Самая титулованная штангистка сборной России по тяжелой атлетике, серебряный призер Олимпиады, трехкратная чемпионка мира и шестикратная чемпионка Европы 27-летняя Оксана Сливенко, ныне возглавляющая Всероссийскую федерацию функционального многоборья, рассказала агентству "Р-Спорт" о своем увлечении кроссфитом, которое переросло в профессиональные занятия и тренерскую деятельность, в результате которой она настроена подготовить олимпийских чемпионов. Социальный спортивно-пропагандистский праздник Летний Кубок "Гераклион" по функциональному многоборью, который год назад стал первым серьезным стартом для Сливенко, в этом году пройдет 19-20 июля в Парке Победы на Поклонной горе.
"Гераклион" открыл новые возможности
- Оксана, летний Кубок "Гераклион" был первым серьезным стартом для вас в кроссфите. Почему в этом году решили не выступать?
- Мне пора переходить на более высокий уровень, набираться опыта. Еще мало девушек занимается кроссфитом и нужно тренировать других спортсменок через такие соревнования, чтобы они могли выступать на профессиональном уровне. А у меня уже опыт в профессиональном спорте большой, я могу соревноваться на международном уровне. В Европе я сейчас - пятая, по миру – 26-я. Поэтому в этом году я хочу больше себя попробовать на международных соревнованиях.
- Год назад вы выиграли Кубок "Гераклион" и после этого стали плотно сотрудничать с этим клубом. Это сотрудничество для вас важно?
- Очень приятно сотрудничать, и есть результаты. Уровень работы со спортсменами у "Гераклиона" очень солидный. Меня поддержали как спортсменку и приняли в команду организаторов. Я почувствовала поддержку, оказалась в очень хороших условиях - современный зал, медицинское оборудование. Сейчас я представляю "Гераклион" на международных соревнованиях и имею возможность заниматься на спортивной базе клуба на Кипре, где могут тренироваться спортсмены как по тяжелой атлетике, так и по кроссфиту, есть возможность проводить семинары. На этой базе очень хорошие условия, море в 200 метрах, тренеры профессиональные.
- Сотрудничество с "Гераклионом" и погружение в кроссфит изменили вашу жизнь?
- Для меня открылись новые возможности. Это новый, очень интересный этап в моей жизни для развития, общение с интересными людьми. Я получаю много опыта по спорту и тренерской деятельности, продолжаю тренироваться, просто немного в другом направлении. На самом деле, кроссфит и тяжелая атлетика взаимосвязанные виды. И я также тренирую тяжелую атлетику, но на средних весах, а не на максимуме.
- У вас уже большой перерыв в тяжелой атлетике в плане соревнований, вы выступали на чемпионате мира в Польше в ноябре прошлого года...
- Просто я сделала перерыв в тяжелой атлетике, тренируюсь для себя, но не хочу пока выступать на международном уровне, потому что там все равно нужно постоянно тренироваться. Сейчас я тоже тренируюсь и выступаю в кроссфите. Думаю, это лучше, чем завязать или сделать перерыв и ничего не делать.
Кроссфит поможет повысить интерес к тяжелой атлетике
- Стало больше общения, больше развития, больше соревнований. Многие соревнования проходят за границей. Руководство клуба "Гераклион" преследует очень хорошие цели - модернизация в спорте и спортивной медицине. Здесь есть специальная лаборатория, нацеленная на открытия в подготовке спортсменов. Организация серьезно подходит к вопросу развития спорта в стране, спортивного поколения. В плане медицины в сборной тоже были определенные возможности, но здесь специальная лаборатория, больше проводят тестирований, опытов на спортсменах, чтобы понять, какой должна быть оптимальная нагрузка для набора хорошей формы. В течение тренировочного процесса все нужно отслеживать и контролировать. Одно дело, когда тренер со спортсменом пытаются работать на своих ощущениях, а другое, когда это поддерживается исследованиями лаборатории, которые могут на научном уровне все обосновать.
- Вы считаете, удастся ли сделать кроссфит в России таким же популярным и массовым, каким он является в Европе и Америке?
- Это новое направление для России. Сейчас мы пытаемся охватить аудиторию, донести до людей, что в клубе "Гераклион" они могут получить качественные тренировки и комплексный подход. Сюда могут прийти и люди, которые хотят заниматься фитнесом, но очень эффективно, также сформирована профессиональная команда, которая представляет клуб на международных соревнованиях. Но пока в России кроссфит не имеет такой популярности, как на Западе. В Америке военные, спасатели тренируются по этой системе, а в России такого нет, есть только общефизическая подготовка в формате ГТО. Федерация функционального многоборья собирается работать над тем, чтобы превратить эту подготовку в олимпийский вид спорта.
