Олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Дарья Коробова в этом сезоне дебютировала в дуэте со Светланой Колесниченко и завоевала золото чемпионата Европы. В интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Веронике Гибадиевой она рассказала о том, как решилась встать в дуэт, о чувстве стиля, методах работы Татьяны Данченко и Татьяны Покровской, а также о том, почему не отдаст своего ребенка в синхронное плавание.
- Даша, все вас хорошо знают как превосходную "групповичку", но теперь вы выступаете и в дуэте тоже. В какой момент поступило это предложение и сразу ли вы согласились?
- Предложение поработать в дуэте поступило совершенно неожиданно, потому что в принципе я хотела уйти на год, отдохнуть от всего этого, от спорта, были и травмы, и психологическое состояние было не самое лучшее. Я чувствовала себя уставшей и чтобы доплыть до Олимпиады-2016 в Рио решила взять перерыв на год и вернуться в следующем сезоне, который начинается с октября и где главным стартом будет чемпионат мира в Казани.
Но тут совершенно неожиданно поступило предложение от Татьяны Евгеньевны (Данченко). Она сказала: "Не хочешь встать в дуэт, Света Ромашина взяла перерыв и нужен надежный, сильный боевой товарищ. Я тебе даю подумать две недели". После двух дней моих переживаний и раздумий я ей сказала: "Татьяна Евгеньевна, мне не надо две недели, я согласна". Мы давно хотели вместе поработать индивидуально, такую возможность нельзя было упускать.
- По юниорам вы выступали с Анжеликой Тиманиной. Сейчас, спустя годы, не кажется ли вам уровень ваших выступлений смешным?
- Недавно, кстати, просматривала в YouTube видео, очень даже приличный уровень, даже намного выше, чем сейчас у ряда европейских стран. Это я вполне реально оцениваю ситуацию. Тогда мне казалось, что у нас достаточно помарок, а сейчас, когда пересмотрела, вижу, что мы все так хорошо делали.
- Как тогда складывались ваши отношения в дуэте?
- Мы с ней всегда были такие конкурентки, в соло всегда тютелька в тютельку шли. Но когда встали в дуэт - сдружились окончательно.
- Если бы два года назад в Лондоне вам сказали, что вы будете выступать в дуэте со Светой Колесниченко, поверили бы?
- Нет, восприняла бы это как шутку (смеется). Это было бы для меня что-то из разряда фантастики.
Светлана Колесниченко: нужно не рассказывать, а доказывать, что мы лучшие. Интервью >>>
- Почему?
- Светик тогда казалась мне такой маленькой, но потом она так быстро включилась в работу - сначала со Светой Ромашиной, а теперь мы вместе выступаем в дуэте. Для всех было полной неожиданностью, как она себя показала, это делает ей большую честь. Кроме этого, она очень хороший человек.
- Татьяна Данченко, как тренер, какая она?
- Она берет своим спокойствием и вызывает глубочайшее уважение. Столько олимпийских чемпионок она воспитала, это такие громкие имена в спорте, что даже страшно становится.
- Голос на вас повышает?
- Она вообще никогда не кричит - может взять измором, попросить три раза подряд отработать кусок, например, чтобы он был суперидеальным. Так она вырабатывает в нас закалку.
Начало и правила
- Своего ребенка в синхронное плавание отдадите?
- Ни за что в жизни, вообще никогда. Так мучить детей! Кто-то как-то спросил меня, не хочу ли я стать тренером? Ни за что! Выбивать так из детей все силы, вытягивать все соки, я просто не смогу. Я для этого слишком мягкий человек. Но это я утрирую, конечно. Не все так ужасно. Просто тяжеловато: каждый день одна и та же музыка, одни и те же движения. С тренировки ты выходишь не то, что как выжатый лимон... С тебя и капельки сока уже не выжмешь.
- Сами как пришли в этот вид спорта?
- Меня привела бабушка в 7 лет, в первом классе. Она просто увидела объявление о наборе девочек. Меня в итоге взяли, сказали, что у меня длинные ножки, растяжка и плавучесть хорошая на воде.
- Сразу прониклись синхронным плаванием?
- Поначалу мне вообще не понравилось. Подумала: "Что это вообще такое?" Потом когда девочек старших увидела из команды "Электросталь", прониклась. А поначалу мне не нравилось мерзнуть в воде, но когда уже увидела этот балет на воде, меня затянуло.
- Как относитесь к разговорам, что синхронное плавание - это вообще не спорт?
- Очень плохо. У нас функционалка. как у легкоатлетов и гребцов. У нас и плавание и акробатика, и художественная гимнастика. При всем при этом нужно задерживать дыхание - задыхаться под водой и выходить с такой легкостью, улыбкой. Барахтаясь в воде на море, люди, наверное, думают, что они чуть-чуть позанимаются и тоже так смогут. Ничего подобного. Мне очень обидны такие заявления.
- Ваш вид спорта плохо раскручен - не только в России, но и вообще в мире. Не обидно?
- Обидно. У нас такие золотые традиции, а Россия своих героев в лицо не знает. Зато все знают, ну там...
- Сейчас вы скажете "футболистов".
- Не буду теперь ничего говорить (смеется). Зато все знают спортсменов, которые не выигрывают и для многих бронзовая медаль таких спортсменов превращает их в героев России.
- Помню, как на чемпионате мира в Шанхае все возмущались, что ваши выступления не показали из-за футбола.
- Возмущались все, а дальше возмущения дело не пошло.
- Из репортажей и трансляций зрителям не всегда понятно из чего складываются ваши оценки. Может быть это мешает воспринимать синхронное плавание как спорт, а не просто красивое представление на воде?
- Я иногда сама не понимаю, из чего оценки складываются. Опять ввели новые правила. Сейчас высота проноса ноги над водой - четкая градация. Сейчас каждый элемент будет посчитан, поделен на коэффициент сложности. Судьи сами уже, как мне кажется, не понимают, что с этим делать. Иногда мне даже кажется, что это специально, чтобы нас забить в угол, поставить в неудобное положение, подловить на чем-нибудь. Мы сейчас еще внимательнее относимся к каждому элементу. Но все что не убивает, делает нас сильнее (смеется).
- Светлана Ромашина как-то сказала, что российских синхронисток не любят также сильно, как и китайских прыгунов в воду из-за доминирования в своих видах спорта. Вы с ней согласны?
- У меня есть ощущение, что от нас все ждут ошибки, что мы поскользнемся, сделаем что-то не то. На протяжении такого долгого времени сложно удерживать лидирующие позиции. Но мы говорим: "Мы будем завоевывать только первые места, потому что второе место - это провал для нас".
Группа
- Чаще всего журналисты на пресс-конференциях спрашивают, действительно ли вы тренируетесь по десять часов. Это правда, или бывает и побольше?
- В этом сезоне у меня одна тренировка в день, потому что я работаю только в дуэте. Если бы стояла в группе - это было бы 9-10 часов точно. Вечерняя начинается в шесть, а там до одиннадцати и дальше. Даже моя мама, закаленная в боях, говорит: "Ну, уже двенадцатый час ночи". После таких тренировок чаще всего просто ложусь спать - ни на что нет сил.
- Помните первую тренировку под руководством Татьяны Покровской в сборной?
- Это был 2008 год и такое не забывается. Я не привыкла к такому стилю тренировок - в "Электростали" я была лидером, мне казалось, что у меня все получалось. А Татьяна Николаевна редко бывает довольна. Если она похвалит, то гордость такая берет! Было необычно, но потом все это стало повседневным моментом для меня.
- Почему вы сейчас не выступаете в группе?
- Были травмы бедер. Как говорит наш врач, у меня слишком длинные рычаги, чтобы их поднимать, нужно очень много сил. У меня была очень сильная нагрузка на мышцы, они очень сильно болели, боковые мышцы были очень сильно забиты и как не старались массажисты, было очень тяжело работать. Поэтому я и хотела восстановиться к Рио, отдохнуть, подойти к ним с ясным умом.
- Говорят, нет коллектива хуже, чем женский. Это относится к нашим синхронисткам?
- Да, женский коллектив - это буря эмоций и всего остального, такой коктейль взрывной. Но у нас нет выбора, мы должны уживаться друг с другом, думать и действовать как единый организм. Иначе никакого результата не будет.
- Мне кажется, у вас к тому же нет лишних сил на дрязги.
- У нас и правда нет на это времени. Поэтому когда возникают какие-то моменты, то они, прежде всего, рабочие. Мы уже родные люди все.
- Самый нервный турнир на вашей памяти.
- Презентация перед Лондоном новой программы. Никогда до этого с новой не выступали на Олимпиаде. Это был турнир в Шеффилде за несколько месяцев до Игр. Помню, перед выходом нас задержали больше, чем полагается. Не знаю, это было специально или нет. В общем, комната была душная, места мало. Это было действительно очень нервно. В итоге всем и все понравилось, все прошло успешно.
Чувство стиля
- Сейчас будет девичий вопрос. Как вы смываете этот соревновательный макияж и избавляетесь от желатина в волосах?
С лицом тоже самое, потому что косметика накладывается таким слоем, что ее очень сложно смывать. Нашла себе масляную "смывалку", которая все это "берет", смывает все на своем пути, чуть ли не пятна на одежде. Так что восстанавливаться после соревнований надо месяц как минимум - и физически, и морально (смеется). И лицом, и волосами!
- По версии одного из глянцевых изданий вы входите в топ-20 самых стильных спортсменок России. Что для вас стиль?
- Стиль - это то, что тебе идет, в чем ты себя чувствуешь комфортно с легким уклоном на подиумные истории. Необязательно при этом быть в тренде. Не люблю когда, знаете, посмотрел на подиум и оделся точно также.
- А кто для вас икона стиля?
- Для меня, наверное, это принцесса Монако, Грейс Келли. По сей день все ее образы очень актуальны. В честь нее названа моя любимая сумка (смеется).
- Сколько времени проводите в Интернете?
- В последнее время очень мало. Я удалила аккаунты в соцсетях. Лучше почитаю книгу, проведу время с родным и друзьями.
- Что читаете?
- Сейчас в основном классику, немножко фантастики. Софи Кинселлу уже давно прочитала (смеется).
- Вы сказали, что не хотите быть тренером. Как вообще видите свое будущее вне спорта?
- Идет в моей жизни такая борьба на этот счет, но пока главная цель - Олимпиада в Рио, это такой финальный флажок. Ближе к Играм буду думать, что будет дальше.