Один из ведущих российских арбитров Владислав Безбородов рассказал корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о том, почему ему нравится судить Романа Широкова, вспомнил проверку от тезки Радимова, и поделился наличием лингвистических проблем в общении с отечественными футболистами.
Судейство никогда не надоест
- Владислав, на финише сезона вам хочется получить топ-матч или, может, чемпионат уже поднадоел?
- Ну что вы, судейство никогда не надоест.
- Неожиданный ответ.
- Это лучшая профессия в мире.
- Нервная.
- А что в этом мире не нервное?
- В офис посидеть не тянет?
- Разве это лучше? Или спокойнее? Я был по обе стороны – и в офисе сидел, и на поле работаю – считаю, что наша динамичная профессия, при которой перед тобой постоянно меняется картина, ты ездишь по городам, участвуешь в матчах, придает такой адреналин, от которого нельзя устать.
- А еще встречаешься в подтрибунных помещениях с непонятными персонами…
- …сейчас как раз все понятно. В подтрибунных везде камеры, все цивилизованно, европейский стандарт. К счастью, я не застал те времена, когда моих коллег встречали сомнительные личности.
- В гостиницах в дверь никто не стучится и по телефону не звонит?
- Об этом я узнаю только из рассказов ребят, которые судили еще в начале 90-х. Меня никто никогда не пугал.
- На поле кого предпочитаете судить?
- Играющие команды, которые не мучаются на поле, а хотят играть в футбол. Называть, правда, не буду, а то скажете потом, что у меня какие-то особые предпочтения к кому-то из них. Думаю, вы сами вполне можете определить, кто у нас играет, а кто мучается.
Думающие игроки с трезвым взглядом
- Кто из самих футболистов для арбитра понятен, но сложен?
- Думающие игроки с трезвым взглядом на поле. Это Роман Широков из "Краснодара". Он делает порой совершенно неожиданные и непредсказуемые ходы, и удовольствие от них получают не только зрители, но и судьи, ведь любопытное развитие атаки такие люди сопровождают, как правило, чистым отбором. В ЦСКА в центральной зоне что-то подобное делал Кэйсукэ Хонда, Зоран Тошич интересен. А в принципе, лидер любой команды первой восьмерки отличается подобным.
- Отчасти как тренер смотрите на поле?
- Был у меня опыт в КФК, где я и тренировал, и судил одновременно. Бегал по полю и выкрикивал подсказки: "Шире!", "Открыться!", "Перевод на другой фланг!". Сейчас я себе, конечно, такого не позволяю, но смотрю на футбол со всех возможных ракурсов.
- Центральным матчем концовки чемпионата вырисовывается "Локомотив" – "Зенит", но вам, видимо, в силу питерской принадлежности не доведется на нем поработать.
- Прецеденты были, когда московский арбитр обслуживал московский клуб. Для меня нет разницы в названиях команд, могу и этот матч отсудить, и гарантирую, что все будет объективно и даже более чем объективно. Но есть и другие хорошие встречи – ЦСКА – "Локомотив" в последнем туре. А вообще сейчас все матчи с участием фаворитов – это финалы. Работать на них нужно безупречно, чтобы участвовать в следующих турах.
- Из коллег кого можете отметить?
- Интересно дебютирует Левников-младший (Кирилл). Парень из футбола, игру понимает, все данные есть, смотришь на его манеру бега на поле, передвижений и жестов, так и видишь Николая Владиславовича (Левникова-старшего, экс-арбитра ФИФА и нынешнего председателя комитета по судейству и инспектированию РФС). Из возрастных ребят кого-то выделять некорректно, да и на одном примерно уровне мы работаем, стараемся поддерживать друг друга. Очень интересен мне мой приятель Милорад Мажич из Сербии, с которым вместе начинали, друг за другом подсматривали, брали что-то взаимно, а сейчас он попал на чемпионат мира. Трудился, не ошибался и доказал, что судья из Восточной Европы сможет стать участником мирового первенства, несмотря ни на что. Сегодня даже есть понятие "метод Мажича", подразумевающее постоянное движение по полю с изменением позиции и не допускающее застаивания.
- Поначалу я думал, что чересчур много суеты от этого, и она необязательна. Но нынче полагаю, что если этот человек попал на чемпионат мира, то, наверное, его метод функционирует. И теперь он тоже оказывает на меня некоторое влияние.
- Стало требоваться больше "физики"?
- Физическое состояние – фундамент работы. Да, мы не боремся за мяч, не ведем верховую борьбу, но объем беговой работы – рывки, остановки – бывает даже больше, чем у футболистов. Около 13-14 километров порой пробегаем.