- Вы были лидером сборной России по тяжелой атлетике, сейчас лицо клуба "Гераклион" и глава Федерации функционального многоборья. Справляетесь?
- Но и тяжелая атлетика там не так популярна...
- В Америке тяжелая атлетика вообще на низком уровне. Сама по себе тяжелая атлетика в плане зрелищности, может быть, немножко скучновата, но если задуматься о том, как сделать соревнования более интересными, оказывается, можно было все объединить, раскрутить и сделать популярным. Это показывает пример кроссфита. Я думаю, что все впереди и на фоне развития кроссфита может повыситься интерес к тяжелой атлетике. Если бы я не видела в кроссфите прогрессивного направления, просто не занималась бы этим. Это направление может дать серьезный толчок развитию спорта, и в частности, тяжелой атлетики. Неслучайно со стороны кроссфита сейчас очень большой интерес к тяжелой атлетике.
- Много спортсменов в Европе, Америке, которые, как вы с Дмитрием Клоковым, пришли в кроссфит из тяжелой атлетики?
- Тяжелоатлеты пробуют, но не у всех получается, потому что тут нагрузка другая, нужно перестроиться, больше терпеть. Там из спортивной гимнастики больше переходят.
Кроссфит может стать олимпийским видом спорта
- Да, я веду семинары вместе с нашей командой и вижу большой интерес со стороны иностранных команд в плане учебы именно тяжелой атлетике. Дима Клоков начал этим заниматься еще год назад. Я не преследую цель прокатиться по всему миру, у нас есть база, на которой мы готовы сами принять спортсменов. За этот год я получили большой опыт, как лучше тренироваться, готовиться и мне интересно помогать людям развиваться в этом. Сейчас у меня очень плотный график - много семинаров и соревнований за границей.
- Усталость есть, как от сборов в свое время?
- Нет, конечно. О такой интересной деятельности, как у меня сейчас, я могла только мечтать - ездить в командировки, общаться с людьми, помогать им развиваться и самой стараться взять что-то для развития. Всему свое время. Понятно, что когда ты занимаешься профессиональным видом спорта, распыляться - работать и показывать результаты очень сложно. В кроссфите сложно, но возможно совместить работу и тренировки.
- Есть ощущение, что это ваше дело по жизни?
- Думаю, не зря меня жизнь вывела на это направление, свела с определенными людьми. Значит, я искала именно это. Я долго пыталась понять, какой путь выбрать дальше, чем заниматься и хорошо, что появился кроссфит. Можно было попробовать и другие пути - пойти работать в Федерацию тяжелой атлетики России или какую-то государственную школу, но получилось по-другому. Сейчас меня все устраивает. Надеюсь, что буду развиваться в этом направлении, потому что здесь есть перспектива.
- В тяжелой атлетике четко была понятна цель - ты идешь к золоту Олимпийских игр, а здесь какие задачи?
- Этот вид спорта со временем тоже может войти в число олимпийских. Все-таки это не фитнес, это настоящий вид спорта с серьезными нагрузками и видимыми результатами. Здесь тоже есть соревнования уровня чемпионата Европы, есть чемпионат мира, куда съезжаются сильнейшие. У меня есть стремление дойти до такого уровня, чтобы выиграть эти соревнования, но для этого нужно очень постараться. И пока это будет не олимпийской медалью.
С тяжелой атлетикой не хочу сжигать мосты
- Пока я взяла перерыв, а как дальше будет, посмотрим. Смогу ли я еще подготовиться, чтобы побороться за какую-то олимпийскую медаль?.. Наверное, всему свое время. Почти всю жизнь я посвятила тяжелой атлетике, очень много было больших нагрузок, тяжелых тренировок, серьезных весов, и свое я уже взяла. Думаю, что после всего, что я отдала тяжелой атлетике, могу себе позволить сейчас взять отдых и дальше больше направить свою деятельность не на завоевание медалей, а чтобы мои ученики выигрывали и в тяжелой атлетике, и в кроссфите. Тренировочный процесс на самом деле можно построить так, чтобы спортсмены были универсальные. Я не хочу сжигать мосты и продолжаю контактировать с Федерацией тяжелой атлетики, ко мне за помощью обращаются спортсменки.
- Есть мнение, что вы просто ушли в другой спорт.
- У людей тяжелой атлетики позиция, что кроссфит - это несерьезно и не разовьется в России. А я считаю, что эти виды спорта между собой очень тесно связаны и могут поддерживать друг друга. Обычно все новое воспринимается в штыки, но со временем отношение изменится. Пока люди мало знают о кроссфите и не до конца понимают, чем я занимаюсь. Я не считаю, что ушла в другой вид спорта. Я всю жизнь посвятила тяжелой атлетике и благодарна за все, поэтому буду периодически возвращаться. Я не переключилась на что-то другое, для меня это одно, просто в новом виде. Я продолжаю тренироваться, выступать. Я хочу выступить на чемпионате России по тяжелой атлетике в августе в Грозном. Все привыкли считать, что профессиональный спорт может быть до определенного рубежа, а я считаю, неправильно ставить какие-то ограничения, можно быть на высоком уровне в профессиональном спорте довольно долго.
- В кроссфите мало тренеров и некому подсказывать, все приходится испытывать на себе. Есть своя специфика, и непросто в таком возрасте переключиться на другой профессиональный вид спорта. Я тренируюсь и выступаю для себя, если получится - хорошо, этот опыт все равно будет полезен. Даже если не я покажу результат, могу подготовить хороших спортсменов. Есть ребята, которых я тренирую уже порядка года. Все надо успевать. Я серьезно отношусь и к своей подготовке, и к подготовке других. Но за год олимпийского чемпиона не вырастить. А я, конечно, хочу воспитать чемпиона Олимпийских игр, и желательно, не одного (улыбается). Надо быть максималистом. Я ведь в спорте всегда добивалась результата.
- Продолжаешь общаться со штангистами?
- Редко, потому что много дел. Девчонки постоянно на сборах и нет времени. Бывает, встречаемся на мероприятиях, очень рады видеть друг друга. Все просто - в каждый период жизни ты общаешься с разными людьми. Скучать мне некогда. Но, конечно, я по мере возможности интересуюсь тем, что происходит в тяжелой атлетике. А здесь я просто могу больше заниматься для души.
- Многие профессиональные спортсмены после такого длительного периода в спорте хотят вырваться, а вы взяли перерыв, но опять ушли в спорт.
- Я считаю, что я вырвалась и при этом осталась в спорте, открыв для себя новые интересные возможности. Я очень благодарна "Гераклиону" за поддержку. Эта организация в России лидирующая и думаю, будет удерживать эту позицию. Вы бы знали, как за границей популярен кроссфит. На соревнованиях там зрителей намного больше, чем на тяжелой атлетике. В Америке собираются целые стадионы масштаба регбийных. На региональных соревнованиях в Европе собираются игровые залы по 10 тысяч.
Кроссфитом могут заниматься даже дети с 4 лет
- Кроссфит как-то изменил ваш характер?
- В России такого еще нет?
- У нас в клубе тоже пользуются спросом детские группы. Детям можно заниматься с 4-5 лет. Для детей это привлекательно, потому что нагрузки в кроссфите можно давать в форме игры. Есть маленькие гирька, гантельки. Это хорошее направление, чтобы развить ребенка и дальше отдать в какое-то направление по спорту. Профессионально он начнет заниматься уже после 10 лет, а до этого можно использовать просто как физкультуру, это полезно для развития ребенка.
- Насколько серьезен уровень Кубка "Гераклион"?
- Уровень серьезный, будут выступать ведущие российские атлеты. Участников с каждым годом становится все больше, в этот раз в онлайн-отборе принимали участие более 470 человек, более 170 из которых пробились в финальный турнир. А на международном уровне мы пока только начинаем выступать и результаты слабоватые. Прошло всего 3-4 года, как о кроссфите узнали. В Америке уже тысячи залов. У нас пока мало девочек, как и традиционно в силовых видах спорта. Но многие девушки интересуются в первую очередь потому, что в результате этих тренировок телосложение становится очень привлекательным - это подтянутое тело, ухоженный вид. Девушек привлекает определенная независимость, что они становятся сильнее.
- Не слышите такого же мнения, что кроссфит - не женский вид спорта, как и тяжелая атлетика?
- Кроссфит держит среднюю планку, нет сильного уклона в мышечную массу, хотя тело подтянутое. Фигуры очень красивые, средняя комплекция. Много плюсов в этом направлении. Я надеюсь, что до людей в России дойдет, что это интересное направление и надо заниматься спортом. Я вижу по людям, которые приходят в зал, как здорово они меняются и все получают огромное удовольствие.