Двукратный олимпийский чемпион, кандидат в президенты ФХР Вячеслав Фетисов в интервью руководителю отдела хоккея агентства «Р-Спорт» Алене Шиловой рассказал об основных пунктах своей программы, которая в случае его победы на выборах поможет в развитии хоккея, взаимоотношениях с КХЛ, решении проблем в детско-юношеском хоккее, с тренерскими кадрами и главное - объединит всех в хоккейном сообществе.
ФХР и КХЛ должны быть партнерами
- Специалисты признают, что и вы, и Владислав Третьяк действительно самые достойные кандидатуры на пост президента ФХР, и определяющим будут ваши программы развития хоккея в России. Вячеслав Александрович, могли бы вы более подробно рассказать про вашу программу? Какой вы видите ФХР?
- Федерация - объединяющая организация, которая должна контролировать и отвечать за все, что происходит в российском хоккее. У нас образовались национальные лиги, разные институты, которые выполняют свою работу и которым нужна координация. КХЛ несет основное бремя в хоккее высших достижений, есть другие лиги со своими функциями. А ФХР нужно заняться объединением всех сил, которые есть в хоккее, всех возможностей. Нужно не ругать кого-то, не обвинять в чем-то, а именно разобраться в ситуации, понять и создать одну систему. Инструментов достаточно. Вместо того, чтобы о чем-то говорить, нужно грамотно приготовить те же соглашения о передаче прав на проведение чемпионата России, соблюдая все интересы государства и общественных организаций, заранее все это проговорив с КХЛ. Конфронтация в управлении сегодня ни к чему.
- У нынешнего руководства Федерации во взаимоотношениях с КХЛ есть проблемы с самого начала создания лиги и передачи прав на проведение чемпионата. Какими вы видите отношения между ФХР и КХЛ?
- Партнерскими. КХЛ сделала все, чтобы хоккей был на том уровне, на котором он есть. За счет организационного ресурса, за счет бизнеса. Мы не должны КХЛ упрекать в чем-то, а должны способствовать консолидации усилий. Конкретный пример. Федерация передает право на проведение чемпионата России КХЛ, деньги за это право на развитие хоккея перечисляются колоссальные, и при передаче этого права должны были быть учтены все требования государства и ФХР. Подписан договор, перечисляются деньги, но со стороны ФХР идет критика по количеству легионеров, тренеров, возрастных категорий молодежных лиг. Получается, или ты не понимаешь, что ты передал, что очень плохо, или ты провоцируешь ситуацию до скандала, что еще хуже. Ты передал право, получил за это деньги, все согласовал, а не под дулом автомата Калашникова документы подписывал. Этот документ до подписания должны были обсуждать на всех уровнях. А получается, что ты не предусмотрел какие-то вещи, которые потом критикуешь, но если ты недосмотрел, значит это твоя проблема. Если ты уже передал эти права, то не имеешь права критиковать своего партнера, а должен ему помогать.
- Мы с Медведевым друзья, уж не знаю, хорошо это или плохо. Я знаю, насколько Александр Иванович за все происходящее в хоккее переживает всем сердцем, вкладывает душу. Какие-то несогласия у нас с ним всегда были и есть в плане рабочих моментов. Мы спорили, но не выносили это на публичные обсуждения. КХЛ одна из самых успешных лиг, и для Федерации это тот партнер, который поможет в развитии хоккея, поможет найти дополнительные ресурсы, сформировать внятную политику в спорте высших достижений. Игроки КХЛ представляют Россию на международных соревнованиях, и здесь необходимо тесное взаимодействие, выработка единой политики по дальнейшему развитию.
- Вопрос легионеров многие считают основным. Нужно сокращать лимит?
