Генеральный директор петербургского футбольного клуба "Зенит" Максим Митрофанов поговорил с представителями СМИ о фанатах "сине-бело-голубых" в контексте инцидента на матче с московским "Динамо", а также рассказал о том, что новый главный тренер команды Андре Виллаш-Боаш сделал все, что было в его силах.
Очередное обещание
- Максим Львович, клуб уже заявлял о том, что отношения с "виражом" будут пересмотрены. Какими будут эти изменения?
- Мы уже говорили, что в свое время обо всем узнаете.
- Правильным будет говорить о том, что окончательной позиции клуба на этот счет нет, и она прорабатывается?
- Позиция есть, но ряд вопросов, несомненно, требует дополнительной проработки. Вы обязательно обо всем узнаете.
- Какие впечатления у вас остались от встречи фанатов и представителей руководства города в лице вице-губернатора Василия Кичеджи?
- Представители координационного совета – адекватные люди. Сомнений в этом быть в этом не должно. Другой вопрос в том, что есть определенные проблемы исполнения принятых обязательств. Такое бывает. Эти же представители координационного совета регулярно на протяжении десятилетий глобально принимают на себя определенные обязательства и в целом их выполняют, но происходят сбои. Пообещали еще раз.
- Верите в очередной раз?
- Вопрос не в том, верим или нет, это вопрос взаимодействия. Футбол – игра для болельщиков, но это выражение не должно вводить в заблуждение. Это не значит, что болельщик может делать с футболом все что угодно. При разумном сочетании всех интересов, даже вплоть до гиперактивного боления, оно не должно переходить каких-то рамок. Здесь вопрос в том числе того какие решения примут (фанаты) для внутренней самоорганизации, самоконтроля. Если не примут, то ситуация будет сложнее. Если все-таки они поймут, что им самим тоже надо работать, а не просто сидеть на месте ровно, будет более эффективная ситуация.
Реагировать должен не только клуб, но и государство
- Есть ли уверенность в том, что среди лидеров фанатского движения есть люди, которые способны держать под контролем ситуацию?
- Так очень сложно говорить - "держать под контролем ситуацию". Это же не военизированная организация. Это не некая бригада из пяти тысяч человек, где есть генерал, есть командиры полков, батальонов и рот. (Фанатское движение) основано на более свободных принципах. Это организация с отсутствием прямого подчинения даже внутри отдельных группировок. Не говоря уже о том, чтобы было налажено прямое четкое взаимодействие. Конечно, реагировать в данном случае клуб вынужден. В непростой ситуации очень много говорится про клуб. Но оказывается, наши болельщики, входящие в координационный совет – адекватные, о чем (после встречи с фанатами) сказал вице-губернатор. Они адекватные, они конструктивные, с ними можно выстроить конструктивный диалог. Нужно понимать, что этот диалог идет давно, это те же самые конструктивные адекватные болельщики. Вопрос в том числе в определенной ответственности, которую должны нести не болельщики, а конкретный нарушитель, который нарушил закон и правила поведения на стадионе. И наказание должно быть неотвратимым. И если со своей стороны клуб делает многое для этого... Поймите, у нас по итогам двух сезонов есть черный список заблокированных абонементов, то есть, людей, которые допустили серьезные нарушения. Этим людям закрыт вход на стадион. Список содержит в себе порядка двухсот человек. Хотелось бы, чтобы органы государственной власти тоже совершали шаги, направленные на установление порядка. Закон (о болельщиках) действует уже полгода, но по моим данным в Санкт-Петербурге не наложено ни одного административного запрета на посещение футбольных матчей. Ни один из болельщиков, который был задержан, оформлен, не привлечен к административной ответственности в виде заключения на 15 суток. И если вот так сидеть, сквозь пальцы смотреть на всю эту ситуацию…
- При этом невозможно исключить ситуации, при которой болельщик, лишенный абонемента, купит билет на другую трибуну…
- Взыскание с болельщика штрафа в случае с сожжением чеченского флага – это шаг уже в хорошем направлении?
