Рейтинг@Mail.ru
Марина Зуева: Мерил Дэвис может прокусить горло? Ну она же Шехерезада - РИА Новости Спорт, 29.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Фигурное катание/коньки
Фигурное катание

Марина Зуева: Мерил Дэвис может прокусить горло? Ну она же Шехерезада

© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкАмериканские фигуристы Чарли Уайт и Мэрил Дэвис, занявшие первое место в соревнованиях танцоров, и их российский тренер Марина Зуева (слева направо)
Американские фигуристы Чарли Уайт и Мэрил Дэвис, занявшие первое место в соревнованиях танцоров, и их российский тренер Марина Зуева (слева направо)
Читать в
Дзен
Марина Зуева, тренер олимпийских чемпионов в танцах на льду Тессы Вирчу/Скотта Мойра и Мерил Дэвис/Чарли Уайта, рассказала корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о своей жизни в Северной Америке и о том, как из непропорциональной девочки сделать олимпийскую чемпионку, а из веселого хоккеиста – спринтера-фигуриста, выигравшего золото в Сочи.

Марина Зуева, тренер олимпийских чемпионов в танцах на льду Тессы Вирчу/Скотта Мойра и Мерил Дэвис/Чарли Уайта, рассказала корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о своей жизни в Северной Америке и о том, как из непропорциональной девочки сделать олимпийскую чемпионку, а из веселого хоккеиста – спринтера-фигуриста, выигравшего золото в Сочи.

 

Ученики хорошие

 

- Мне перестало хватать широты в своей узкой профессии, - начала Зуева рассказ о переезде в Америку. - Канады я видела много на соревнованиях. Ванкувер, Монктон, Оттава – я там выступала, даже выигрывала, и понимала, чего мне не хватает. Музыка Голливуда, мюзиклы и джаз. В СССР это было недоступно, а мне хотелось это изучить. Я приехала туда, но мне совершенно не была интересна их местная жизнь. Я ее не познавала, мой фокус видения был очень прямой и узкий - моя работа. Мне был любопытен мой крохотный профиль, и резон мой был – исключительно фигурное катание, а не политические или социальные вещи. Весь бизнес нашего вида спорта в 90-е годы был в Северной Америке. Советский Союз прожил выдающиеся 70-е и начало 80-х и пошел на спад в 90-е. Почему? Даже не нужно меня об этом спрашивать, не задумывалась о таких глобальных делах, это просто не мое направление мыслей. Возник спад: мое дело – поднять. На своем локальном участке. За счет чего? За счет нового и опять-таки своего, локального. Голливуд, мюзиклы и джаз. Ну и модерн-балет с акробатическим цирком. В этом я видела прогресс свой и своих учеников. 

- А я-то думал, что такие, как вы, Марина Олеговна, смотрят на ученика и выводят смысл жизни.

- Если смотрю вширь, то на другие виды спорта. Собираю такие "коннекшнсы", продолжаю изучать музыку, книги читаю, и, естественно, продолжаю собирать информацию для своей профессии. 

- Вы 23 года в Северной Америке и продолжаете считаться представителем русской школы.

- Да, конечно. И воспринимают меня как русского тренера. Все равно и до сих пор. 

- Североамериканское влияние не переформировало фундамент?

- Трудно сказать. Мне ведь и в России говорили, что я работаю по-другому, не как все русские тренеры. Легко и просто. Я все время слышала: "Как тебе легко дается". Правда, приговаривали: "Потому что у тебя ученики хорошие". С 1982 года как начали говорить и приговаривать, так по сей день и продолжают. Я с ними соглашаюсь: действительно хорошие.

- Гордеева/Гриньков – 13 лет сотрудничества, Дэвис/Уайт – 13, Вирчу/Мойр – 10. Как за столько лет друг другу не надоесть?