- На уровне опорного полузащитника в напряженном матче.
- Бывает, бегу во время игры и обгоняю нападающего, а также защитника, который в это время возвращается в оборону. Когда я их оставляю у себя за спиной, это доставляет мне истинное удовольствие.
- Удовольствие "сделать" форварда?
- Нет, просто когда такое происходит, ты понимаешь, что всегда находишься рядом с эпизодом и от этого ты уверен в себе. Иной раз даже крикну ему: "Догоняй, а то я уже открыт здесь, а ты еще там, вне позиции".
Розетти судей раскрепостил, а Иванов нас полирует
- Придут времена, когда у нас в мире будет свой авторитетный арбитр, как когда-то Алексей Спирин, потом Николай Левников, потом Валентин Иванов?
- Надеюсь, что они не за горами, и вот в чем дело: наши судьи раскрепостились за время работы Роберто Розетти (на посту главы департамента судейства и инспектирования РФС), Валентин Валентинович (Иванов) немножко полирует арбитров и гладит против шерсти, что для нас тоже полезно, чтобы быть всегда в тонусе. Если взять ситуацию, которая была лет пять назад, и ту, которая сложилась за последние два-три года, то можно сказать, что судейский корпус развивается. Но, к сожалению, судью нельзя вырастить быстро. Такой арбитр должен отработать продолжительное время, а в условиях этого самого продолжительного времени ты испытываешь очень большую инерцию. Ты не можешь судить нормально один-два месяца, а потом ошибиться, ты должен судить пять лет без грубых промахов, и только тогда тебя могут рекомендовать на большой турнир. Почему нас всегда спрашивают: на носу чемпионат мира, а из наших никто не едет? Но мы сами об этом знали уже года два с половиной назад. Именно за этот срок начинают определяться расширенные списки арбитров, за которыми следят и из которых выбирают тех, кто будет обслуживать чемпиона мира или Европы. Не попал в список три года назад, забудь про чемпионат.
- Сами рассчитываете войти в обойму лучших рефери мира?
- Желание есть, понимание есть, но все равно ты заложник каждой следующей игры. Ты должен выходить и показывать безупречность, безупречность и еще раз безупречность. Чтобы при прочих равных ты был на шаг впереди, на голову выше. Сделаешь это, и когда-нибудь тебе поступит звонок из УЕФА. Или письмо пришлют. Вообще все дебюты прекрасны. Помню, как (экс-глава судейского корпуса) Сергей Владимирович Зуев доверил мне первый матч в премьер-лиге. Это был не звонок, а такая намекающая на что-то рекомендация. Месяца за два до события меня попросили психологически настраиваться. В июне, сказали: скорее всего, будет игра. Какая именно, никто не знал, но это оказался матч "Крылья Советов" – "Кубань". Было очень волнительно и радостно. Особенно после игры, так как дебют прошел удачно. И драматично – с пенальти на последней минуте, с вырванной результативной победой - 3:2. Люблю такие матчи.
- Всех новых судей всегда кто-то поддавливает. Игроки всегда проверяют каждого новичка и будут проверять.
- Кто на вас покушался?
- Был у нас такой, как сейчас помню, ершистый полузащитник – Радимов Владислав, любитель немножко передернуть судей. Особенно когда он видел перед собой молодого арбитра. Как-то его дисквалифицировали в матче за основу "Зенита" и пришлось ему, как говорят, получить практику в дубле. Прекрасно помню, что он делал тогда на поле, устроил мне некую проверку.
- Отвечали?
- Конечно, отвечал, ровно тем же, что и он в мой адрес произносил.
- Нецензурно?
- По-разному (Смеется). Иногда по-другому некоторые игроки не понимают. Правда, делать это нужно так, чтобы не распространять все на окружающих. Судья ведь не имеет права разговаривать с футболистом в таком тоне, но инициатива, как правило, идет в таких случаях от игрока. Поэтому внутренние диалоги должны оставаться при двух собеседниках, чтобы вокруг никто ничего не понял. У нас-то вообще такое воспитание, что к футболисту нужно обращаться на "вы". Но некоторые из них не могут воспринимать такого отношения. Даже если арбитр старше его на двадцать лет.
- Обращение "товарищ судья" еще в ходу?
- У кого-то проскакивает. Называют "реф", "судья", но "господин судья" к нам никто не обращается (Смеется).
- А "эй, ты"?
- По-разному, на эмоциях, которых в футболе уйма, можно все, что угодно ляпнуть. Но судья обязан держать подобные вещи на дистанции и не опускаться до уровня тех игроков, которые выплескивают на тебя негатив.