Ровно за месяц до старта последнего этапа подготовки сборной России по футболу к чемпионату мира в Бразилии главный тренер нашей команды Фабио Капелло нашел время, чтобы ответить на вопросы агентства "Р-Спорт" о целях и задачах на ЧМ, об Артеме Дзюбе и Андрее Аршавине и даже о том, где в Москве искать лучшую пиццу.
- Наконец-то зима закончилась, да? - начал Капелло.
- Да в этом году и зимы-то не было.
- Да, не то что в прошлом году. Я помню, что в прошлом году первые корабли на реке в Москве появились в мае, а в этом году - в марте. Помню, что 15 марта уже видел корабли.
- У нас для вас сотня вопросов, начнем с главного. Вы говорили, что четвертьфинал на чемпионате мира в Бразилии – это то, что вы ожидаете от россиян. Это и есть основная цель выступления?
- Конечно, нужно думать об этом. Нужно думать о каждом конкретном матче. Сначала нужно думать о первой игре, пройти групповой этап, уже потом думать о плей-офф. Если сейчас размышлять о том, что, может быть, глядя на календарь, то на бумаге получается, что в случае выхода России играть (в 1/8 финала) либо с Германией, либо с Португалией. Да, у нас хорошая команда, мы готовимся, и надеюсь, что будем играть в четвертьфинале.
- Это будет успех для россиян?
- Да, вернее, это будет хорошо. Успех – это выиграть турнир. Но куда бы ты ни ехал, ты должен видеть цель.
- Ваша цель – четвертьфинал?
- Да, но иногда, если ты начинаешь играть хорошо, возможны любые сюрпризы. Вспомните отбор на чемпионат мира. Все были уверены, что мы не будем первыми и уступим Португалии. Никто не думал, что мы опередим Португалию. А мы опередили и стали первыми и не играли в стыковых матчах, вышли напрямую. Как будет сейчас – я не знаю. Я понимаю, что сейчас игроки сборной России, после паузы в 12 лет (выступлений на чемпионатах мира), сосредоточены на чемпионате мира, они хотят выступить хорошо, выиграть что-то. И они готовы сделать все, что от них зависит, чтобы добиться хорошего результата.
- Руководство здесь, в Москве, не ставило перед вами задачу выиграть чемпионат мира?
- Да нет, нет, конечно. Мы реально смотрим на вещи и понимаем, что победа – это мечта. У нас хорошая команда, ожидания, конечно, высоки, но мы понимаем реальный уровень игроков, уровень российского футбола. Когда ты постоянно выступаешь на высоком уровне – тебе гораздо легче. Когда ты выступаешь в Лиге чемпионов, в еврокубках, играешь в полуфиналах таких турниров – ты набираешься опыта. Такого опыта у российских футболистов очень мало. Не многие играют в еврокубках, а это важно.
Я прекрасно помню мой первый чемпионат мира в роли тренера. Каждая игра – как испытание, все сложно, ты играешь против очень хороших команд, играешь на чемпионате мира, где каждый матч крайне важен. Это совсем другой уровень. Я помню, как Италия выиграла чемпионат мира в Германии. Италия сыграла вничью с Австралией, гол с пенальти на последней минуте. А ведь говорили, Италия - Австралия, да какая там игра. Нет! Каждый матч на таком турнире важен и сложен. Нужно понимать, что название страны здесь не имеет значения. Бельгия, ну и что, что Бельгия? Бельгия в футболе – будь аккуратен, это очень, очень хорошая команда, одна из лучших в Европе.
- И одна из самых молодых.
- Именно, одна из самых молодых.
- Бельгия – сильнейшая команда в нашей группе?
- На бумаге - да. Только на бумаге. А там все может быть.
- Самым важным получается первый матч?
- Конечно. Мы уже играли в Дубае с Кореей, мы выиграли, и я знаю, что из себя представляет эта команда. Я разговаривал с Альберто Дзаккерони, мы встречались, и он предупреждал меня: берегись, они очень сильны физически, они высокие, у них есть традиции.
- Это, возможно, даже более важный матч, чем с Бельгией.
- Да, первый матч самый важный. В Испании мне говорили: всегда будь внимателен с первой игрой.
- В Бразилии будет жарко, но не в тех городах, где играть России.
- Да, с жеребьевкой нам повезло. И с погодой, и с перелетами - час двадцать лететь, никаких проблем.
- Много было разговоров, что база не готова в Иту.
- Еще один соперник - Алжир.
- Не надо смотреть на названия, уже говорил об этом. Много ли футболистов из этой команды играют в Алжире? Нет, они играют в Европе. У них опыта больше, чем у футболистов из России. И это правда. И когда ты играешь против сильной команды, то она может играть против тебя на 120%, тебе нужно играть в таком случае минимум на 95%.
- Знаем, что не очень любите говорить о персоналиях, но все же. Кто-то из сборной-2012 может еще попасть в сборную-2014? Погребняк, Аршавин...