- Развиваться. Я у них учусь, они – у меня…

- Связки тренер - фигуристы, получается, покрепче, чем тренер - тренер. Вы как хореограф…

- …я как профессиональный тренер. Это прежде всего! Я уже тренировала и только потом появилась ставка "тренер-хореограф", которую впервые присвоили как раз мне. Лесгафт закончила, потом балетмейстерское отделение ГИТИСа. Меня нельзя воспринимать тренером без "хореографа", как и хореографом без "тренера". 

- Но за "коньки" отвечал у вас кто-то другой. 

- Разделение труда на узкие специализации. 

- И вы в этой узости…

- …подбираю музыку в нужный момент нужному исполнителю. Получается всегда. 

- И к вам опять подходят с фразой "ученики у вас хорошие".

- Спрашивают: "Как так получается, Марин, что программа так подходит твоим хорошим ученикам?"

- И как так?

- Интуиция. Читаю много, слушаю много, смотрю много, а потом смотрю на хороших учеников и… Все вижу.

- У Гарри Каспарова спрашивали, почему он такой умный за доской. Он тоже сказал про интуицию, а не про "изучал-изучал-изучал".

- Но все равно он "изучал-изучал-изучал", oк? Интуиция замечательно работает, только когда есть опыт. 

- Тяжкий?

- Нет, легкий и радостный, как у меня. Это правда. 

- Олег Романцев, футбольный тренер, тоже опиравшийся на единый командный стиль, говорил, что подбирал игроков не столько после анализа, сколько после интуитивных посылов.

- А у меня не так. Я не могу выбирать в отличие от него.

- Как это?

- Ко мне просто приходят.

- Но вы можете отказать.

- Пока не отказывала. 

- Ни разу?

- Нет, тренирую всех, кто попросит.

- И "хороших учеников" у вас должно быть несколько тысяч.

- На протяжении всей карьеры их и вправду было очень много, и я этому очень рада, потому что со всеми у меня очень хорошая связь. Здесь внизу (на тренировочном катке в Олимпийском парке Сочи) сидит Черноусов. Очень взрослый мужчина уже. Подходит и с неподдельной радостью спрашивает: "Марина Олеговна, а вы меня помните? Вы же мне программу делали". Ему я ставила программы еще в ЦСКА. Представляете, сколько лет прошло? Тридцать? Тридцать два.

- И что, вспомнили?

- Естественно. А канадцев сколько так подходит! Мой первый experience – Карен Кадэви. За три сезона я ей поставила множество самых разнообразных программ. На столетие чемпионатов США пригласили всех чемпионов. Карен с радостью всем рассказывала о нашей совместной работе и дружбе. Пиар был отменным.

- Вы в таких кругах еще нуждаетесь в представлении?

- Не нуждаюсь, но далеко не всем было известно, что я работала с Кадэви.

- И много таких случаев, о которых мир еще не знает?

- Наверное, да. Когда приехала в Канаду, то по контракту должна была работать со всеми, начиная с пятилетних. В одной группе у меня была девочка Шивон, в другой – мальчик Джош. Мама Шивон – ирландская канадка, а папа – ливанец. Тренировала я их в одиночном катании, прыжочки были слабенькие у обоих. Попробовала поставить их в пару, где Джош опять меня не впечатлил, а Шивон по-прежнему боялась прыгать. Но у нее были такие огромные глаза – это такая красота, которая придавала мне уверенности в ней, и в 13 лет Шивон Карам/Джошуа Макграт стали чемпионами Канады среди юниоров в танце. Добились результата на своем уровне, принеся мне первый успех после того, когда я действительно взяла мальчика и девочку и довела их до дуэта чемпионов. 

- А потом?

- Выступали на этапах Гран-При и пошли учиться.

 

"А знаете, какая Мерил была?"

 

- Большое количество пар не сбивало концентрацию?

- Огромного количества и не было, было 200 поставленных программ в год. Ехали дети и взрослые, танцоры и пары, из Монреаля и Торонто. Это помогло мне развиться.

