Старший тренер женской сборной России по регби-7 Павел Барановский в беседе с корреспондентом "Р-Спорт" Еленой Дьячковой подвел итоги сезона Мировой серии, рассказал о существующих проблемах, а также пообещал не просто вывести команду на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, но и завоевать там медаль.
- В нынешнем сезоне Мировой серии сборная России финишировала на пятом месте – на одну позицию выше, чем в прошлом. Вы довольны таким результатом?
- Главное - это попасть в четверку, ведь в следующем сезоне именно четыре лучшие сборные напрямую выйдут на Олимпиаду в Рио. А какое место ты займешь ниже четвертого – пятое, шестое или седьмое, никакой роли не играет, потому что если мы не станем четвертыми в следующем розыгрыше, придется попадать на Олимпийские игры через европейский отбор.
Первая наша проблема состояла в том, что ни у кого в России до этого не было опыта выступления на всех этапах Мировой серии в сезоне. В истории российского регби мы первые, кто смог добиться такого достижения. Но опыта нет, а отсюда сразу возникли проблемы: нет нужного количества игроков, потому что как только они травмируются, их надо кем-то заменять. Молодежь не успевает еще войти, вклиниться, потому что не хватает времени на ее подготовку. И сразу возникают дыры, которые надо срочно затыкать.
Вторая проблема – это то, что вся Мировая серия проходит в зимний период. В мае только один этап, а все остальные зимой: в Дубае - в декабре, в США и Бразилии – в феврале, а в Китае – в начале марта. И тут возникает вопрос: где сборной России готовиться к этим турнирам? У нас условий подготовки в России нет. Финансов таких, чтобы выезжать на полугодичный сбор и готовиться за границей, где есть условия и поля, у нас не было никогда, и я не знаю, дадут ли нам такие деньги. В итоге мы приезжаем и играем с листа. Перед февральским этапом в США у нас проходил сбор в Америке в течение девяти дней, и тогда мы впервые вышли на зеленые поля после наших сугробов и начали играть.
Ну и третья проблема - это то, что игроки начинают травмироваться. У нас, к примеру, сейчас в Голландии по сравнению с составом прошлого года в команде остались только пять человек. Остальные все новые люди. Кто-то из игроков выходит замуж, кто-то завязывает со спортом, кто-то травмируется. А новых за такой короткий период времени подготовить очень сложно, потому что они приходят не из детских школ, а из других видов спорта. И я занимаюсь на тренировке не только тем, чтобы команда прогрессировала, не с игроками, которые уже определенное время играют, а еще учу новых – пасовать, бегать, падать, захватывать. Это очень сложно на самом деле.
Поэтому если задать себе вопрос - доволен я или нет, то, наверное, больше недоволен. Недоволен ситуацией, которая сложилась. Кто находится перед нами, если посмотреть? Новая Зеландия, Австралия, Канада, Англия. Да, на сегодняшний момент мы уже обыгрывали канадок, австралиек и англичанок, а с Новой Зеландией вничью играли. Но чтобы это было нашим повседневным состоянием, нужно очень много готовиться. Какие-то должны быть и финансовые вливания. А это то, чего нет. Я по сравнению с прошлым годом не увидел никаких изменений.
Я доволен тем, что те игроки, которые тренируются и давно занимаются, прогрессируют и выходят на уровень сильнейших команд. А пятое место… Я считаю, что это наше место, то, которое мы на сегодняшний момент должны занимать. Выше мы пока занимать не готовы.
Гарантирую участие в Олимпиаде
- Но на следующий сезон есть перспектива войти в четверку и отобраться на Олимпиаду?
- Я могу гарантировать, что если у меня восстановятся все травмированные игроки и будет та молодежь, которую я подготовил, если смогу их сохранить, а на это нужны и финансы, и экипировка, и базы, и условия, то мы можем не просто попасть в четверку. Мы еще можем и на Олимпиаде бороться за медали. Я не увидел ничего такого из того, что делают новозеландки или австралийки, чтобы мы их не могли обыгрывать. Но для этого мне нужно, чтобы все семь человек, которые будут выходить на поле, были живы, здоровы и целы. На сегодняшний день из такого боеспособного состава у меня только два человека есть, пятеро не готовы еще.
- Значит, предстоит серьезный разговор с Федерацией регби России?
