В среду свой 68-й день рождения отмечает президент Федерации фигурного катания на коньках России Александр Горшков. Главная заслуга этого человека перед миром, естественно, не в том, что он занимает нынешнюю весьма высокую должность, а в том, что он является первым олимпийским чемпионом в танцах на льду. Sportstories сегодня решил поделиться фрагментами истории творчества Горшкова и его партнерши Людмилы Пахомовой. В картинках с комментариями.
То, как Александр Горшков встал в пару с Людмилой Пахомовой, обычно описывают одной из двух фраз - в зависимости от того, какого мировоззрения придерживаются. Если человек фаталист, то говорит: "Это судьба". Если нет, то использует вариант "оказался в нужное время в нужном месте".
"Бездарных в мое время отдавали в танцы", - шутя, говорил сам Александр Георгиевич. И действительно, будучи не самым умелым одиночником, он перешел в парное катание, там продержался два года, занимая далеко не самые высокие места. А затем по приглашению своего друга-танцора пришел с коньками на его тренировку. Там и остался. Без особых опять же успехов катался с Ириной Нечкиной. А потом попался на глаза известной уже в то время фигуристке Людмиле Пахомовой.
"Попался" в данном случае правильное слово. Горшков и Нечкина тренировались в одной группе с парой Людмила Пахомова/Виктор Рыжкин. И когда Пахомова кататься с Рыжкиным больше не захотела, она начала смотреть по сторонам в поисках того, кто мог бы стать ее партнером. Сначала присматривалась, как рассказывал сам Горшков, приходила на его с Нечкиной тренировки, что-то советовала. А затем в один прекрасный день… попросила проводить ее до метро. Где и сделала предложение, от которого нельзя было отказаться.
На вопрос, за счет чего пара Пахомова/Горшков выбилась в лидеры танцев на льду, сам Александр Георгиевич отвечает: за счет поиска новых форм. Раньше у всех танцоров был один стиль - британский. Которому следовали не только британцы, но и все те, кто пытались с ними соперничать. А Пахомова, Горшков и их тренер Елена Чайковская пустились в творчество. Вот здесь, пожалуй, стоит посмотреть видео: что это было, и как это стало.
Вот как в 1965 году катались четырехкратные чемпионы Европы и мира британцы Диана Таулер и Бернард Форд. Классические танцы старого стиля - в приоритете позиции, скупость, но четкость движений, осанка.
Легко обратить внимание, что хореографические средства передачи музыки практически отсутствуют. Партнеры проводят большую часть времени на льду в танцевальных позах, шаги очень скромны. На протяжении программы меняется музыка, но почти не меняется катание.
А вот еще одни четырехкратные чемпионы мира в танцах на льду Ева Романова и Павел Роман из Чехословакии. Брат и сестра, которые правили с 1962 по 1965 год. Здесь их катание можно увидеть примерно с отметки 1 минута 45 секунд. Та же самая подчеркнутая скромность и четкость в движениях, выверенных до идеала. Не зря в общем танцы того времени называли чопорными.
Что сделали Горшков, Пахомова и Чайковская? Для начала просто отказались от классических бальных ритмов. Сделать это Чайковской было, в принципе, легко - она до Пахомовой и Горшкова танцоров не тренировала, а когда у человека стереотипов нет, то их и ломать не надо. Но сперва партнера надо было подтянуть до уровня партнерши. "Подъем, сплошные тренировки, перерыв на обед, сплошные тренировки, и вечером я приезжаю домой совершенно "мертвый", - так рассказывал о периоде "подтягивания" Александр Георгиевич. Хотя и добавлял, что поскольку все это проходило в духе творчества, то не сказать, что он сильно от этого страдал - скорее нравилось.
И что в итоге получилось? Вот один из самых известных танцев Пахомовой и Горшкова - "Вдоль по Питерской".
Сразу бросается в глаза: фигуристы скользят по льду совершенно на другой скорости. Их движения широки, даже размашисты. Да, конечно, до нынешних танцев на льду еще далеко. Но уже чувствуется свобода и полет.
А вот вальс из сюиты "Маскарад" Арама Хачатуряна. Эта музыка, без сомнения, на слуху у любителей фигурного катания, потому что всего чуть более полугода назад Татьяна Волосожар и Максим Траньков, катаясь под нее в короткой программе, выиграли Олимпийские игры в Сочи. Здесь полета еще больше. А еще видно, насколько сложнее все то, что делают на льду Пахомова и Горшков по сравнению с тем, что в танцах было раньше. Что интересно, за сложные программы их ругали. "Нам говорили, что танцам это не нужно и что мы опережаем время", - рассказывал Александр Георгиевич. Но такой реакции и следовало ожидать, все будущие законодатели мод в какой-то момент опережают время.
Самый известный танец Пахомовой и Горшкова - это танго "Кумпарсита".
Что любопытно, этот танец, наверное, один из самых консервативных среди всех, которые были у этой пары. Он как раз выдержан в том самом классическом стиле, от которого хотели уйти будущие олимпийские чемпионы. Но даже глядя на "Кумпарситу", можно увидеть, кто был лидером в паре Пахомова/Горшков. По сути, партнер здесь только оттеняет партнершу, подает ее так, что к ней приковываются взгляды. И еще больше это касается танцев под народные мелодии.
В те времена балетных хореографов к фигурному катанию еще не привлекали. Но образование, полученное в ГИТИСе, помогало Чайковской и Пахомовой обходиться своими силами. И получалось, как видно из этих записей, очень даже неплохо. А Горшков, как он сам говорил, всю информацию "впитывал чисто автоматически". Что ж, пусть говорят, что он оказался в нужное время в нужном месте, но сделать это тоже надо было суметь!
Тот факт, что Пахомова и Горшков стали первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду, с одной стороны, не является чем-то таким, от чего бегут мурашки по коже. Если бы танцы ввели в олимпийскую программу в 1968 году, то чемпионами бы стали Таулер и Форд. Если бы в 1964-м, то Романова и Роман. Но если вдуматься, кто бы сделал олимпийскими те одинаковые движения под фокстрот и танго, которые демонстрировали танцоры до Пахомовой и Горшкова? Да никто! И во многом благодаря нашим новаторам, участвовавшим еще до официального олимпийского старта в показательных выступлениях танцоров на Олимпиаде, те сомнения, которые были у членов Международного олимпийского комитета относительного нового вида, окончательно к 1976 году отпали.
Сейчас пионер олимпийских танцев трудится президентом Федерации фигурного катания на коньках России. Наша редакция желает имениннику крепкого здоровья и успехов в работе на благо любимого вида спорта!