Главное открытие Кубка Гагарина-2014, канадский форвард "Льва" Джастин Азеведо перед седьмым матчем финальной серии против магнитогорского "Металлурга" в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Семену Галькевичу объяснил, почему в плей-офф играет намного лучше, чем в регулярном чемпионате, признался, что не расстается с мечтой заиграть в Национальной хоккейной лиге, и рассказал историю своих родителей, в детстве эмигрировавших с острова Сан-Жоржи в Канаду.
- Считанные часы до главного матча сезона. Что чувствуете сейчас?
- Немного волнуюсь, но в целом ощущения великолепные. Уверен, что волнение пройдет, когда мы выйдем на лед. Седьмая игра – это что-то особенное.
- Главный пока матч в вашей карьере?
- Да, до этого мне лишь раз доводилось играть в седьмом матче финала - в 2008 году, когда моя команда стала чемпионом хоккейной лиги провинции Онтарио. Но КХЛ – это другой уровень.
- Шестая игра серии получилась самой сложной в серии?
- Можно так сказать. Игра шла как на качелях – сначала они повели в счете, затем мы, потом снова они. Не знаю, что произошло, но во втором периоде игра развалилась. В третьем мы отдали все силы и смогли перевести встречу в овертайм.
- За две минуты до конца третьего периода вы уступали в счете. Веры не теряли в то, что удастся спасти серию?
- Ни на минуту. В таких ситуациях, когда две минуты отделяют тебя от завершения сезона, ты выкладываешься на полную, чтобы после того, как прозвучит финальная сирена, сказать себе: “Я сделал все, что мог, оставил на льду все силы". Так и произошло в шестом матче, мы счастливы, что добились победы. Перед седьмой игрой настроение у нас приподнятое.
- В шестом матче четыре шайбы из пяти у "Льва" забросили защитники. Чем это можно объяснить?
- (Смеется) Ну Ойстрик-то в овертайме вообще себя форвардом возомнил, отличный гол забил на самом деле. О’Бирн и Шевц забивали бросками от синей линии, когда наши форварды перекрывали обзор Кошечкину. Это типичные голы для плей-офф, думаю, такие мы увидим и в седьмой игре.
- Вы единственный из форвардов "Льва", кто забил в шестой игре финала. Знаете, какой рекорд побили в понедельник?
- Мне что-то говорили, но до конца я так и не понял.
- Никто в истории КХЛ еще не забивал в семи матчах плей-офф подряд.
- Вот как, здорово.
"Самый веселый день в сезоне"
- Расскажите про историю с усами.
- (Улыбается) На командном собрании за день до шестого матча Новотны предложил сбрить бороды и оставить усы. Утром в день игры, когда все приехали на арену, мы умирали со смеху. Это был самый веселый день в этом сезоне, некоторые парни выглядят очень смешно.
- Главный тренер "Льва" Кари Ялонен в ответ на вопрос о том, как история с усами помогла вам победить в шестой игре, сказал: “Очень помогла".
- Наверное, действительно помогла. Эта идея с одной стороны объединила команду, с другой – позволила снять напряжение в день шестого матча. К игре все подошли расслабленными, улыбались, шутили, смеялись
- Кто теперь самый смешной в команде?
- (Улыбается) Знаю, что многие прикалываются надо мной, но меня больше всего радуют Михал Ржепик и Райан О’Бирн. Еще сам Новотны, конечно.
- Кстати, как вам играется в тройке с Новотны и Закриссоном?
- Отлично, оба прекрасные партнеры. Новотны – это настоящая рабочая лошадь, когда он выходит на лед в меньшинстве, то бросается под каждую шайбу, а в большинстве всегда рубится на пятаке, перекрывает обзор вратарю. Закриссон тоже индивидуально сильный, талантливый игрок, который может и сам забить, и партнеру момент создать. Как в четвертой игре, например, когда он стянул на себя все внимание обороны соперника, отдал передачу – мне осталось лишь попасть.
- Вы же раньше играли на позиции центрального нападающего?