- Любой игрок растет, когда есть конкуренция с сильнейшими. К сожалению, сегодня мы не можем констатировать, что отказавшись от какой-то конкуренции, сможем создать уровень внутреннего чемпионата, который даст возможность расти будущим мегазвездам хоккея. Нам по большому счету нужно всего 22 игрока. Этот вопрос должен обсуждаться широко, не с ангажированными людьми, которые высказывают кому-то выгодную позицию, а именно с точки зрения перспектив. Что произойдет, если мы сейчас вообще уберем легионеров? Что произойдет, если мы откроем рынок? Это тема не для критики. Хозяева клубов вкладывают большие деньги в хоккей, и это серьезные вещи, которые требуют серьезного обсуждения. Готовится новое соглашение о передаче прав КХЛ на проведение чемпионата. В любом случае это не конфронтация, а диалог, профессиональное обсуждение вопроса, взвешивание всех «за» и «против».
Программа развития хоккея должна была начать работать восемь лет назад
- В последнее время много говорят про необходимость обязательного создания в России программы развития хоккея, приводя в пример шведов, канадцев. Вы считаете нужно основываться на этих примерах?
- У вас программа готова?
- Для того чтобы подать заявку на выборы помимо автобиографии, которая, кстати, у меня оказывается очень интересная - я почитал и аж сам испугался, нужно иметь программу развития хоккея. Полностью не раскрывая карты, я ее представил (в ФХР). Один из пунктов там - создание подпрограммы развития хоккея при контроле Министерства спорта. Будет ли она акцентирована на североамериканский или скандинавский хоккей? У нас как раз есть уникальная возможность обобщить наш опыт с советского времени, североамериканский, европейский, чтобы предложить программу, которая даст нам результат и по массовости, и по мастерству.
- Много озвучивается проблем в детско-юношеском хоккее.
- Это еще один важнейший аспект - детско-юношеский хоккей со всеми современными методиками, которые уже давно другими странами активно и успешно внедряются. И мы видим их динамику развития. Необходимо создание института сборных команд с самого юного возраста до национальной команды, в котором все сборные будут работать по единой стратегии подготовки хоккеистов. Это создание той "красной машины", которая в свое время доминировала в мире. Мы должны понимать, что методики, тенденции подготовки игроков должны согласовываться с главным тренером сборной страны, со всем штабом и работать в полной вертикали.
- Все признают, что у нас сейчас дефицит хоккеистов высокого уровня, даже при подготовке к чемпионату мира и Олимпиаде не всегда хватает игроков. Как это решать?
- Мы планируем создать систему подготовки и отбора профессиональных хоккеистов. Это очень важно в современном хоккее. Необходимо обеспечить наличие спортивных сооружений со всеми залами для подготовки, научно-методическое сопровождение, система соревнований, зарплата тренеров и соблюдение спортивного принципа. Это должно распространяться на всю территорию Российской Федерации. Задача ФХР - не упустить ни одного талантливого хоккеиста, где бы он ни встал на коньки. Необходимо в Федерации создать структуру, которая будет отслеживать как игроков, так и талантливых тренеров на всей территории Российской Федерации. Должна быть система стимулов за результат в виде грантов тренерам. Это будет стимулировать работу тренеров на местах и станет возможностью финансовой поддержки. Вся система соревнований в России должна служить одному - отбору самых талантливых ребят, где бы они ни находились.
Подготовка тренерских кадров должна быть основой работы ФХР
- Тренерская проблема в России очень большая.
- Этот вопрос требует серьезной работы. Те же тренеры, которые выиграли последний чемпионат мира, получали образование за пределами Российской Федерации, имеют другое гражданство. И тот же Слава Быков. У нас сегодня нет российской тренерской школы, и это серьезно сказывается на ситуации в целом. Эта проблема у всех команд КХЛ - где взять профессионального российского тренера, который может сформировать то, что требуется сегодня национальной команде. Мы можем этих тренеров выдумывать, но на самом деле у нас практически нет рынка тренеров, которые могут работать на высоком уровне.