- Это шаг, но это шаг, который, к сожалению, только шаг клуба. Клуб этого болельщика идентифицировал, установил, фактически способствовал тому, чтобы правильно оформили соответствующий протокол. Клуб добился через суд взыскания с него в регрессном порядке тех убытков в виде того штрафа, который клуб заплатил по решению КДК. На самом деле этот болельщик нарушил не просто правила поведения на трибуне, он совершал общественно опасные действия, и здесь роль государства, с моей точки зрения, должна быть несколько более активной. Как в превентивном плане, так и в плане установления вины. Если бы "Зенит" не проявил бы никакой инициативы, он бы пошел домой.
- Возвращаясь, к последней ситуации в матче с "Динамо". Гулливер пришел с повинной в офис клуба. С него будут взысканы деньги?
Почему должны страдать все?
- Слишком серьезное наказание понес "Зенит"? Два матча без зрителей плюс еще три с закрытым фанатским "виражом"?
- Я считаю, что в любом случае стадион – место для проведения футбольного праздника. То, что мы увидели в конце матча с "Динамо", праздником назвать нельзя, скорее, это антипраздник. Такое не имело право случиться и не имеет право повторяться. Но что касается ситуации в целом, то футбол должен проходить при открытых трибунах, наказанию должны подвергаться конкретные лица, которые что-то нарушили.
- Может, с регламентом чемпионата России тогда надо что-то делать?
Доигрались до беспорядков: матч ЧР "Зенит" - "Динамо" был прерван при счете 2:4 >>
- Теоретически "Зенит" мог быть наказан двумя матчами на нейтральном поле…
- Думаю, это еще более неправильная была бы мера, в том числе направленная против спортивной составляющей, против команды. Кроме того, стадион "Петровский", пусть он и возрастной, но это стадион, на котором матчи организованы на высоком уровне. Да, есть очень много ограничений, вызванных расположением и ветхостью этого стадиона, но мы все этот стадион любим. И все с пониманием относимся к тем не очень комфортным условиям, которые есть. Нужен новый стадион, это тоже уровень того, почему футбольная культура меняется. Это показывает европейская практика. Как только происходит улучшение качества стадиона, тот болельщик, который был, начинает вести себя по-другому. Есть другие технически меры, направленные на недопущение ряда событий. И приходит новый зритель, который сюда либо физически не может попасть (стадион маленький), плюс который не идет потому, что недостает комфорта, другой инфраструктуры, в том числе, может быть, и безопасности.
Виллаш-Боаш сделал все, что мог
- Без комментариев.
- А Игорь Денисов вернется?
- Без комментариев.
- Константин Зырянов сказал, что оценка сезона – двойка. Что скажете?
- Мы ставили перед собой задачу выиграть этот чемпионат, поэтому задачу на сезон мы не реализовали. Но сезон был очень сложный. Наверное, если оценивать в совокупности, то в каждый из проблемных моментов клуб, команда старались выйти с достоинством из всех проблем, в которые они попали. Вы помните, сезон мы начали блестяще, оторвались на 11 очков, потом череда из девяти матчей, которые не могли выиграть, затем зима, было ощущение, что команда справилась с рядом субъективно-моральных проблем, но, так случилось, что, видимо, нет. Смена тренера. Всего этого по-хорошему лучше не делать в течение сезона. Но второе место даже с отрывом в одно очко – это в целом неудача.
- Оцените работу Виллаш-Боаша на этом отрезке.
- Виллаш-Боаш сделал все возможное, если бы он еще выиграл матч с "Локомотивом" и команда выиграла матч с "Динамо", мы же были первыми, и если бы остались на этой позиции, это было бы близко к невозможному. Но, я думаю, что нельзя его ни в чем обвинить.
- Разговор с ним состоялся уже на тему того, какие позиции будете усилить?
- Да.
- Какие позиции?
- Без комментариев. А зачем?