- Я думаю, что да. Федерация должна для себя решить, что она хочет увидеть. Понятно, что все хотят, чтобы мы попали на Олимпиаду, но при этом с минимальными затратами. Сейчас федерация мне даже не задает вопросы, что я хочу видеть, что я хочу делать, что будет на следующий год, что было в этом. У меня есть только начальник команды Григорий Малютин, который ходит счастливый и довольный, говорит: "О, классно сыграли! Меня все устраивает, мне все нравится. С таким составом, столько молодых игроков, взяли пятое место. Это супер, это классно!" Но он так говорит, потому что он не спортсмен, он все оценивает как чиновник. У меня немного другая позиция, потому что я не вижу перспективы. А когда тренер не видит дальнейшей перспективы своей команды, когда он выжал максимум, то просто становится неинтересно. Вот я сейчас нахожусь в таком положении.
- Вы планируете остаться в сборной?
- До конца года я буду на 100% работать с командой, у меня контракт.
После Нового года увидел вместо игроков "дрова"
- А в том, что будет потом, уверенности нет?
- Нет, потому что я не знаю, что будет в следующем году. Недавно было заседание тренерского совета, и мне тренеры других клубов, а это взрослые люди – (Николай) Неруш, (Александр) Первухин – говорят: зачем ты так долго держишь команду на сборах? Пусть они готовятся в клубах, а ты их собирай за неделю до соревнований и вози. Я им объясняю, что в клубах нет ни тренеров, ни специальных баз. А, во-вторых, когда игроки сборной по два-три человека возвращаются в клубы, они не будут там расти среди слабых игроков. Сильным можно стать только среди сильных. Это мое личное мнение, и никто меня никогда не переубедит в обратном. Если два сильных игрока уедут в клуб, где есть еще 13 слабых, они просто деградируют и упадут до этого уровня. А если человек приезжает в команду, где все сильные игроки уровня сборной России, то все и расти будут, и прогрессировать. И вот мне такие вопросы задают... А я считаю, что мы еще мало находимся на сборах, что надо еще больше находиться. Если мы хотим чего-то достигнуть, то у нас должна быть отдельная команда под названием национальная сборная России, которая вместе проводит и тренировочный процесс, и отдых, и восстановление.
- А иностранцы так и делают?
- Да. И новозеландцы, и австралийцы, и американцы. Они вообще круглый год живут на базе. А у нас раз в месяц на неделю игроки уезжают домой. И то, даже это уже не устраивает руководителей клубов. А я считаю, что и так делать не нужно. Может, надо отпускать игроков раз в два месяца на неделю, чтобы они отдохнули и расслабились. Это же женщины. Они приезжают домой и, как правило, не ходят на тренировки в клубы. Для них отдых – это дома лечь у телевизора, разложить вокруг себя плюшки и ничего не делать. А второй вариант – ночной клуб, коктейль, "расслабон" и все такое.
Я понял, что в этом году допустил грубейшую ошибку. Мы в Дубае в декабре классно сыграли, заняли третье место на заряде после Кубка мира, Универсиады. И я дал им отдохнуть 40 дней. 2 декабря закончился у нас этап, а на сбор мы собрались 11 января. И я увидел просто "дрова". Оказывается, в клубах никто ничего не делал, потому что в декабре это никому не нужно. И 11 января они приехали… Вот как будто просто с улицы взяли людей, и все надо было начинать заново. Конечно, мы не успели подготовиться, и народ у нас из-за этого посыпался. Потому что раньше мы играли на каком уровне? Максимум раз в год выезжали куда-то сыграть. А теперь играем пять этапов на высочайшем уровне с лучшими командами в мире. И если игрок не успевает набрать форму, естественно, это приведет к печальным последствиям.
Победа в чемпионате Европы была чудом
- Нет соблазна вернуться в мужскую команду?
- Может быть, но тогда надо начинать все заново, опять четыре года работы… Я бы, может, и вернулся, и мне предлагали, разговаривали со мной на эту тему. Но я не вижу смысла. Если у женской сборной есть возможность попасть на Олимпиаду и побороться за медали, и это не просто слова, поверьте мне, но никто не хочет с нами разговаривать и в нас вкладываться, то о чем говорить? О каком мужском регби? Я из-за чего поругался с ними и оттуда ушел? Потому что я пытался профессионально наладить работу. Ну не может быть в современном спорте, чтобы какой-то результат без вложений.
