В преддверии конференции Российского футбольного союза известный в прошлом футболист Алексей Смертин, который в настоящий момент является кандидатом в члены исполкома РФС, в беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Вероникой Столбуновой рассказал о планах своей работы в организации, о важности развития футбола в регионах, легионерах и общении с другими кандидатами в исполком РФС.
- Алексей, вы стали одним из кандидатов в члены исполнительного комитета РФС. Какие ваши главные цели?
- Войдя в исполком, мне хотелось бы способствовать развитию футбола, футбола в регионах. Очевидно, что нужно рассчитывать в первую очередь на своих воспитанников. Это наш фундамент – развитие регионального футбола. Наверное, в большей степени это является моей целью.
- Есть ли у вас уже идеи о развитии регионального футбола?
- Поможет ли вам опыт работы в "Динамо" и "Локомотиве"?
- Несомненно. Это практическая работа, оперативное управление, и это для меня крайне важно. Это серьезный опыт: и работа в "Локомотиве", и в "Динамо" сейчас. Это все связано с футболом, просто чуть другая сторона, но она тоже интересная, понятна и полезная.
- Получается, что вы не собираетесь работать тренером? Или совмещать такие посты не проблема?
- Я изначально не планировал, даже будучи футболистом, стать футбольным тренером. Я даже не колебался и не от того, что мне это не нравится, а от того, что это не мое. Быть организатором, быть функционером для меня было интересно. Я помню еще, когда был игроком английского "Фулхэма", участвовал в процессах развития, организовал школу. Мне было понятно, куда я пойду по завершении карьеры.
- Каким вы видите будущее РФС в общем?
- Как компетентного органа, как очень полезного. Органа, который консолидирует общую позицию, потому что это главенствующий орган в глазах ФИФА и УЕФА. Должны протекать правильные процессы, которые нацелены на развитие футбола, на развитие как профессиональных клубов, так и футбола в регионах. Это немаловажно. Я сам региональщик, из Сибири. Я занимаюсь уже больше шести лет развитием футбола в регионе. Без скромности могу сказать, что очевидно, что это очень важно.
- Что вы уже сделали для развития детско-юношеского футбола?
- В 2006 году организована школа. У нас занимается больше тысячи детей: 650 в Барнауле, а остальные - в районах Алтайского края, где открыто 13 филиалов. Мы с момента основания подняли инфраструктуру, у нас есть футбольные поля, комплекс, в котором первый этаж отдан полностью под школу, а второй этаж - гостиница для команд, которые приезжают, от чего всем очень интересно и удобно приезжать из других субъектов федерации. Единственное, что у нас в настоящий момент нет манежа, но надеюсь, что в ближайшее время он появится. Плюс ко всему мы объединяем в крае спорт в целом. У нас есть девочки, что немаловажно, которые играют в первой лиге, и две девочки входят в состав юношеской сборной России. Дети наши играют и в других школах, поскольку школа молодая, и нужен десятилетний цикл, который должен пройти.
- Да, общался с Сергеем Семаком. У него тоже есть желание. Мы с ним знакомы и дружны еще со времен нашей профессиональной бытности, и мне кажется, что у нас есть понимание, основополагающий принцип. У него есть понимание, что нужно способствовать развитию, чтобы как можно больше именно футбольных людей, заинтересованных в развитии российского футбола, были на руководящих должностях, в исполкоме, на тех позициях, с которых можно было бы к лучшему менять процесс. Также общался с (Владимиром) Леонченко – футбольные люди, сходимся во мнении. Нужны люди, которые в первую очередь заинтересованы в развитии футбола, а не преследующие какие-то другие цели. Это состоявшиеся в футболе люди, если взять того же Семака, и это хорошее сочетание – компетентность и самодостаточность.
- 25 апреля будет представлена заявочная книга на право проведения матчей Евро-2020 в Санкт-Петербурге. Как оцениваете шансы российского города?
- Мне сложно судить о шансах, это как когда спрашивают о шансах той или иной команды в матче… сложно сказать, но я могу высказать свои пожелания. Было бы здорово, если бы мы могли провести здесь матчи, хотя бы по той причине, что тут все готово будет после чемпионата мира, и можно будет с легкостью принять участников чемпионата Европы. Наверное, высокие шансы, потому что Россия в последнее время провела много чемпионатов, тот же чемпионат мира по легкой атлетике, Олимпиада - все проходит на высоком уровне.
- Я не берусь судить. Мне, сибирскому, что Питер, что Москва – хорошо одинаково (смеется), а если было бы где-то на периферии, например в Екатеринбурге, так еще лучше. Я жил во Франции, и могу сказать, что французам очень нравится Питер, и зачастую они предпочитают Санкт-Петербург Москве, называя его действительно культурной столицей.
- Сейчас активно обсуждается вопрос о легионерах… Какова ваша позиция?
- Я сталкивался с легионерами, играя во Франции и Англии, ибо сам был легионером (смеется). Это опыт и другие условия, но я убежден, что легионеры экстра-класса способствуют поднятию футбола на другой, более высокий уровень – европейский. В Англии, например, очень жесткий отбор, и непросто можно наприглашать легионеров в большом количестве. На мой взгляд, это нужно делать рафинированно, но при этом нужно давать возможность развиваться нашим российским футболистам, и это очевидно. При этом как они раскроются до высокого уровня, если у них не будет партнеров высокого уровня – легионеров? Легионерам стоит не только соответствовать уровню чемпионата, в который их приглашают, но и быть лучше доморощенных, иначе зачем нужно приглашать иностранных футболистов.
Для того чтобы давать развитие нашим футболистам, необходимы школы, надо развивать футбол в регионах, потому что регионы – главные поставщики футболистов в сборную и профессиональные клубы. Все сходится к тому, что надо развивать футбол в целом. Это долгосрочный процесс, но пример Франции говорит: результат есть.