На прошлой неделе заслуженный тренер России Нина Мозер рассказала агентству "Р-Спорт", что российская фигуристка Софья Бирюкова, победительница Универсиады 2013 года, приняла решение перейти из одиночного в парное катание. В интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Андрею Симоненко Бирюкова, тренирующаяся сейчас в паре с Александром Степановым, рассказала о причинах такого поворота в карьере, поделилась мыслями о прошлом и будущем в фигурном катании.
- Соня, первый вопрос напрашивается сам собой – как, когда и почему вы решили перейти в парное катание?
- Естественно, эта мысль – не одного дня, вынашивалась она мной на протяжении достаточно длительного времени. Чем ближе был конец сезона, тем отчетливее я понимала, что нужно что-то менять в карьере. Вариантов было несколько, не только парное катание. Поразмыслив и взвесив все "за" и "против", я решила, что со спортом расстаться я еще не готова. Поэтому решила попробовать себя в парном катании.
- Если подводить некий итог вашей карьеры одиночницы, что было все-таки главной причиной перехода в пары – не было перспектив расти в техническом плане, или просто конкуренция слишком высокая?
- Наверное, все вместе. Действительно, не буду отрицать, конкуренция очень высокая. Конечно, ставку в основном делают на молодое поколение, и не спорю, что у меня были пробелы. Я не могла полноценно конкурировать с младшими девочками, которые исполняют более сложные наборы прыжковых элементов. Не могу сказать, что задела для изучения новых элементов у меня не было. Я не остановилась в своем развитии в плане техники, но, может быть, в какой-то степени я устала от одиночного катания. Действительно, просто не могу подобрать здесь иной формулировки, нежели "усталость". И мне захотелось попробовать что-то новое.
- Были ведь еще и серьезные травмы, которые выбивали из колеи.
- Это так. После них было потеряно много времени, упущены сезоны. Начались еще и психологические проблемы. Выбираться мне было очень сложно, только в прошедшем сезоне я начала верить в себя, показывать хоть какие-то результаты. Но, естественно, я прекрасно понимаю, что этого было недостаточно.
- Но хоть что-то хорошее из одиночного катания запомнится на всю жизнь?
- Я считаю, что любой опыт полезен и нужен. И совершенно не жалею, что именно сейчас, а не раньше, решила попробовать себя в парном катании. Звали-то меня очень давно, но как-то не хотелось, а когда мысли о переходе в пары стали обретать реальные очертания, я все-таки решила докатать прошедший сезон. И как раз в нем была победа на Универсиаде, я получила разряд мастера спорта международного класса. И, в принципе, считаю, что положительные моменты в одиночном катании и раньше у меня были. Можно вспомнить хотя бы этапы Гран-при. Не считаю, что потеряла время в одиночном катании.
За месяц в парном катании страха не возникало ни разу
- Что ж, тогда расскажите, как дается парное катание? Что самое интересное, что самое сложное?
- Сейчас мне работа в паре очень интересна, тренируюсь с большим рвением, стараюсь выполнять все элементы. Нравится, в принципе, что я катаюсь в паре – это контакт, ты не один исполняешь элементы. И разнообразие их нравится. Когда я покаталась две недели и пришла разговаривать с Ниной Михайловной Мозер, она сразу меня спросила: Соня, говорит, скажи честно – не страшно? От этого зависело, будет дальнейшее развитие или нет. И я абсолютно спокойно ей сказала: нет, совсем не страшно. За то время, пока я катаюсь в паре, чувство страха у меня еще ни разу не возникло. На все элементы иду смело, уверенно. Конечно, мы катаемся в паре всего лишь месяц, и ясно, что сложно рассчитывать на идеальное исполнение гиперсложных элементов. Но, со слов тренера, мы достаточно неплохо выполняем задания, которые нам дают. Меня хвалят, что я правильно исполняю все, что требуется. Прыгаем уже двойные выбросы – сальхов, риттбергер, парные вращения исполняем, некоторые верхние поддержки. Единственное, что мне пока не очень хорошо дается – это тодес, с ним еще не совсем наладились отношения (смеется). Но все это дело времени, и я постараюсь приложить максимум усилий, чтобы все привести в норму.