- Да, я всю свою карьеру играл центра, но в декабре Ялонен перевел меня на край. Мне, конечно, нравится играть на вбрасываниях, но Новотны отлично с этим справляется. А у меня и с краю получается хорошо, как видите.
- Первая ваша реакция какой была на это решение?
- Эмоции были смешанные, но если тренер так сказал, то мне остается только подчиниться. Время показало, что решение было верным.
- У вас в тройке же, выходит, играют три центральных.
- Да, Закриссону тоже привычнее играть в центре. К тому же он играет слева, хотя у него правый хват. (Улыбается) Вот такие мы универсалы.
"Четыре овертайма – это память на всю жизнь"
- Двенадцать шайб в плей-офф, до повторения рекорда КХЛ осталось забросить всего две. Что все-таки нашло на вас? Съели что-то?
- (Улыбается) Говорю же, не знаю. Если серьезно, то в плей-офф я стал чаще бросать по воротам. Помню, как перед началом первого раунда мы смотрели нарезки из наших матчей, и Натан Ойстрик сказал мне: "Джастин, почему ты так мало бросаешь? У тебя ведь отличный бросок". Не уверен, что все дело было в словах Ойса, но они, безусловно, повлияли на меня.
- Знаете, кто установил рекорд Кубка Гагарина по количеству голов?
- Нет.
- Михаил Анисин, игрок, который ниже вас на пять сантиметров.
- Ничего себе, еще один маленький парень. Интересно, я думал, что меньше меня никого нет.
- Почему в регулярном чемпионате вы не играли так, как в плей-офф? Сами ждали от себя большего, чем девять голов в сорока восьми матчах?
- До начала чемпионата я плохо представлял, чего ожидать. Старт сезона получился не таким, как хотелось бы, форму я набрал уже ближе к концу "регулярки". Если бы начал сезон на том же уровне, то голов было бы больше, но я не скажу, что был сильно расстроен своей статистикой в регулярном чемпионате.
- Вы согласны с тренером "Львом" Айваном Занаттой, который назвал вас хоккеистом, который в плей-офф всегда играет лучше, чем в регулярном чемпионате?
- На этот вопрос сложно ответить однозначно. Но я действительно стараюсь сыграть на максимум в главных матчах. Только в плей-офф, в тех матчах, где на карту поставлено все, я вхожу в раж. Мне хочется играть, играть много, быть в центре событий, чтобы после игры сказать себе: “Я отдал все, сделать больше было нельзя".
- Самый памятный гол из тех двенадцати, что вы забили в плей-офф?
- Наверное, победная шайба в третьем матче финальной серии, заброшенная за двадцать секунд до конца третьего периода. На последних минутах той игры творилось какое-то безумие: за минуту с небольшим мы позволили сопернику сравнять счет, но успели отыграться. Это была первая игра финала на "О2 Арене", после моего гола семнадцать тысяч буквально взорвались.
- А гол-фантом в матче с "Донбассом"?
- Тоже памятный. Помню, как был удивлен, что его засчитали. Потому что после того момента, мы отыграли еще минуты полторы-две, и потом только гол засчитали.
- Второй матч серии с "Донбассом" - это игра, которую вы не забудете никогда?
- Да, это память на всю жизнь, ну и матч был. Четыре овертайма – это две игры в одной, даже чуть больше. Помню, как в перерывах снимал коньки и выжимал носки – настолько они были мокрые. К третьему-четвертому овертайму мысли были уже не столько о победе, сколько о том, чтобы наконец закончить игру. Хотя даже думать сил не было тогда, на льду все делали на автомате.
- Говорят, кто-то даже падал на льду от бессилия по ходу смен.
- Было такое, сил совсем не оставалось. Понимаешь, что нужно бежать вперед, но не можешь – ноги отказываются двигаться.
- До этого какой матч был самым долгим в вашей карьере?
- Да максимум два овертайма в Американской хоккейной лиге, и то я точно не помню.
"Все еще мечтаю о НХЛ"
- Вспомните, как получили предложение ото "Льва"?