- Нет методик, ничего нет. Слава Богу, Владимир Владимирович Юрзинов пытается что-то сделать, регулярно проводит семинары. Мы в свое время в КХЛ уговорили его вернуться в Россию, чтобы помочь в этом плане. Кстати, как раз в планах нашей работы в ФХР проведение семинаров разных уровней, в том числе региональных с привлечением иностранных специалистов, с изучением различных методик. Подготовка тренерских кадров сегодня должна быть основой работы. С этого начинали все системы – и североамериканские, и скандинавские. Изучив опыт советской школы, они вносили свои моменты, создавали свою школу. И сейчас у финнов не хватает команд, чтобы дать работу всем тренерам, а у нас не хватает тренеров, чтобы восполнить потребности команд. Это нонсенс какой-то. Потому что мы этим вообще никогда не занимались. Хотя это главная ответственность Федерации хоккея. И это одно из основных направлений моей работы. Подготовка тренеров, аттестация, совершенствование работы. В этом залог дальнейшего успеха нашего хоккея.
- Какой вы видите региональную политику ФХР?
- Это важнейший аспект в плане дальнейшего развития - создание модели региональных организаций, которая получит и методическую, и организационную, и финансовую поддержку. В свое время мы помним, что хоккей развивался на незначительной части территории нашей страны, были определенные центры. Сегодня государство вложило огромные средства в инфраструктуру по всей стране от Дальнего Востока до Калининграда. Должна быть региональная модель организации Федерации, взаимодействующая с местной властью. Мы не собираемся никого ругать, выгонять, просто мы должны с регионами вместе понять, что можем сделать, чтобы ситуация менялась к лучшему. Многие регионы у нас вообще не развиваются и не имеют на данный момент никакой перспективы. Задача помочь регионам в развитии первостепенна.
- На чемпионате мира в Минске было много вопросов касаемо статуса ФХР на международном уровне в спорных вопросах по санкциям к хоккеистам сборной России.
- Международный аспект очень важен. Я бы не позволил, чтобы на нашей домашней Олимпиаде нас в матче со сборной США судил американец. Это просто неприемлемо. Здесь компромиссов никаких не должно быть. Не имеют права на Олимпийских играх судить те люди, которые принадлежат к одной из соперничающих сторон. Нужно обязательно повышать статус ФХР на международном уровне.
Команде Фетисова удалось убедить Мутко
- Важно с кем вы планируете реализовывать свою программу. Какой будет команда Вячеслава Фетисова в ФХР?
- На встречу с министром спорта Виталием Мутко, которая длилась порядка двух часов, со мной пришли уважаемые в хоккейном мире люди, молодые и амбициозные, жаждущие работать на благо нашего хоккея. Формат был пять человек, пришли восемь, а могли прийти все, кто сегодня за здравый смысл и перспективу. Это не значит, что те, кто работает в регионах, окажутся не услышанными. Я не сторонник каких-то радикальных мер, считаю, что нужно разобраться, понять, какие возможности были у людей, что они реально могли сделать. Рубить с плеча – это не мой стиль вообще. Мои ребята готовы к работе.
- Кто эти специалисты?
- Это те, кто работает и в КХЛ, и в российских клубах. Мы имели хороший разговор с министром спорта и сумели убедить его, что мы та команда, которая может создать то, чего требует президент, чего ждут болельщики. А самое главное это перспектива, которая заложена. Российская Федерация за последние десять лет вложила в развитие хоккея больше, чем любая другая страна в мире. Но мы отстаем в организационном плане. Это не только национальная сборная, но и детский хоккей, и женский. Все это требует системности. Я считаю, что Федерация не должна отчитываться только за чемпионаты мира, она должна отчитываться в целом за то, что происходит в хоккее. Государство наделило Федерацию полномочиями по развитию и эти функции должны четко выполняться. А также важно взаимодействие с теми, кто существует на хоккейной площадке - профессиональные лиги, регионы, общественные структуры. Мы имеем здесь колоссальный ресурс и его нужно использовать для развития.
- Была информация, что вы пытались помочь московскому «Спартаку»?
- Для меня вообще это какая-то странная ситуация. В любом деле соблюдение традиций и сохранение символов - важнейшая составляющая дальнейшей стабильности и успеха. Мы «Спартак» можем использовать как пример. Буквально три года назад такая ситуация была с ЦСКА, когда величайший бренд мирового уровня вдруг оказался никому не нужен. Советовать можно все что угодно, но нужно действовать. А рычаги есть у тех, кто рулит сегодня российским хоккеем и, к сожалению, они не смогли найти выход из тупика.
Фетисов готов гарантировать создание лучшей в мире системы
- Многие вас критиковали за инициативу запретить государственным монополиям финансировать профессиональные клубы, в том числе хоккейные. Критику по этому закону как воспринимаете?
- В чем?
- Мой законопроект предполагает контроль и влияние на распределение. То есть орган, который занимается у нас развитием спорта, тот же Минспорт может иметь возможность контролировать расходы, связанные со спортом больших монополий. Большие монополии имеют возможность поддерживать спорт, что очень важно, и могут тратить большие деньги на одну команду. Предложение таково, что образно говоря, 200 миллионов долларов какой-то монополии можно распределить между десятью командами, то есть дать им каждый год 10 миллионов, чтобы у них была дальнейшая финансовая основа. И 10 миллионов долларов вполне могли бы спасти «Спартак» сегодня. А если есть интерес к клубу, то дополнительные возможности людей, которые поддерживают конкретную команду в регионе, позволяют поднять уровень финансирования до уровня потолка, который определяется лигой. Получается, база у всех есть, она примерно одинаковая, как было в советское время, а дополнительное финансирование на покупку звездных игроков зависит от умения менеджмента и желания местного бизнеса быть спонсорами любимой команды. Получается достаточно интересная структура. Неважно, кто победил - клуб из Москвы или Волгограда, важно, что государство в лице монополий поддерживает профессиональные клубы, дает им возможность стабильно участвовать в чемпионате. И любую профессиональную лигу можно назвать именем той монополии, которую она поддерживает. Это возможность получить дивиденды от выделенных средств в виде имиджа не на одну команду, а на лигу в целом.
- Все поняли смысл закона так, что в результате не будет СКА, ЦСКА, «Ак Барса»…
- Я свою позицию объяснял не раз, потому что люди серьезно озаботились и это была резонансная вещь. Но мне по должности было необходимо в этом участвовать. Мы сумели разобраться и убедить своих коллег, что запрещать финансировать неправильно, а регулировать это можно.
- Что подтолкнуло вас выдвинуть свою кандидатуру на пост президента ФХР?
- Здесь необходимо знание нюансов, а вы стояли у истоков КХЛ.
- Действительно мы знаем, как развивать современный хоккей. Есть опыт игрока и советской школы, и западной, и во главе российского спорта, когда писали федеральную целевую программу, по которой в стране сегодня строят объекты и развивают спорт высших достижений. Главное, мне просто так браться за это дело никакого смысла нет, я должен четко понимать, что беру на себя ответственность и гарантирую создать лучшую в мире систему по развитию хоккея. Гарантирую, опираясь на свой опыт игрока, воспитанника советской школы с 13-летним опытом работы за пределами Российской Федерации, почти 7-летним чиновника, который из руин восстанавливал российской спорт, и политика, у которого есть 5-летний опыт работы в законодательной сфере, что позволит предложить какие-то законодательные инициативы, которые смогут поменять ситуацию в стране. То есть любой аспект присутствует. И самое главное, что если я берусь за это дело, то знаю, что сделаю все возможное для того, чтобы добиться всех поставленных целей.
Третьяк не видит ничего нового в программе Фетисова
На официальный запрос агентства «Р-Спорт» в ФХР об интервью с Владиславом Третьяком, пресс-служба подготовила его комментарий. "Я видел программу Вячеслава Фетисова, в ней нет ничего нового, - говорится в сообщении. - Практически все свое рабочее время я нахожусь в рабочих поездках по регионам, общаюсь с теми, на ком держится детско-юношеский хоккей, с реальными людьми: тренерами, хоккеистами. За годы моей работы ФХР и хоккей не только не утратили позиции, но и достигли значительных успехов по всем основным направлениям: развиваются региональные федерации, межрегиональные координационные центры, МТБ и объекты, есть конкретные и значительные победы в хоккее высших достижений".
"Проделана колоссальная работа, аналитическая, научно-техническая, проведены консультации. В новой программе мы особо уделим внимание тренерским вопросам, кадровой политике и детско-юношескому хоккею", - приводят слова Третьяка.