Олег Ореховский в своем первом интервью после утверждения в должности главного тренера подмосковного "Витязя" объяснил корреспонденту агентства "Р-Спорт" Семёну Галькевичу, как ему удалось возглавить клуб Континентальной хоккейной лиги спустя всего шесть лет после завершения карьеры игрока, поделился своим тренерским и жизненным кредо и представил свой вариант оптимального решения вопроса по лимиту на легионеров.
- "Витязь" теперь возглавляет самый молодой главный тренер в Континентальной хоккейной лиге.
- Не все же Андрею Назарову быть самым молодым (смеется). Хотя, если честно, даже не задумывался об этом. Я бы хотел начать со слов благодарности в адрес руководства хоккейного клуба "Витязь" за оказанное мне доверие. Приложу все усилия, чтобы оправдать надежды, которые связывают со мной в клубе.
- Какие ближайшие планы? "Витязь" будет работать в Подольске до конца месяца?
- Нет, сегодня мы провели последнюю тренировку, завтра матч с болельщиками, и мы уходим в отпуск.
- Рады, что несколько месяцев не придется мотаться из Москвы в Подольск и обратно?
- Да все нормально, с этим нет проблем (улыбается).
- И сколько у вас уходит на дорогу с северо-запада Москвы до Подольска?
- С утра я добираюсь максимум за час пятнадцать. Из Подольска, конечно, дольше ехать – если днем, то часа полтора. Вообще, эта зима прошла неплохо, один раз всего не доехал.
- На игру опоздали?
- Нет, на тренировку, конечно (смеется). Снегопад был, и я с Профсоюзной до Ясенево два часа ехал, хотя там расстояние километра три, не больше. В итоге опоздал на тренировку, но это был перерыв в чемпионате, и там половина команды не смогла доехать.
- Давайте подведем итоги сезона-2013/2014. Реально ли было "Витязю" решить задачу выхода в плей-офф?
- Убежден, что задача была выполнима.
- Чего в таком случае не хватило?
- Главным образом нас подкосили травмы ведущих игроков в начале сезона, когда мы неплохо шли по очкам: Саша Королюк, Джош Хеннесси, Майк Иггулден. Считайте, мы остались без двух ведущих "центров" - это не могло не повлиять на нашу игру. Ребята, которые их заменили, не были готовы играть на постоянной основе, могли хорошо провести один-два матча, но не более.
- То есть, если бы не травмы…
- Нет, никто не говорит, что мы бы 100% вышли в плей-офф, но шансов было бы больше. Нехватка опыта была ощутима в этом сезоне: были матчи, когда мы выдавали идеальный хоккей в тактическом, физическом, эмоциональном плане, но стабильно играть так не получалось. Плюс еще один момент. Наш вратарь Иван Лисутин, бесспорно, провел очень удачный сезон, но будь у него достойный сменщик, все могло бы сложиться лучше. В тех матчах, когда мы давали Лисутину отдохнуть и ставили Юхана Баклунда, швед, к сожалению, не выручал.
- Лисутин провел не просто удачный сезон, а показал лучшую игру в карьере. У вас есть объяснение его прогрессу?
- Работа нашего тренера вратарей Михаила Шталенкова, и время, наверное, его пришло - все в совокупности. Да, Иван сыграл здорово, но это же его работа, на то он и высококлассный вратарь, чтобы выручать команду в нужные моменты.
- Прежнего тренера Юрия Леонова не будем критиковать? Тренерские просчеты были ведь в этом сезоне?
- Нельзя говорить о просчетах прежнего тренера, потому что все мы работали единым коллективом, шли в одном направлении. Какие-то ошибки были, но без этого не обходится.
- Другими словами вы продолжили дело Леонова?
- У каждого тренера свое мнение, свое видение, но кардинально я на самом деле ничего не менял, только нюансы.
- На работу каких специалистов вы ориентировались в начале тренерской карьеры? Или ориентируетесь и сейчас?
- У каждого тренера, с кем мне довелось поработать, были свои плюсы и минусы, от каждого что-то я взял для себя. Но подражать кому-то ни в коем случае нельзя, это неправильно - ты сам должен пройти через свои ошибки, чтобы вырасти. Если будешь копировать, то в критический момент может получиться так, что ты запутаешься, не будешь знать, что делать.