- Мы начали общаться со "Львом" уже по ходу прошлогоднего плей-офф в чемпионате Финляндии, где я играл за "Лукко".
- Правда, что вы не сразу согласились?
- Какое-то время переговоры, конечно, заняли, но совсем недолго. Вскоре после завершения сезона, уже вернувшись домой, я принял предложение.
- Насколько тяжело летом 2012 года вам далось решение о переезде в Европу?
- С одной стороны было немного страшно, потому что всегда сложно отправляться в неизвестность, с другой – я чувствовал, что после четырех сезонов в Американской хоккейной лиге пришло время что-то менять. Я рад, что спустя всего год после переезда подписал контракт с клубом КХЛ – это шаг вперед в моей карьере.
- К тому же европейский хоккей, кажется, подходит вам как нельзя лучше.
- (Улыбается) Да, получается неплохо. На европейской площадке у меня больше пространства для маневра.
- В "Манчестере", фарм-клубе "Лос-Анджелес Кингз", вы играли со Славой Войновым. Что скажете о нем?
- Отличный бросок, отличное катание, мне нравилось играть с ним. Каждый сезон Слава проводил лучше предыдущего, что и позволило ему после трех лет в "Манчестере" пробиться в основу "Кингз". Войнов своим трудом заслужил право играть в НХЛ.
- У вас почему не сложилось? Пока, по крайней мере.
- Хороший вопрос. Наверное, я попал в систему "Кингз" не в самое удачное время. В том смысле, что у команды был очень сильный состав, недаром "Лос-Анджелес" взял Кубок Стэнли два года назад. Наверное, еще одна причина - это мои габариты. Мне не раз все объясняли именно этим.
- Все еще мечтаете об НХЛ?
- Все еще мечтаю. Всегда нужно мечтать.
"В Португалии не был ни разу"
- Джастин, вы знаете еще хотя бы одного хоккеиста с португальскими корнями?
- Про Джона Тавареса все знают, я думаю. Больше, наверное, и нет никого.
- Расскажите, что связывает вас с Португалией.
- Мои родители родом с острова Сан-Жоржи, который входит в группу управляемых Португалией Азорских островов. Когда матери и отцу было соответственно восемь и тринадцать лет, они переехали в Канаду. Сейчас на Сан-Жоржи живут моя тетя и кузены. На самом деле, это очень далеко от Португалии, это остров в Атлантическом океане – почти одинаково удаленный как от Португалии, так и от Канады.
- Ваши родители были знакомы в таком юном возрасте?
- Да, они вместе учились в школе.
- Сколько раз вы бывали в Португалии? На Сан-Жоржи?
- Давно мечтаю съездить, но так ни разу и не получилось до сих пор. Моя девушка каждое лето уговаривает меня поехать, но летом я работаю индивидуальному тренировочному графику и нарушать его не хочу. Однажды я обязательно отправлюсь на Сан-Жоржи, наверное, это будет семейное путешествие – ведь мои родители ни разу не возвращались на родину с тех пор, как уехали в Канаду.
- Вы вообще что-то знаете о Португалии?
- (Улыбается) Судя по картинкам, там очень красиво. И рассказы родных только подтверждают это.
- За сборную Португалии по футболу будете болеть на чемпионате мира?
- Если честно, совсем не слежу за футболом. Я ни разу в жизни не был на футбольном матче.
- Но имя лучшего португальского футболиста-то вы знаете?
- Роналду?
- Слава Богу. Как насчет портвейна? Пробовали?
- (Улыбается) Если бы я еще сказал, что и портвейн не пробовал. Конечно, пробовал, помню, как очень давно отец его дома сам делал.
- В Канаде следят за выступлением "Льва" в Кубке Гагарина?
- Да, мои родители и друзья следят за новостями, переживают за меня, за "Лев". К сожалению, чаще всего им не удается посмотреть трансляции – потому что это утро, и все на работе. Но матчи, которые играются в выходные, они обязательно смотрят.
- А в Португалии?
- (Улыбается) Точно знаю, что несколько моих двоюродных братьев, живущих на Сан-Жоржи, болеют за "Лев".