- Но как развиться без приоритета?

- Я как будто качала мышцы и становилась сильнее. Потом я давала своим спортсменам все большие нагрузки, и они тоже всегда оказывались сильнее. Чем больше времени я концентрировалась на катке, тем выше было качество.

- Вы говорили, что паре двукратных олимпийских чемпионов Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков вы придумали стиль.

- Я увидела, в чем лучше они будут выглядеть, и все. 

- Это обсуждается с фигуристами, или тренер все видит?

- Знаете, работаю я с Такахико Кодзукой, девять лет уже, с тех пор, когда он был 12-летним мальчиком, и каждый год он ко мне продолжает приезжать. Потому что мы в фигурном катании не используем красоту – мы ее показываем. Увидеть, развить, иногда – вытащить. Мама Чарли Уайта как-то сказала, что я раскопала в ее сыне душу. Он же был маленьким хоккеистом, а стал выразительным фигуристом. И это случилось недавно. Он совсем недавно понял, что на самом деле он не просто спортивный веселый мальчик, а фигура с особой индивидуальной душой.

- И он это принял?

- Он раскрыл это. Этот процесс ведь как выглядит? Прихожу я и говорю сделать то и то? Нет, это процесс совместного роста и творчества. Каждый день, каждый час мы узнаем друг друга. Знаете, какая Мерил была? О них с Чарли писали, дескать, роста небольшого для танцев. Небольшого - я согласна, конечно. Но с самого начала я видела, что она уникальна, и прежде всего своим видом. Она глубоко элегантна и эстетична внутри. Обратите внимание, она не делает ни единого фальшивого движения, в ней вы не увидите фальшивых чувств. Она очень…

- Неманерная?

- Да. 

- Из сказки?

- Да, еще она очень редкая. Редкого вида. Я всегда ей говорю: "Мерил, ты у меня маленький цветочек". 

- У нее и голос такой же – высокий, но убаюкивающий.

- Но на нее все время давил ее рост. Считала себя очень маленькой, причем усугубляли проблему сами судьи, объясняли ей, что не может она занять желаемого места из-за роста. И это ей внушали с детства. А я всегда смотрела на нее с другого ракурса.

- При этом вы говорили, что у нее с Чарли нет супергармонии как у Тессы со Скоттом.

- Да, это так, и оно так и есть. У них разный путь к победам. Тесса и Скотт, Катя и Сережа (Гордеева/Гриньков) – это путь гармонии или, как скажут американцы, chemistry. Взгляните, они выходили на лед, музыку еще не включили, они еще не сделали ни шага, а картина уже есть. А дальше мы просто показываем эту картину в том ключе, чтобы все наслаждались.

- А для меня как для дилетанта картина – это в первую очередь Мерил и Чарли. Вирчу/Мойр – это обычные канадские ребята из колледжа, которым к лицу тинейджерские балахоны, а Мерил совершенно из художественного романа, и ее кудрявый кавалер оттуда же. 

- Приятно слышать. Очень. Я не зря как специалист работала над взаимоотношениями между Мерил и Чарли на льду, над их драматическими качествами. Когда я впервые увидела Мерил, ей было 13 лет, она была блондинкой с короткой стрижкой, внешне непропорциональной. Чарлику было 12, парень с короткими волосами, цвет их даже не помню. Помню, когда сказала о том, что нужно ему отрастить волосы, очень обрадовалась его мама. Сам Чарли до сих пор не любит отращивать свою гриву, но глаз ведь оторвать от нее невозможно, настолько все гармонично. А тогда у них был тренер в детройтском "скейтинг-клабе", который просто попросил мне ставить им программы: помимо танцев я делала постановки для Чарли и в одиночном катании. Почему тренер выбрал меня, я до сих пор не знаю. Может, он увидел, что они мне понравились? В общем, затем мы сделали аккуратную прическу Мерил, и она стала нестандартной, загадочной и того самого редкого вида. 