- Есть уже любимый элемент?
- Пока выделить ничего не могу. Мне нравится все, что мы делаем – оно же все для меня новое и неизведанное.
- В подкруте, например, подбрасывают кверху – неужели не страшно было в первый раз?
- В парном катании все происходит достаточно планомерно. Сразу полноценный элемент никто не требует делать. К подкруту, например, мы исполняли достаточно долго подготовительные упражнения. Только совсем недавно на полу начали делать одинарный подкрут. Поэтому все идет постепенно, продуманно и плавно, одно вытекает из другого. И не возникает никаких сомнений. Единственное, когда я впервые попробовала сделать двойной выброс – ощущения были немножко странные. Вроде бы ты привык прыгать сам, а тут нужно держаться за партнера и "вылетать" выше, чем обычно. Сначала я в небольшой раскоординации полетела, но потом сообразила, в чем суть. Поэтому сейчас спокойно исполняю этот элемент (смеется).
- Вы знали вашего партнера раньше или познакомились на льду?
- Знаете, наш мир фигурного катания довольно узкий, все друг с другом знакомы, но с Сашей знакомство у нас было только на уровне "привет – пока". Все общение началось, когда мы встали в пару. И сейчас, я считаю, у нас очень хорошие сложились отношения. Да, я немного эмоциональный человек, могу съязвить или сказать что-то жесткое. А Саша, наоборот, более спокойный. Он уже начинает меня понимать, и никогда у нас с ним конфликтов не возникает. Да и взрослые мы уже люди – прекрасно понимаем, что в какие-то моменты надо стерпеть или промолчать.
- Следующий мой вопрос несколько психологического характера. Одиночное фигурное катание, как известно, вид спорта сугубо индивидуальный. И одиночники, следовательно, индивидуалисты. А здесь нужно с партнером делить и успехи, и ответственность. Как ощущения в этом плане?
- Вообще в последнее время я начала себя чувствовать именно как парница, и мне нравится, что на льду я не одна. В одиночном катании мне порой не хватало какой-то поддержки, чтобы рядом кто-то был и вселял уверенность. Я абсолютно готова к тому, что отвечаю не только за себя, но и за партнера, готова делить всю ответственность и надеюсь, что получится.
- Как вы оказались у Нины Михайловны Мозер?
- Сначала у меня был разговор с моим тренером Викторией Буцаевой (Волчковой), я ей рассказала о том, что хотела бы попробовать себя в парном катании. Виктория Евгеньевна мне посодействовала и позвонила Нине Михайловне. Она пригласила меня на каток на просмотр. После этого мы с ней поговорили, ее устроила моя физическая форма, потому что в последний сезон я выглядела не очень хорошо. И мне пришлось постараться, прежде чем показывать себя Нине Михайловне, надо было привести себя в подобающий вид. Мне Нина Михайловна изначально была очень приятна как тренер, а после того как мы встретились, она мне стала симпатична вдвойне. Она отнеслась ко мне и к моему желанию кататься в паре с пониманием, пошла мне, можно сказать, навстречу. Предложила встать в пару с Сашей Степановым, чтобы выучить парные элементы. Но на льду мы работаем с Павлом Александровичем Киташевым, он нас сейчас тренирует, потому что у Нины Михайловны очень много учеников, и на новую пару, которой еще нужно учить элементы, времени не хватает. И мне, и Саше у Павла Александровича очень нравится, он точно все объясняет, поэтому мы очень довольны.
- Тогда расскажите, какие у вас самые ближайшие цели. И, может быть, несколько слов про то, чего хотите добиться в глобальном плане.
- На ближайшее время, конечно, сложно пока ставить какие-то цели. Главное – это выучить парные элементы. И потом уже можно будет о чем-то говорить. Сейчас мечтать о чем-то очень сложно, просто нет еще базы, с которой можно было бы выступать на соревнованиях. Конечно, в будущем хотелось бы быть в сборной и выступать на международных турнирах, но я прекрасно понимаю, и Нина Михайловна говорила так, что это дело не одного года. Все придет со временем. Поэтому сейчас главная цель, которая передо мной стоит – выучить парные элементы. Уже опираясь на это, я буду двигаться дальше и решать, что и как делать.