Это же чудо было, что женщины выиграли чемпионат Европы, сделали такой скачок. Наверное, это случилось еще и из-за того, что нас всерьез никто не воспринимал. В какой-то момент англичанки расслабились – а, сейчас русские, мы их пройдем… А сейчас нас воспринимают серьезно, на нас выходят настроенными, сражаются, борются. И все команды нам говорят: "Да, вы молодцы, но откуда вы взялись-то за год, откуда появились, такие?! Вы нам проблемы создаете зачем?" Те же французы и испанцы говорят, что из-за нас теперь не отберутся на Олимпиаду. Даже если Англия залезет в Мировой серии в четверку, то мы станем чемпионами Европы и все равно попадем на Олимпиаду, я в этом уверен. Все равно либо Испания, либо Франция "отвалятся", и они переживают из-за этого. А те же француженки круглый год живут на сборе. На этап в Голландии мало того, что первую команду привезли, так и вторую взяли. Бразилия приехала двумя командами, даже Ирландия, которая в Мировой серии заняла 12-е место, приехала двумя сборными. Все готовятся, все занимаются – только кроме нас.
- В следующем сезоне будет еще сложнее?
- Я вообще не представляю, что будет. Я реально не понимаю, как мы хотим выступать? Либо все рассчитывают, что Барановский сейчас поболтает-поболтает, а сборная все равно на дурачка проскочит – она же стала чемпионом Европы, проскочила ведь? Вот так же попадет и на Олимпиаду. Но хорошо, проскочили мы, а дальше что? У нас что, от этого регби стало развиваться, появились в стране дополнительные клубы? Игроков стало больше? У нас нет ничего, у нас только все разваливается, хуже и хуже становится. А откуда должна сборная пополняться игроками?
К тому же, у нас проблема "нарисовалась" – и "нарисовало" ее само государство. Как говорится, нет худа без добра. Когда наши игроки стали чемпионами Европы, им насыпали денег, а это ежемесячно 100 тысяч рублей. Но получили эти деньги только те, кто играл на чемпионате Европы. И полкоманды очень быстро смекнуло – хорошо, у нас есть карточки, на который каждый месяц приходят деньги. А давайте-ка попробуем не тренироваться, поболеть, и что из этого получится? И "болеют", а зарплата идет. А вместо них выходит играть молодежь, которая вообще не стоит на ставках. Они выходят и говорят: "Тренер, мы вкалываем, работаем, но ничего не получаем. А человек сидит уже два месяца на лавочке, и у него 100 тысяч зарплата". И тренер не знает, как это объяснить. И начинаются большие проблемы. Это же женщины! Это моментально все "хавается", схватывается… Так что проблем выше крыши.
Новый состав с прицелом на Олимпиаду
- Насколько конкурентоспособен тот состав, который будет играть на этапах европейского Гран-при?
- Я бы сказал, 50 на 50. Очень много будет перспективной молодежи. Если рассматривать со спортивной стороны, то, конечно, нужно побеждать и отстаивать свой чемпионский титул. Кроме того, этот чемпионат Европы нам важен для того, чтобы игроки в следующем сезоне получали хорошие зарплаты. На чемпионат Европы будет выходить состав, который реально может бороться, сражаться, пусть даже он и не опытный, и плюс люди, которые реально захотят на ближайшие два года остаться в команде. Мы будем создавать новую команду, начиная с этого чемпионата, с перспективой на ближайшие два года - на Олимпиаду. Которые готовы на два года оторваться от внешнего мира, баров, казино, отдыха и развлечений и уйдут с головой и мышцами, ногами и руками в работу.
- Такой состав набирается?
- Я его уже начинаю пробовать. У меня в Голландии играли четыре игрока, которые мяч в руки взяли впервые лишь шесть месяцев назад. Они просто пришли с улицы, и многие из них очень прилично прибавляют. Пройдут три-пять месяцев, и из них могут получиться очень неплохие игроки. Единственный минус в том, что после 15 июня мы прощаемся, и они разъезжаются по клубам, и снова мы встретимся только в ноябре. Что они будут делать в клубах, для меня большая загадка и проблема.
- Со стороны во время этапа в Голландии казалось, что вы очень устали и чуть ли не отчаялись…
- Мне правда немного тяжеловато. Наверное, есть усталость, ведь только закончился этот этап полугодичный. Я же тоже был постоянно вне дома и сам тоже устаю. К тому же, коллектив женский, все эти склоки, а сейчас еще денежные вопросы добавились… Это мешает работе.
Отчаяние действительно есть. И было. Я вижу, что многие игроки просто выходят на поле и не идут в контакт, прячутся, боятся, возможно, получить травму. Они потребители. Хотя есть игроки, которые готовы сражаться. Да и для меня спорт, а тем более регби, всегда был на первом месте, а когда команда не развивается, а стоит на месте или опускается вниз, то становится неинтересно. Работа скучная и монотонная, нет развития – кому такое понравится?