- Очень нестандартной. Вроде смотришь на нее как на сказку, но не знаешь, чем сказка закончится – то ли она останется такой же прекрасной, то ли перекусит принцу горло. 

- Ну, да. Шехерезада. Это ее.

 

Крис и Кристи тренировал брат Криса

 

- Стиль Дэвис/Уайт вы создавали, а ломать его у кого-то приходилось?

- Ко мне никогда не приходили готовые чемпионы. Моя практика – это взять детей и смотреть, как они растут. Такахико, Шивон, Мерил, Чарли, Тесса, Скотт…

- Все у вас с детства. Тотальная фундаментальность.

- Зрелые приходят за постановками. Очень много ставлю для китайских пар. Были у меня Крис и Кристи Вирц. И Крис, и Кристи тренировал брат Криса. 

- Скороговорка прямо. 

- А сам Крис сейчас тренирует дуэт Кирстен Мур-Тауэрс/Дилан Москович, которые заняли на Олимпийских играх в Сочи пятое место. И я такая гордая, что мой ученик стал тренером и добился успеха. И он всем рассказывает, что у меня многое взял. Счастье, когда такой контакт. Так вот тренировал Вирц тот самый брат Пол, я была постановщиком, но в какой-то момент Пол попросил меня полностью забрать пару себе, сказав, что сложно, когда брат тренирует брата. Вот и получилось, что брат передал мне брата с женой, и я на три года оказалась их главным тренером. 

- Тренером зрелой пары. Радикально не меняли их?

- Менять? Нет. Я просто нашла для них наиболее гармоничный стиль, но который содержал те движения, которые они любили. В этом ключ к любви спортсменов к тренеру. Еще я никогда не настаиваю с музыкой, предлагаю и предлагаю. Не нравится – беру предложения. Музыку ведь опасно навязывать потому как если исполнитель не чувствует движения, ему неинтересно работать. А мне неинтересно ставить программу в таком случае. 

- И когда такое было?

- Никогда. 

- Дэвиc/Уайт и Вирчу/Мойр отказывались от ваших музыкальных предложений?

- Были такие случаи. А были и такие, когда я готовлю музыку, формирую идею, ставлю ее на льду, вижу Вирчу/Мойр, но… не вижу программы. И сама все отвергала. Сколько раз! На своих же идеях ставила крест. 

- И какие критерии были?

- Критерий один: взгляд на лед. Видно. Сразу видно – получится или нет. Надевает девушка платье, видно, подходит оно ей или нет?

- Не всегда видно.

- Ну, конечно, всегда! Вы надеваете пиджак, вам же видно, подходит он вам или нет. Или вам все подходит?

- Нууу… Смотря, с чем надеть.

- Oк, с чем надеть – правильно. Но вы видите, что что-то нужно еще вставить, чтобы "сидело". Или размер поменять. У женщин с этим по-другому немножко, а в танцах на льду видение требуется немного потоньше. Согласитесь, когда Чарли ускоряется в конце программы, он как стометровку бежит? И зрители в этот момент не сидят, а бегут с ним. Ярко, эмоционально! Это захватывает. Вот вам тот самый критерий: я видела, что Чарли это сделает лучше всех.

- Да, кому-то бежать не нужно.

- Кому-то лучше вообще не бегать. 

- Лучше взмахнуть рукой.

- Или посмотреть на партнера. 

 

Нужны не солдаты, а соратники

- Передача смысла разве не в коньках?

- Чем отличаются детишки от взрослых фигуристов? Балансом. Ты стоишь на одной ноге на остром коньке, а центр выразительности – голова. Которая зависит от техники владения коньком. Такой вот маятник. Поэтому передача смысла в органике, она возможна при классной технике и классных драматических навыках. 

- Вы как-то говорили, что без коньков нельзя чего-то выразить.

