего после окончания карьеры.
- Бьёрндалену тоже далеко не 20, но он принял решение, что все-таки не будет завершать карьеру в этом сезоне. Однако его участие в следующих Играх, судя по его словам, невозможно. Как вы думаете, сможете когда-нибудь стать настолько же успешным, как великий норвежец?
- Нет, я никогда не добьюсь такого же успеха, поскольку я не хочу гоняться так долго, как делает это он.
- Хорошо, но хотя бы повторить рекорд Уле Эйнара, который он установил в Солт-Лейк-Сити в 2002 году, и стать абсолютным олимпийским чемпионом. Это возможно?
- Знаете, возможно все. Когда я выиграл первое золото в Сочи, все хотели, чтобы я сделал это во второй раз, то же самое после второй медали, все хотели от меня третью. Посмотрим.