Генеральный секретарь Российского футбольного союза (РФС) Анатолий Воробьев рассказал корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о том, чем похвалилось руководство ФИФА на конгрессе в Сан-Паулу, о чем оно недосказало, и почему в Бразилии так часто вспоминали бывшего южноафриканского лидера Нельсона Манделу.
О финансах с восторгом, о коррупции – молчок
- Весьма амбивалентное отношение к этому конгрессу у РФС, - начал Воробьев с комментария. - Восторга он, мягко говоря, не вызвал. С одной стороны, ФИФА представил замечательный финансовый показатель. Резервный фонд организации составил 1,4 миллиарда долларов, РФС может только позавидовать таким данным. С другой стороны, решений, кардинально меняющих карту футбольного мира, не последовало. Важные вопросы решаются очень медленно, по ним идут долгие дискуссии. Европа была недовольна непринятием возрастного ценза для руководителя ФИФА, на взгляд европейской конфедерации должна быть ротация среди ведущих функционеров.
Голосовали, например, за десять принципов развития женского футбола. Это замечательно, женский футбол мы тоже поддерживаем, но голосовать за принципы – это все равно что выступать за то, чтобы быть здоровым и богатым, а не бедным и больным. Да, надо, чтобы футболистки становились арбитрами и функционерами по окончании карьеры, но голосовать за это – что за Нагорную проповедь. Или как за кодекс строителей коммунизма. Все ожидали, что будет расследование по "катарскому" вопросу, но ничего конкретного сказано не было. По поводу манипуляции договорными матчами – на конгрессе УЕФА все приветствовали молдаванку, которая проявила мужество и сообщила о договорном характере юношеского матча среди девушек между командами Молдавии и Латвии. Тогда началось расследование. Сегодня никаких подобных примеров не последовало, никаких намерений не прозвучало.
Все остальное было ожидаемым: поправки в устав по упразднению института агентов, где многое отдано на откуп национальным ассоциациям.
Агенты – уже политика ФИФА, а не только Толстых
- Специалисты говорят, что идея была в другом, а вышла смена вывески.
- Но упразднен лишь институт агентов, сами же агенты остались. Не кажется, что ситуация реально изменилась.
- Появился некоторый знак, сигнал, послание. Теперь этим надо заниматься, приятно, что политика нашего президента Николая Александровича (Толстых) не будет обособленной. Теперь те, так скажем, лица, которые заявляют о том, что Толстых только и знает, что с агентами бороться, больше не будут этого делать, потому как это отныне официальная политика ФИФА. Но дьявол в деталях, и важно, чтобы нормативные документы были направлены на транспарентность процессов.
- Кто-то из представителей РФС будет участвовать в разработке нормативной базы?
- По ряду вопросов создаются рабочие группы, но механизм их подразумевает работающую обратную связь, а с этим делом у ФИФА все в порядке. Советник президента РФС по правовым вопросам Денис Рогачев и другие наши юристы проведут экспертизу всех документов. Наш голос ФИФА учтет.
- После этого РФС должен будет разработать свой внутренний регламент.
- Конечно. Рабочая группа будет создана на ближайших заседаниях исполкома или бюро исполкома. Помимо этого, у нас уже есть комиссия по противодействию негативным явлениям, которая собрала достаточный материал, который покажет, что у нас в России тоже, мягко говоря, не все в порядке и значительные суммы уходят непонятно куда.
Дело Босмана не должно повториться
- С европейским коммьюнити подобные вещи согласовываются, и речь идет именно об этом, чтобы не было коллизий между гражданскими и футбольными институтами подобно делу Босмана. Но в целом все эти споры будут вестись внутри самих футбольных организаций. Те, чьи интересы ущемляются в рамках спортивных регламентов, пытаются порой апеллировать к гражданскому кодексу, но это исключительные случаи. Отдельные элементы этой системы РФС уже начал внедрять, соответствующие механизмы заложены в положение о лицензировании клубов, о деятельности субъектов футбола, о предоставлении деклараций о доходах.
- То есть отношения между посредниками и клубами будут по-прежнему находиться в компетенции РФС, а не гражданских судов?
- Думаю, что да. В гражданские суды будут обращаться сугубо в конфликтных ситуациях. Потому что в основном все вопросы решаются внутри РФС, более того, сейчас вырабатывается институт медиаторов (правда, в спортивном праве процесс будет небыстрым) – но я думаю, что это наиболее перспективное направление. Желательно все решать в своей семье и в досудебном порядке.
- Известно, что РФС голосовал за введение возрастного ценза в отношении руководителей ФИФА.
Непонятно было то, что "против" были представители таких стран, как Гаити, Куба и Шри-Ланка – не самых ведущие государства в футбольном отношении. На конгрессе очень часто упоминался экс-президент ЮАР Нельсон Мандела и его фраза, произнесенная после 28-летнего тюремного заключения, о том, что его задача - найти баланс интересов между страхами белых и надеждами черных. И в футбольном сообществе нужно искать такие пути, которые бы сочетали интересы элитного футбола и футбола на острове Вануату. Образно говоря.
- В Сан-Паулу было озвучено, что Россия получит от ФИФА 2,153 миллиарда долларов на подготовку чемпионата мира 2018 года.
- Не совсем так. Эта цифра выделена в рамках бюджета на 2015-2018 годы на всю подготовку чемпионата, а Россия получит как организатор 700 миллионов долларов. Остальные средства пойдут на призовые фонды и прочее.