- На сцене или на полу не создать программу, которая бы летела. Там где лед – воздух. 

- Классический балет не самодостаточен?

- Самодостаточен, но это совершенно другое и совершенно не такое, как в фигурном катании. У нас, например, статические вещи не смотрятся, но настоящего полета вы не увидите нигде, кроме как у нас. 

- До какой степени разнообразны ваши фигуристы?

- Дэвис/Уайт – это очень разнообразный стиль. Вальс, индийский танец, классическая "Жизель", драматический Нотр-Дам. Вирчу/Мойр, наверное, могут более глубоко передать классический дуэт адажио. Смотрите, сначала у Тессы была "Забавная мордашка" (Funny face, программа по мотивам мюзикла 1957 года режиссера Стенли Донена). В главной роли Одри Хэпберн – любимая актриса Тессы. И моя тоже. А потом - "Кармен", которая шокировала резкой сменой имиджа Тессы в женщину-вамп. 

- Сами ребята не боялись такого поворота?

- Так интересно же, чего бояться? 

- А волнение? Как получится, как примут?

- Как исполнишь, так и примут. Мы ведь не на пустом месте работу выстраиваем, приглашали специалистов по модерн-танцу, по фламенко, где своеобразные движения. Я сама профессиональный хореограф, но при смене стилей необходима еще большая специализация, ведь детали, которые создают качество, должны вносить компетентные люди.

- Были проблемы?

- Были. Даже в программе на тему балета Глазунова "Сезоны", которая так подходит Тессе и Скотту. Смешно представить, а что же им может здесь не подходить, ведь это тема взаимоотношения мужчины и женщины? Их тема. Но работа была огромная, делали много изменений. 

- Судя по вашим интервью, ваши любимые слова - последовательность и дисциплина. 

- Самодисциплина. Если я прихожу на работу вовремя и не пропускаю ни одного тренировочного дня, если я не болею, а в отпуск хожу раз в год вместо шести, то в этом есть смысл.

- Но танцы на льду – это творческая штука, не подразумевает ли она некоего разгильдяйства? Для освежения мозгов.

- Может, кому-то оно и нужно, а мне – наоборот. И мозг у меня свежий всегда. Я рано встаю, бегаю, вегетарианка. 

- Сочетание творчества и дисциплины у вас с детства?

- По-моему, каждый человек становится таким, каким он хочет быть, и живет той жизнью, которую сам себе выбирает. Я видела примеры не столь дисциплинированных тренеров, и мне всегда хотелось быть для своих учеников дисциплинированным тренером, который бы их любил и уважал. 

- Сами спортсмены имеют возможность быть недисциплинированными?

- Имеют, но чемпионами становятся другие. Поэтому важно объяснить это спортсмену, а не требовать от него дисциплины. 

- Александр Жулин, вспоминая самого себя, говорил, что был творческим, но не признавал, когда на него давит тренер. Затем он сам стал тренером и говорил уже о том, что ему нужны солдаты. 

- Мне не нужны солдаты, мне нужны соратники. 

- Друзья в работе на протяжении десятилетий? 

- Да. 

- В футболе есть поверье: на построение команды нужно три года. 

- На моих глазах одну выдающуюся канадскую пару создали еще за меньший срок. Это Жами Сале/Давид Пеллетье. В других своих парах они получали травмы, регрессировали, а потом сошлись вместе. Как я понимаю, у них был одинаковый ритм движений, потому что они моментально стали исполнять все трюки парного катания очень быстро, очень чисто и очень четко. По этой причине у них пропали травмы, и они за считанное время стали большими фигуристами. 

- За меньший срок создали не просто пару, а олимпийских чемпионов.

- На их примере я полностью поменяла свое представление о подготовке и нагрузках. Тем более я в то время тренировала пару спортивного долголетия – Вирц/Вирц.

- Спортивного долголетия? А у вас в лексиконе есть понятие "отработанный материал"?

- Нет.