- Слушайте, я посмотрел всех футболистов. Всех. Объехал Россию, за ее пределами играют только двое, один травмирован (Черышев из "Севильи"). Смотрю живьем по три игры в туре, еще пару по телевизору...
- Слишком много футбола...
- Это не так плохо. И это моя работа. Просто я должен быть уверен, когда буду объявлять список тех, кто летит в Бразилию.
- Было бы хорошо, если бы у кого-то был опыт выступления за пределами России...
- Конечно. Потому что там совсем другие скорости. Это очень важно понимать, что тебе нужно быть быстрее. Вчерашний матч видели?
- "Динамо"?
- Педро?
- Против всех! В любое время! Вот он прессинг! Скорость и прессинг! И нужно быть быстрым не только физически, ногами, а еще быть быстрым в голове! Вот в чем проблема, не все могут быть быстрыми в голове. Ты должен понимать, что ты будешь делать, до того, как ты принял мяч. И когда я говорю играть быстрее, я не говорю о том, чтобы бежать быстрее, быстрее нужно думать.
- Хотели бы увидеть российских игроков в европейских чемпионатах?
- Вот уж не знаю. Это не моя работа. Это пусть игроки, агенты, клубы, семьи думают.
- Через месяц начинается старт подготовки к чемпионату мира...
- Да, мы решили остаться в России. Мое предпочтение: чтобы всем было удобно. Я знаю россиян, для них важно побыть с семьей, здесь такая возможность будет, чтобы рядом были жены, подруги. У нас здесь отель, поле, все условия - это решение я принял, когда понял россиян.
- Три товарищеских матча до отлета, в Бразилии будут товарищеские игры?
- 23 игрока полетят в Бразилию или возьмете пару запасных?
- 23 игрока. Мне нужно 23 игрока - и полетят 23 игрока.
- Номер для Дзюбы и Смолова?
- Я посмотрел Дзюбу, посмотрел Смолова. Скоро решение будет. И почему только они?
- Выбор на этой позиции не очень велик.
- Да, да, я знаю. Но все бывает. Этих двоих знаю хорошо. Смолов. Возможно, кто-то новенький.
- Любопытно. Ищете новичков?
- Будьте уверены. Смотрю пять матчей в туре. Три живьем и два по ТВ.
- Возможно, у россиян появится секретное оружие в нападении?
- (улыбается)
- Кто ключевой игрок в сборной России?
- У нас есть несколько лидеров, они хорошие игроки. Эти лидеры объединяют команду, помогают с командным духом. Это очень важно.
- Имен не будет?
- Имен не будет. Никогда.
- Кто-то из молодежи с прицелом на ЧМ-2018 в Бразилию поедет?
- Искать надо. Тут ведь в чем проблема – в российских клубах порой 4 россиянина, из которых некоторые выходят на замену на 20 минут, как раз молодые. Очень сложно. Но несколько интересных молодых игроков есть.
- И кто же?
- Два-три интересных игрока.
- Понятно. Почему вы подписали контракт до 2018 года еще до начала чемпионата в Бразилии?
- Мне предложил министр (Мутко), я подписал. Министр сказал, что они хотели бы сохранить меня до чемпионата мира-2018 в России. Сейчас это важно. После 12-летнего перерыва чемпионат в Бразилии, потом подготовка к Евро-2016, потом первенство в России.
- После 2018 года у вас есть планы продолжить карьеру?
- Нет.
- Вы заканчиваете?
- Да. Мне будет 71. Все, ребята, пора сказать стоп.
- Значит это ваша последняя работа?
- Пара вопросов от наших читателей. У вас есть домашние животные? Кот?
- Нет.
- Где лучшая пицца в Москве?
- В Bottega Siciliana, это рядом с Большим театром. Великолепный ресторан, но при этом никакого пафоса и очень вкусно.
- Есть ли в вашем контракте пункт, который может повлиять на ваше будущее в зависимости от выступления сборной в Бразилии?
- Нет.
- Все что произойдет в Бразилии, останется в Бразилии?
- Ну, если только вы меня не уволите (смеется). Никто же не знает, что может произойти.
- Как насчет базы сборной в Сочи?
- Нет. Никогда не думал об этом. А зачем?
- Стадион, инфраструктура, погода опять же.
- Туда лететь три часа. Зачем? База у сборной должна быть. Но этим занимаются. Возможно, будет где-то рядом с Москвой. Но я не знаю где.
- Вы были на Олимпийских играх – понравилось?
- Да, конечно. Это было великолепно. Все было организовано великолепно. Безопасность на высшем уровне, я даже не заметил охранников. Уверен, что и чемпионат мира в России пройдет на высочайшем уровне.
- И все же – кто будет капитаном сборной в Бразилии?
- Не знаю.
- Да?
- Надеюсь, что тот, о ком я думаю как о капитане, будет в форме (улыбается). Потому что это действительно серьезно.