Сергей Николаевич Литвинов - один из тех людей, что приносили славу советской легкой атлетике. Он гуру в метании молота - олимпийский чемпион 1988 года, серебряный призер московской Олимпиады-1980, двукратный чемпион мира. Его сын Сергей Сергеевич Литвинов - бронзовый призер чемпионата Европы 2014 года. Сейчас Литвинов-старший работает в Мордовии тренером. С вопроса об успехах на этом поприще корреспонденты агентства "Р-Спорт" Мария Воробьева и Андрей Симоненко и начали разговор с великим спортсменом.
- Есть определенные успехи, в начальных, резервных возрастах есть неплохие юноши, девушки, - начал Литвинов. - Попадают в призеры всероссийских соревнований. Из Минска, где я работал раньше, со мной приехали несколько белорусов, здесь приняли российское гражданство. Один из них был на юниорском чемпионате мира пятым. В нынешнем сезоне Илья Терентьев стал в Америке на первенстве мира среди юниоров третьим. Ну и через полтора года после меня сын вернулся из Германии. В целом же должен сказать, что в метании молота, да и вообще во всех метаниях, спортсмены созревают поздно. Расцвет наступает от 25 лет, а реально плюс-минус в 30 лет. То есть в мужском молоте спортсмен не добьется успеха, пока не станет по характеру, менталитету мужиком.
- То есть надо подождать, пока наши мальчики возмужают?
- Да. Еще же имеет значение то, что в других видах легкой атлетики более простые движения. Наверное, все люди пробегали сто метров, круг или два по стадиону. То есть эти виды для любого человека естественны. У кого как получается, это другой вопрос. А метание молота - это сложный технический вид. Как прыжки с шестом. В жизни ведь особенно никому не нужно прыгать с помощью палки через забор. Так и у нас давно уже никто не атакует бастионы, раскручивая снаряды, или не кидает кувалды, как это когда-то делали в Ирландии. Даже не знаю, каким образом это развлечение оказалось в легкой атлетике. Это я к тому, что движение у нас очень сложное, которое требует ежегодного кропотливого освоения. А психологическое напряжение в медальных разборках могут выдержать только люди опытные, сформировавшиеся. Как я уже сказал, мужики.
- Сколько времени примерно нужно для того, чтобы воспитать настоящего метателя молота? И когда надо начинать заниматься этим видом спорта?
- На все это нужно потратить не меньше десяти лет, как и во многих других профессиях. Если есть талант и характер, то это минимальный срок для того, чтобы стать конкурентоспособным спортсменом. Иначе говоря, звездой. Но у нас в советские времена был такой прецедент - Анатолий Бондарчук, олимпийский чемпион и тренер олимпийских чемпионов, признанный авторитет в нашем виде, начал заниматься метанием молота в 28 лет. И добился при этом больших успехов, несмотря на то, что в СССР было очень много сильных метателей, конкуренция очень высокая. Есть и другие похожие примеры. Но сейчас ситуация изменилась: наши спортивные руководители, административное начальство на разных уровнях хочет, чтобы успехи у детей были уже желательно вчера. Не хватает ни терпения, ни понимания, что это быстро не делается, особенно в нашем виде спорта. Им же нужно быстрее, быстрее, быстрее. Вот это является большим тормозом для развития, причем в очень многих видах спорта в России. И в метании молота в частности. Если сейчас взять в метание молота человека в 20 лет, у которого есть предпосылки к прогрессу, то поддержки ожидать очень трудно.
- Детям трудно такие вещи объяснять - что от них ждут успеха вчера?
- Детям, к счастью, просто интересно заниматься нашим видом спорта. Все твои достижения почти на каждой тренировке видны - куда молот падает. Наш вид спорта - очень азартная штука. Но объяснить, почему в одних детей руководство хочет вкладывать средства и посылать их на тренировочные сборы, а в других - нет, трудно. Когда приходится объяснять, стараемся это делать в щадящем режиме.
Для меня главное, чтобы ученики умели принимать решения
- Раньше, в те же советские времена, такой проблемы не было?
- Раньше было много разных спортивных обществ. У каждого были свои интересы, каждое общество, каждая школа стремились к наилучшим показателям. Поэтому в счет шел каждый перворазрядник. А сейчас приходит требование: ненужных отсеивайте. Начинаем спорить: ну как так можно - "отсеять"? Дети ходят на занятия, им нравится, уже сложились человеческие отношения в коллективе. Что, сказать им, что они бесперспективные? Нереально. И потом, нужна же в любом случае "массовка". И в советское время в звезды выбивались единицы, а остальные были хорошими, здоровыми, развитыми людьми. Кандидатами в мастера, перворазрядниками... Это и был задел поколения здоровых людей, которым до 50-летнего возраста, по большому счету, не нужно было заботиться о своем здоровье.
- В какой-то момент можно понять, что ребенок станет звездой?
- Вот такой вопрос и мне родители часто задают: станет ли мой ребенок олимпийским чемпионом? И приходится скучно объяснять про минимум десять лет работы, конкуренцию и так далее. Про то, что какой бы талант ни был, после 20 лет начинается период, когда прогресс замедляется или вообще останавливается. И тогда приходится идти дальше только за счет характера, применения специальных методик, чтобы вычерпать еще несколько процентов. Ведь даже спортсмены-звезды работают только на 3% КПД. Этот феномен, кстати, объяснял в свое время академик Амосов, знаменитый хирург. Он говорил так: наш организм от природы научился быть консервативным для того, чтобы в случае какой-то экстремальной болезни или нанесенной травмы он смог бросить все силы на спасение. А все остальное, в том числе и метание молота, ему как бы по барабану, и участвовать в этом он не хочет. Соблюдает линию разумной ленивости. Вот и приходится его обманывать всеми этими методиками, режимом, характером и волей.
- О вашем сыне хотелось бы спросить поподробнее. Сергей Николаевич, вы свою Олимпиаду выиграли в 30 лет. Вашему сыну сейчас 27...
- Конечно, и у него, и у меня есть олимпийская надежда. У нас Бондарчук в 28 стал олимпийским чемпионом, а Юрий Седых, будучи его учеником, в 21. Здесь важно понимать, что спортсмен может быть ведомым, а может - ведущим. Бондарчук сам себя создал, он уникум без тренера. На этом пути приобрел приличный опыт, поэтому быстро сам сложился как тренер. А Седых повезло - он и сам толковый, характерный, талантливый, плюс у него тренер с такими же данными оказался. Мой тренер рано потерял интерес ко всему этому, и мне приходилось все делать самому. Поэтому я допускал гораздо больше ошибок, чем вот эти двое ребят в связке. Но постепенно я приобретал опыт, и порой мне удавалось переломить ситуацию. Но в паре Бондарчук и Седых были несокрушимы. Возвращаясь к сыну, скажу, что он действительно только приближается к перспективной возрастной линии. А там посмотрим, как все сложится.
- У сына сразу были задатки метателя?
- Он как-то в детстве сам пришел и заявил, что хочет метать молот. На что я ответил: давай посмотрим, что ты вообще можешь. Предпосылки у него были. Я Сережу потихоньку вел от возраста к возрасту, зная, как в молоте все небыстро работает, что не перепрыгнешь от одного только желания и процесс не ускоришь. Вот он и растет... И у меня есть надежда, что из него получится что-то толковое. Но из его поколения, с кем он начинал, не осталось уже ни одного метателя! Ни в России, ни в ближайшем зарубежье, ни в мире - все, кто были чемпионами мира и Европы в юношах, по молодежи или в юниорах - их не осталось. Провести спортсмена от мальчика до взрослого уровня, а еще и устроить все так, чтобы в большом спорте у него все сложилось, очень непросто. Я эту концепцию представляю, но, опять же, не каждому начальнику хочется ждать, когда мальчику исполнится 30 лет и он сможет что-то показать. Это прозаично и скучно. Я ведь гарантий не даю.
- Сергей на вас характером похож?
- Он другой. Есть какие-то отголоски черт папы и мамы, дедушки и бабушки, но в целом это другой человек. Здесь тоже универсальное средство, которое все знают, которое, на самом деле, для меня главное, чтобы все мои ученики, и сын в том числе, на своем спортивном пути становились самостоятельными и учились принимать решения. Быть или не быть, сюда пойти или туда, а пойти вообще или нет? Не так много людей способны в сложных жизненных ситуациях смело принять то или иное решение. При этом есть много тренеров, которые воспитывают талантливых спортсменов и приводят их к большим успехам, а те все равно остаются ведомыми. Когда они выходят из спорта, не знают, как они это сделали и что с этим делать дальше. Но самостоятельность можно и нужно воспитывать, ведь ведущие спортсмены, когда уходят из спорта, не сидят у разбитого корыта. С сыном я эту политику максимально провожу, ему это все больше и больше нравится. А те, кто помладше, видят, что самостоятельность - дело хорошее. Хоть на пять минут, но ты можешь стать гордым самим собой от решения какой-то задачи! А чувство собственного достоинства очень важно.
- Зачем тренеру воспитывать ведомого ученика?
- Это делается сознательно, чтобы ученики не ушли к другому тренеру. Это защита от конкуренции, но такая методика делает спортсменов ущербными. Планы подготовки и даже отдельно взятой тренировки надо обсуждать с самого начала, давать ученикам возможность думать. Дело в том, что наш мозг начинает перегреваться от мыслей в голове и быстренько переключается с одного на другое. Наверное, каждый за собой замечал, как смотрит фильм или читает книгу, а сам думает о другом. Так вот тренировать это напряжение мысли можно, поскольку чем дольше и эффективнее ты будешь думать, тем больше вероятность найти решение.
Забросить снасть на рыбалке для меня не проблема
- Сергей Николаевич, а у вас вообще есть уверенность, что былые традиции, которые молотобойцы заложили в советское время, вернутся в нашу страну?
- На этот счет я уже настроен пессимистически, а раньше жутко переживал. Причем потом разобрался, что это было лишь из-за собственных амбиций. Когда наше поколение выступало, тоже ведь были эпизодические успехи, а не так, чтобы мы ежегодно занимали весь пьедестал. Я рад тому, что стоял у истоков движения, когда мы захватили монополию на пьедестал. А теперь приходится смиряться с тем, что в нашей стране наступил закат метания молота. Я вносил много предложений, но эта тема никого не интересует ни под каким соусом. Почему? В который раз скажу: результат нужен вчера. И можно взять любую отрасль в нашей стране с похожей историей. Если бы самим заниматься, то страна могла бы себя сделать богатейшей и обеспечить на много лет вперед! Но в какой-то момент проще стало покупать. А теперь уже лень срабатывает - надо же как-то начинать, кто-то должен делать, а никому не хочется. В своем виде я делаю посильные шаги, но объемно сдвинуть все с мертвой точки не получается.
- Нашу традицию задавать в конце интервью несерьезный вопрос распространим, конечно, и на вас. Пригодилось ли вам в жизни умение метать молот?
- Когда надо раскрутить какую-то штуку? Пару десятков лет я увлекался рыбалкой. Так вот забрасывать снасти для меня милое дело! Труда не составляло: ориентируешься в пространстве, чувствуешь вес грузила... Но этот ответ в стиле шутки. А так я еще немножко поумничаю: любой вид спорта, любое хобби подвержены определенным законам. Даже банальное собирание марок приучает быть дисциплинированным, воспитывает характер. Почему любое государство вкладывает деньги в спорт? Просто выбора-то нет. Не будет хобби у ребенка - будет улица. А отсюда пойдут неприятности... И получается простая схема: семья (если она есть, конечно), общественные организации (детский сад, школа, институт) и хобби. Вот и все, что можно перечислить. Можно религию внести, но в разных регионах этому делу придают разное значение. Но по сути больше-то возможностей у человека стать человеком нет. И, на мой взгляд, в этом практическое предназначение любого вида спорта, не исключая метания молота. Плюс в моем виде еще и запас прочности по здоровью огромный: многие вещи поднять, забросить, перенести не так уж и плохо до сих пор получается! Скажу так: спорт жизнь не продлевает, но сделать ее активной, а не пассивной, точно может.