- Вы едва не поперхнулись, отрицая это.

- Потому что это ну совершенно не про меня. 

- Джейн Торвилл и Кристофер Дин, видимо, и во второй раз в профессиональный спорт вернулись бы, если бы пришли к вам.

- Не знаю, пришли бы, не пришли бы. Легендарная пара, которая с самого начала работала со своим тренером Бетти Каллауэй.

- Взглядом из сегодняшнего дня они по-прежнему гениальны?

- Да. Для меня – да. Каждый чемпион вносит что-то интересное, драматизм с колоссальной энергией, как Наталья Бестемьянова/Андрей Букин, инновацию в поддержках и идейность программы, как Марина Климова/Сергей Пономаренко, или идеальную технику, быстроту конька, оригинальность движений, как Оксана Грищук/Евгений Платов. А Людмила Пахомова/Александр Горшков и вовсе доказали, что танцы на льду – это спорт, и благодаря им наш вид стал олимпийским. Но вы можете посмотреть на чемпионов Олимпийских игр, предшествовавших Сараево-1984, где Торвилл и Дин явились со своим "Болеро", и вы увидите разницу. Торвилл и Дин – это совершенно обособленное видение композиции программ в танцах на льду, переплетение и, я бы сказала, переливание движений, ни одного бегового шага… Таких постановок просто не было. Я видела, как они работают, потому что работала с ними на одном льду. Я начинаю подготовку программы со своими учениками, Торвилл/Дин начинают тренировать один элемент, я уже поставила программу – Торвилл/Дин работают над тем же элементом, мы пошли отдохнули, вернулись, а Торвилл/Дин оттачивают тот самый элемент. Часов шесть. Что это? Это желание быть идеальным. Они – пример для меня. 

- Вернемся к эксплуатации мыслей и наблюдений Жулина. Он уверен, что "параллельнее" Торвилл/Дин не будет кататься никто и никогда.

- А вот тот самый элемент, о котором я вам рассказала, касался как раз параллельности. Если в мире попадется еще такая пара, которая будет часами-часами-часами добиваться совершенства-совершенства-совершенства исполнения, тогда она может приблизиться к ним.

- Жулин говорит, что среди нынешнего поколения пар таких пахарей, как он сам, нет, а таких, как Торвилл и Дин, и не было. Ваши олимпийские чемпионы…

- …работают очень много. Очень и очень. Отвечаю за это. Мерил и Чарли не удавались латинские танцы, очень трудно им было схватить и ритм, и движения. Нужно было все это выучить. Пригласили специалистов. Мерил и Чарли приходили и работали по шесть, по восемь часов подряд. Учили движения – закрепляли, учили новые – закрепляли. А потом они выходили тренироваться на лед.

- Наши, говорят, то, что тренер дает, выполняют, а вот сами инициативу не проявляют.

- Мои после тренировки всегда подходят со словами: "Марина, что мы еще должны сделать? Вот только скажи, и мы сделаем". Я говорю, если увижу, что недостает вам быстроты движения или мягкости, то скажу вам, и тогда сделаете. 

- Прогоняли их с тренировки?

- Не прогоняла, а рекомендовала. Лучше, говорю, послушайте меня и сегодня отдохните. А на следующий день говорила: лучше меня послушайте и еще разочек повторите. И так каждый день, а потом одна Олимпиада, и две пары – чемпионы и серебряные призеры, затем следующая, и опять две пары… Я очень рада, что смогла их подготовить психологически и физически. Физически это очень трудно… Нет, вот зря я сказала, что трудно. Не трудно, а творчески объемно. Все-таки трудно – это когда ты по две недели делаешь одно и то же, по схеме, а у нас всякие варианты и всякие детали, которые меняются. Физическая подготовка, она на самом деле похожа на подготовку программы. Схема-то есть, но детали играют куда более важную роль. 