- Тогда поставим вопрос так: от кого из тренеров, с кем вы работали, больше всего почерпнули для себя?
- Наверное, от Зинэтулы Билялетдинова - все-таки с ним я дольше всего работал. Билялетдинов - профессионал до мозга костей, у него четко разбирались буквально все хоккейные нюансы. Тогда их было понимать тяжело и сложно, а сейчас я уже сам стараюсь донести все это до игроков. Все ребята, с кем мы вместе играли в "Динамо", скажут вам, что в то время у нас было негативное отношение к требованиям Билялетдинова, но сейчас мы понимаем, что все было правильно. Психология, общение с игроками – это моменты, едва ли не более важные, чем организация игры. И в этом плане многому можно было научиться у Валерия Константиновича Белоусова.
Рост стремительный, но постепенный
- Кто вас пригласил в "Витязь" два года назад? Леонов? Или президент Михаил Головков?
- Михаил Игоревич позвонил и пригласил в клуб.
- Леонов тогда уже возглавил "Витязь"?
- Я как раз, помню, сразу спросил у Головкова, кто будет главным, потому что для меня важно работать среди единомышленников. Узнав, что команду возглавит Леонов, с которым мы еще в "Динамо" играли, я дал свое согласие.
- Вспомните, как узнали о своем назначении исполняющим обязанности.
- Это был выходной, первый день паузы в чемпионате на Матч звезд, мне позвонили и объявили об этом решении.
- Были готовы?
- Любой тренер понимает, когда все складывается не так, как должно, и готов к такого рода новостям. Тогда как раз прошли первые четыре матча после Нового года, и хотя в трех из них команда уступила только по буллитам, игры не было, поэтому руководство решило, что пора вносить перемены.
- В регулярном чемпионате-2013/2014 под вашим руководством "Витязь" провел 11 матчей. Как оцениваете этот отрезок чемпионата?
- Скажем так, провалили мы всего один матч - в Череповце, где проиграли 3:7. Уже в первом периоде пропустили четыре шайбы, и не потому, что "Северсталь" что-то там показала, а из-за своих же ошибок, при полном попустительстве. Оказались не готовы мы к Череповцу после игры в Санкт-Петербурге (1:4), где мы ни в чем не уступали СКА, но все решило исполнительское мастерство питерцев – мы получили три шайбы, играя в меньшинстве.
- Спустя шесть лет после завершения карьеры вы стали главным тренером клуба КХЛ. Вы как сами все это ощущаете? Рост стремительный получается.
- Стремительный, я не спорю, многие идут к этому десятилетиями. Каждый год я делаю шаг на следующую ступень: первый сезон работал ассистентом в детской команде "Динамо", второй – там же главным, третий – в клубе Молодежной хоккейной лиги "Шериф", четвертый – в балашихинском "Динамо" из Высшей хоккейной лиги, пятый – ассистентом в "Витязе", а по ходу этого сезона стал исполняющим обязанности.
- После следующего сезона сборную возглавите? Или клуб НХЛ?
- Посмотрим (смеется). Я этим просто хотел сказать, что рост получается постепенным, что очень важно.
- Теперь нужно будет много общаться с прессой. Когда были ассистентом, журналисты редко вас беспокоили?
- Зато играл когда – часто, так что этим не удивить меня, я готов (улыбается).
- Пресс-атташе "Витязя" рассказал историю про то, как давал вам своего рода напутствие перед вашей первой пресс-конференцией в КХЛ. Услышав, что самое главное – это "расслабиться и говорить спокойно", вы спросили: "До какой степени расслабиться? Можно накатить?"
- Да, была такая шутка у нас (смеется).
Четыре золота Олега Ореховского
- Не все помнят, почему и при каких обстоятельствах вы завершили карьеру в 30 лет.
- В первом матче сезона-2005/2006 против ХК МВД я получил перелом берцовой кости. Операция была проведена неудачно, в результате следующий матч я провел только в следующем сезоне. Отыграв еще два года, я понял, что мне так и не удалось вернуться на свой прежний уровень. Все тщательно взвесив, летом 2008 года я решил завершить карьеру.
- У вас тогда уже был контракт с "Сибирью"?
- Все верно, но мы обо всем договорились с новосибирским клубом и расстались полюбовно.
- За вычетом чемпионата-2003/2004 и полутора десятков матчей в следующем сезоне за "Авангард" всю карьеру вы провели в "Динамо". Но предложений-то у вас было много?
- За годы игровой карьеры не приглашали меня только два клуба: "Магнитка" и "Ак Барс".
- То есть не раз перед вами вставал вопрос: уйти или остаться? Какое из непринятых предложений было самым заманчивым? Когда больше всего сомневались?
- Да особо-то я никогда не сомневался. Например, в 2000 году была ситуация: "Авангард" предложил очень большие деньги, я пошел к руководству "Динамо" и сказал: мол, таких же денег не прошу, но поднимите мне зарплату, и я останусь. Сначала мне отказали, но вскоре деньги нашлись.
- А в 2003 году все-таки не устояли перед предложением "Авангарда"?
- Деньги Омск давал большие, чем "Динамо", не отрицаю, но главная причина была в другом. Просто я решил, что нужно сменить обстановку. И все сложилось как нельзя удачно – в том сезоне я выиграл золото с Омском.
- Почему вернулись в "Динамо" по ходу следующего сезона? Домой потянуло?
- Нет, там получилось, что у "Авангарда" не пошли дела в начале сезона, и Валерий Константинович решил расстаться с группой игроков, среди которых оказался и я. Но все вновь сложилось удачно: мало того, что в том сезоне мы выиграли золото с "Динамо", так еще и "Авангард" обыграли в плей-офф 11:0.
- То чемпионство самое памятное из четырех?
- Да они все памятные (улыбается). Но если выбирать одно, то я бы выделил, наверное, золото 2000 года. Все-таки в 1995 году я даже не играл в плей-офф – уехал в юниорскую сборную. Поэтому победу в 2000 году можно считать первой полноценной.
- Зато в 16 лет вы отыграли всю "регулярку" сезона-1994/1995. Сегодня это кажется чем-то невероятным.
- Да, после Славы Войнова в "Тракторе", кажется, в 16 лет никто в основу не пробивался, а это было уже лет семь-восемь назад, но я не исключаю, что у нас появится кто-то настолько талантливый, что заиграет в основе клуба КХЛ в юном возрасте. Что до меня, то в какой-то степени мне повезло: середина 90-х – это было время повального отъезда наших ведущих игроков за океан. Если бы не это, вряд ли я бы заиграл в 16 лет.
- Вы застали рождение бойцовского "Витязя". Под Рида Симпсона не попадали никогда? И Дарси Веро вы застали?
- Был и Веро, и Натан Перро. Каких-то стычек с ними лично у меня не было.
- Как относились к тому "Витязю"?
- Против драк ничего не имею, сам дрался на льду, самое главное, чтобы грязи не было. Но когда в драке сходятся профессиональный боец и хоккеист, который никогда этим не занимался, получается уже какое-то избиение, которое можно приравнивать к уличной драке. Не должно быть такого в принципе, чтобы человеку "прилетало" ни с того ни с сего, а вообще хоккей с обилием силовой борьбы – это хорошо и правильно.
- В прошлом сезоне вы поработали с двумя последними тафгаями в истории "Витязя". Какое они оставили впечатление?
- Знаете, Тревор Гиллис - неплохой парень, но он находился под влиянием Джереми Яблонски, и это испортило его. Нельзя, конечно, сказать, что Гиллис - классный игрок, но для четвертого звена он вполне подходит: выполнял бы свою работу и в нужный момент мог бы подраться.
- В коллективе они были инородными телами?
- Вовсе нет, они нормально общались со всеми ребятами, особенно с молодежью любили возиться - что-то обсуждали, показывали. Молодым же все это интересно, негатива не было никакого от них.
Новый "Витязь"
- Александр Королюк заявил, что "Витязь" берет курс на омоложение. Это действительно так?
- Думаю, можно так сказать. Наши молодые игроки реально добавили в прошедшем сезоне, поэтому мы видим смысл в том, чтобы начать строить новую команду.
- Кто, на ваш взгляд, добился наибольшего прогресса?
- Могу сказать по защитникам - я все-таки большую часть последних двух сезонов был сконцентрирован на них. Яков Селезнев и Игорь Головков сегодня – это на порядок более сильные хоккеисты, чем те, которых я увидел, придя в клуб два года назад. Самое главное сейчас, чтобы они не ограничились этим, а продолжили работать, расти. Все это касается и других наших молодых игроков.
- Вы в селекционном процессе участвуете? Или работаете с теми игроками, кого дадут?
- Все решения по игрокам мы принимаем совместно с генменеджером Игорем Варицким, у нас всегда идет обсуждение. Существует много разных нюансов, я же понимаю, что не всех игроков, кого мне хотелось бы видеть в команде, мы можем себе позволить.
- Королюк останется в команде?
- Пока решения нет.
- Этот сезон у него получился смазанным из-за травмы…
- Концовку чемпионата Королюк неплохо провел, в семи матчах после Олимпиады только в одном не набрал очки. Королюк – это профессионал с большой буквы, профессионал, каких поискать, человек, с которого нужно брать пример.
- Если бы решение было исключительно за вами, оставили бы Королюка в команде?
- Считайте, что мои последние слова были ответом на этот вопрос (улыбается).
- Кстати, у вас не возникает проблем из-за возраста? В этом сезоне старше вас из игроков был Королюк, а в прошлом – еще Даниил Марков и Алексей Трощинский.
- Я даже не обращаю внимания на это. Проблем нет никаких, да и не может быть: мы все одинаково воспитаны и с уважением относимся друг к другу. Саша Королюк, Максим Афиногенов называют меня Олегыч, но и если Олег назовут, скажем, я нормально отнесусь.
- Перед началом сезона большие надежды возлагались на пришедших из СКА Максима Афиногенова и Максима Рыбина. Ставка не сыграла?
- Я считаю, что Афиногенов провел очень хороший сезон. Начиная с октября он был настоящим лидером команды. Да, не обошлось без спадов, но в целом сезон получился довольно хорошим. Ему ведь тоже сложно пришлось - в последнем сезоне в Питере он играл не так много, не попадал в состав в силу травм и других причин.
- Про Рыбина не хотите говорить?
- Почему? Просто Максим не показал той игры, которой мы от него ждали. Хоккеист такого уровня не имеет права играть настолько нестабильно.
- После ухода из "Витязя" Рыбин заявил, что тренер с ним не общался, и вообще он не знал, чего от него хотят.
- Не понял Максима, если честно. Беседы с ним велись, уж не знаю, какого именно общения он ждал. На том этапе мы доходчиво донесли ему, чего от него хотим, что он должен делать на льду. И после индивидуальной беседы он некоторое время соответствовал уровню, но продолжалось это недолго.
- Если, допустим, Королюк не останется в "Витязе", то на ком вы будете строить команду? Кто лидером будет? Одного Афиногенова мало.
- Многие ребята хорошо проявили себя в этом сезоне: это и Вячеслав Солодухин, и Антон Королев, и Алексей Макеев, в конце сезона - Айрат Зиазов.
- Вы правда считаете, что с этими хоккеистами в качестве лидеров в КХЛ можно выходить в плей-офф?
- Уверен в этом. Но опять же, они не должны снизить требования к себе. Со своей стороны сделаю все от меня зависящее, чтобы этого не произошло, и тогда они вырастут в добротных хоккеистов.
- Зиазов, признаться, удивил, набирая в среднем по пол-очка за игру в "Витязе", хотя до этого в КХЛ у него была всего-то одна результативная передача в "Нефтехимике".
- В плане созидания вопросов к нему нет, но в плане хоккейного образования у него много провалов. В первую очередь по игре в обороне, не до конца он еще перешел из молодежного хоккея во взрослый.
- Перед самым закрытием трансферного окна в январе в СКА из "Витязя" уехал защитник Динар Хафизуллин. Ждете его обратно?
- Насколько я понимаю, он должен вернуться. Будем надеяться, что все нормально сложится.
- Но сам Хафизуллин, вероятно, хотел бы в СКА остаться.
- Да, наверное, ему было бы интереснее в Питере (улыбается).
- Видели его матчи в плей-офф?
- Да, я видел все игры СКА в плей-офф. Действительно, Динар здорово сыграл, надежно – как он и умеет. У нас в "Витязе" он был настоящим лидером.
- Михаил Анисин, который не так давно был любимчиком болельщиков "Витязя", до сих пор не нашел себе работу в КХЛ. Вам интересен этот форвард?
- Здесь дело не столько в том скандале, из-за которого он покинул "Донбасс". Достаточно открыть биографию Анисина и взглянуть на количество клубов, за которые он выступал. Когда человек к 25-26 годам меняет более десятка клубов, это ведь что-то значит?
- Вы скажите.
- Это не просто так. Ну не бывает такого.
Ставки на финал
- Баклунд, очевидно, покидает "Витязь". Что по другим легионерам? У Мартина Цибака и Бранислава Мезеи тоже истекают контракты.
- Мы не спешим, потому что еще не все решено по лимиту на легионеров на следующий сезон. Прорабатываем различные варианты.
- На ситуацию с лимитом, к слову, как смотрите?
- Я согласен, что открывать лигу полностью нельзя. На мой взгляд, оптимальный вариант – это пять полевых игроков и один вратарь. Для нашего чемпионата это будет очень хорошо в плане уровня и содержания хоккея, но это при условии, что легионеры будут игроками первого-второго звена. Тогда это будет действительно здорово.
- За играми плей-офф следите?
- Слежу, конечно.
- Как оцените шансы "Льва" в финале?
- Я бы на них поставил. По той игре, что они показали против "Локомотива", у них есть все шансы, блестяще сыграли. Пусть и говорят, что "Локомотив" физически и эмоционально подсел после серий с "Динамо" и СКА, но, на мой взгляд, это именно "Лев" сыграл так мощно. Мне очень нравится пражский клуб организацией игры, ее содержанием. Они работают, бьются, играют хладнокровно. Пожалуй, во всех линиях это самая сбалансированная команда нынешнего сезона.
- От "Динамо" не ожидали вылета уже в первом раунде?
- "Локомотив" был более голодный, оказался лучше готов к борьбе. Думаю, все объясняется тем, что "Динамо" впервые прошло "регулярку" без явных спадов, много матчей выиграло на классе, и в результате у игроков появилась определенная внутренняя успокоенность.
- Близко ли вам по духу сегодняшнее "Динамо"? Все-таки в основе его лежит бывший ХК МВД.
- "Динамо" всегда остается "Динамо", стиль все тот же: начиная от школы и заканчивая командой мастеров - порядок и дисциплина во всем. За "Динамо" по-прежнему слежу за особым интересом, в этой структуре у меня работает много друзей.
Как сбываются мечты
- Вы знакомы с Олегом Знарком?
- Мы пересекались на предсезонных сборах в Пинске, куда "Динамо" из Балашихи ездило вместе с основной командой "бело-голубых", но общались только в формате "здрасьте-здрасьте".
- Как отреагировали на назначение Знарка главным тренером сборной?
- Это было предсказуемо. Знарок как никто другой на данном этапе заслуживает право возглавить сборную. На клубном уровне он все и всем доказал, выбор очевидный настолько же, насколько был очевиден выбор Билялетдинова три года назад.
- Я почему спрашиваю, вы ведь работали со второй сборной в конце прошлого года? Новый тренерский штаб не выходил на вас?
- Да, в ноябре-декабре прошлого года мы ездили сначала в Латвию, затем во Францию. Нет, никаких контактов со сборной не было.
- Были удивлены, получив приглашение поработать с национальной командой?
- Не то слово! Приглашение пришло нежданно-негаданно, было очень приятно. Сначала мне в клубе сообщили эту новость, а вскоре позвонил Валерий Николаевич Брагин.
- И как вам этот опыт?
- Очень полезный опыт, тем более для меня как для молодого тренера. За короткий период добиться чего-то от игроков, которые тебя не знают – та еще задача. Но задача крайне интересная.
- Какая мечта у молодого тренера Ореховского?
- Мечта должна сбываться долго и плавно, я считаю (улыбается). К ней нужно идти постепенно. И пока, мы уже говорили об этом, каждый сезон мне удается сделать шаг вперед. Вообще я верю в то, что если отдавать всего себя любимому делу, работать искренне, то рано или поздно все придет, все получится. Я понял это еще в бытность игроком.
- В следующем году десять лет, как вы не брали золото чемпионата страны.
- Пока о победе в чемпионате думать рано, но, конечно, к этому нужно стремиться (улыбается). Нет никакого смысла работать без высоких целей.