 

Выиграть Олимпийские игры – не самоцель

 

- Две ваши пары чемпионов высокопрофессиональны. В Ванкувере одни - первые, другие - вторые, потом первые стали вторыми, а вторые – первыми. При этом они демонстрируют дружбу между собой, и вы – тренер между ними. Ведь есть некая грань, которая может взорваться.

- Безусловно. Но даже если эта грань в какой-то момент взорвется… Понимаете, те, кто выиграл, им взрываться не с чего, а вот Тессе со Скоттом трудно. 

- Трудно что?

- Уступить. Но мое отношение к этому тренерское, я сделала все, что смогла. Если бы у меня была одна пара – Тесса/Скотт, то программа выглядела бы точно так же. И подготовка была бы такой же, потому что их подготовка никак не зависит от подготовки Мерил и Чарли. Они работают на одном катке, в одно время, но я не работаю с ними совместно. И вот здесь важна та самая дисциплина, которую мы с вами обсудили. У них совершенно разные физиологические и физические особенности. Сейчас единственное, чего бы мне хотелось, это, чтобы у Тессы со Скоттом осталось чувство гордости за их карьеру и чувство радости за то, что вторые Олимпийские игры они показывают высший уровень фигурного катания. 

- Они могут продолжить?

- Кататься они могут. Да, у Тессы были травмы… Им нужно почувствовать, что бы они еще хотели сделать в спорте. Если они не почувствуют этого, значит, наверное, закончат. Но у меня не было разговора ни с одной, ни с другой парой по поводу следующего олимпийского цикла.

- Но для Дэвис/Уайт все только начинается.

- Сейчас им надо осознать, что они сделали в Сочи, ощутить, что им дальше хочется сделать, что они могли бы сделать. Если есть силы в себе, они продолжат кататься. 

- Пара бронзовых призеров Игр-2014 Елена Ильиных/Никита Кацалапов сильно уступает вашим?

- Не знаю, и дело тут совсем не в корректности моих высказываний, а в том, что я видела их лишь на соревнованиях. А там мы видим только то, что получилось. На тренировках все бывает гораздо лучше. У некоторых - наоборот.

- Наши олимпийцы порой в результате на Олимпийских играх видят смысл жизни.

- Это ведь от тренера зависит. Для меня выиграть – не самоцель. Самоцель – самосовершенствование. И это я стараюсь донести до спортсменов. 

- Все большие тренеры так считают. 

- Если к своему делу относиться серьезно и с любовью, то такой настрой обретет такие формы, что все, и ты в том числе, воскликнут: "Wow!" А завершится все само собой - первым местом.

- Когда Валерий Лобановский объяснял нечто подобное киевским динамовцам, они ему отвечали: "Валерий Васильевич, а если не выиграем?" С тем смыслом, что не поймет никто новых идей без места в турнирной таблице. 

- Да не бывает такого. Правда. 

- Ну да, у вас и сфера другая, и страна другая.

- Да все другое. У нас ведь после соревнований тоже не все понятно бывает: почему у этой пары такой результат, а у той – другой? Прокатались чисто все, но кто-то первый, кто-то второй. 

- Вы любуетесь другими парами? 

- Любуюсь очень многими, если у меня есть возможность на них посмотреть. Но, слава богу, в последнее время у меня такой возможности нет. Мы ведь всегда выступаем в конце и всегда побеждаем. Надеюсь, все это продолжится спустя четыре года в Пхенчхане.

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Футбол
    Завершен
    Фрайбург
    Вольфсбург
    3
    2
  • Футбол
    Завершен
    Зволле
    Виллем II
    0
    1
  • Футбол
    Завершен
    Тулуза
    Сент-Этьен
    2
    1
  • Футбол
    Завершен
    Эмполи
    Торино
    0
    1
  • Футбол
    Завершен
    Вальядолид
    Валенсия
    1
    0
  • Футбол
    Завершен
    Дерби Каунти
    Пoртсмут
    4
    0
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала