Лучший тренер года женской НБА, рулевая "Финикса" и ассистент главного тренера екатеринбургского УГМК австралийка Сэнди Бронделло в беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Еленой Дьячковой рассказала о разнице в работе за океаном и в России, поделилась мнением о причинах кризиса российской сборной, а также о том, что нужно сделать, чтобы женский баскетбол стал более популярным.
- В прошедшем сезоне вы добились больших успехов: сначала выиграли чемпионат России вместе с УГМК, а потом одержали победу в женской НБА с "Финиксом". С какими чувствами вернулись сейчас в Россию?
- Все очень просто. В прошлом году мы не достигли всех поставленных целей - Евролигу-то мы не выиграли. Поэтому в этом году нам нужно быть уверенными, что наша команда способна прибавлять с каждым днем, обладает необходимой химией и может выиграть все турниры, в которых мы будем принимать участие. В каждом сезоне задача одна - побеждать. Но важно еще и наслаждаться процессом, быть действительно сильной командой.
В женской НБА нет проходных матчей
- Много отличий между работой в женской НБА и в России?
- Да. В НБА турнир более компактный по срокам, но мы проводим намного большей матчей. Разница еще и в уровне игры, в НБА она более атлетичная. Но, в конце концов, и там, и здесь играют в баскетбол, а побеждает обычно сильнейший. Различия есть, но главное - баскетбол и сама игра. Для меня самая большая разница в том, что, играя в НБА, проще добиться прогресса, потому что там нет проходных матчей. В России такие игры встречаются, очень сложно прибавлять от матча к матчу, конкуренция не так высока, как нам бы того хотелось. Но что есть, то есть.
- Я бы не согласилась с этим утверждением. Да, в Европе игроки зарабатывают намного больше, но в НБА лучшие баскетболистки в мире играют друг против друга. Борьба там намного более напряженная. Тем не менее, все эти девушки - профессионалы. Исходя из моего опыта, могу сказать, что каждый раз, выходя на площадку, они играют только на победу. Дайана Таурази, к примеру, я уверена, одинаково хочет побеждать как в России, так и на родине. То же самое я могу сказать и о Кэндис Паркер. Просто в России другой уровень игры. Порой сложно найти мотивацию, когда играешь против соперника ниже тебя уровнем, это самое сложное и для игроков, и для тренеров.
Все баскетболистки хотят играть в женской НБА. Но если игрок пока недостаточно хорош для этого, он обычно едет в Европу, чтобы стать сильнее, чтобы в один прекрасный день тренеры увидели его прогресс и взяли его в клуб НБА. Ну и, конечно, Европа хороша в финансовом плане.
Молодежь вернет сборную России на прежние позиции
- Похоже, что российские баскетболистки не слишком стремятся играть в НБА, их на данный момент там просто нет.
- Это печально. Любой профессиональный спортсмен хочет стать сильнее. А чтобы добиться этого, ты должен играть против лучших в мире. Но не все этого хотят. В женской НБА игроки зарабатывают не так много, поэтому некоторым удобно зарабатывать деньги в Европе и иметь при этом четыре месяца отпуска. Мы все разные, цели у всех тоже разные, и это нормально.
- А кто из российских игроков УГМК смог бы заиграть в НБА?
- У нас сейчас в составе в основном возрастные российские игроки. Но Маша Степанова играла в НБА, и успешно. Не уверена, что кто-то из наших игроков смог бы сейчас выступать в женской НБА. Однако есть молодые баскетболистки из других клубов, у которых есть потенциал. Например, Евгения Белякова. Мне нравится ее агрессивность на площадке. Но чтобы добиться успеха в лиге, нужно быть уникальным, уметь что-то, что не могут делать другие. Потом есть еще молодая баскетболистка из "Спарты"... Ксения Тихоненко. Она могла бы заиграть в НБА, если продолжит прогрессировать. Или Наталья Жедик... Возможно, есть не так много российских баскетболисток, которые могли бы играть в НБА, но если они продолжат работать над собой, все возможно. Все ведь еще зависит и от тренеров. На определенные позиции мы порой приглашаем не лучшего игрока, а подходящего, того, кто сможет идеально влиться в команду.
Что касается россиянок, то часто те из них, кто обладает потенциалом играть в НБА, не хотят туда ехать, потому что национальная сборная для них важнее.
- Если уж мы заговорили о сборной России, вы могли представить, что команда с такой историей будет вынуждена отбираться на чемпионат Европы?
- Конечно, нет. Когда я сама играла, а я участвовала в четырех Олимпиадах, нашими главными соперницами всегда были американки и россиянки. Мне было интересно наблюдать за развитием ситуации, я следила за этим падением России - одной из сильнейших команд в мировом женском баскетболе. Но я надеюсь, россиянки поднимутся. Я не знаю всех причин произошедшего и даже не буду изображать, что мне известно, в чем проблема. Но, насколько я знаю, сборная России недавно выиграла чемпионат Европы среди игроков не старше 18 лет? Так что, возможно, молодые игроки выведут Россию на прежние позиции. Конечно, самые опытные игроки постепенно заканчивают карьеру в сборной, как это сделала Маша Степанова, идет смена поколений, одни игроки уходят, а молодые пока еще недостаточно хороши. Тем не менее, сборная России отобралась на чемпионат Европы. Возможно, он станет для нее новым началом.
Никто не мог обыграть американок
- Вы смотрели чемпионат мира?
- Во время его проведения я была в Австралии, разница во времени с Турцией была просто колоссальной, поэтому я смотрела только матчи австралийской сборной, да и то не все - только три.
- Сборная США так легко выиграла этот чемпионат. По вашему мнению, был хотя бы единственный шанс, что чемпионом мира станет какая-нибудь другая команда?
- Нет. Но сборная США уже на протяжении многих лет лучшая в мире, так что в этом нет ничего удивительного. Что меня расстроило больше всего, так это насколько снизился уровень баскетбола в целом. Сборная Австралии сыграла с американками лучше всех, уступила всего 12 очков, и это учитывая, что мы выступали без двух, даже без трех основных игроков. Я считаю, что сборная России должна играть так же, как команда Австралии, - в ней есть несколько ключевых игроков, но они всегда играют на команду, нет никакого эгоизма, они отрабатывают в защите. Сборную США всегда будет сложно обыграть, но я была удивлена, как легко они победили во всех матчах в Турции за исключением встречи с австралийками.
Женскому баскетболу нужна реклама
- Хороший вопрос. Таков женский спорт. Всем странам нужно делать что-то, чтобы популяризировать наш вид. Это, наверное, вопрос больше к национальным федерациям. Обычно все внимание получают мужские команды: и ТВ, и прессу. Надо лучше рекламировать женский баскетбол - и не команды, а игроков. Надо показать, насколько они хороши, не сравнивая их с мужчинами.
У нас на самом деле те же проблемы в Австралии, что и в России. Игроки не так известны, как они того заслуживают. У нас много ярких индивидуальностей, блестящих баскетболисток, о которых люди должны знать. Но их нигде не показывают.
- А в женской НБА у вас зал всегда заполнен?
- Нет, все зависит от соперника. В "Финиксе" у нас лучшая посещаемость в лиге - возможно, из-за того, что мы побеждаем. Мы играем на большой арене. Бывает, на матч приходят пять-восемь тысяч зрителей, а во время плей-офф их количество возрастало до 12 тысяч. Но я не думаю, что нам нужно думать о заполняемости арен. Мы должны делать так, чтобы к женскому баскетболу было больше интереса. В женской НБА сделать это легче, потому что нас показывают по телевидению, существует большой интерес со стороны СМИ, ведь у нас лучшие игроки в мире.
- Почему в современном баскетболе большая часть тренеров женских команд - мужчины? На последнем чемпионате Европы была только одна женщина-главный тренер - сербка Марина Малькович.
- Я бы тоже хотела это знать (смеется). В женской НБА у нас сейчас равноправие: шесть женщин и шесть мужчин, возглавляющих клубы. Но последние четыре чемпионата выиграли женщины, и я надеюсь, что у нас будет больше возможностей. Что касается России, я не знаю, почему здесь так мало женщин-тренеров. Думаю, если бы нас было больше, это помогло бы нам сделать наш вид популярнее.
Лидер - муж, а я командный игрок
- Мне нравится в России. УГМК - крупнейший клуб в Европе, и у нас есть возможность работать в такой команде, с такими игроками. Да, мы постоянно испытываем давление, знаем, что нам необходимо побеждать, но я от этого давления и вызова получаю удовольствие. Нам нужно, чтобы все эти игроки из разных стран стали одним целым, и это непросто сделать. Но работа в России помогает мне расти как тренеру, потому что я всегда в работе, всегда учусь у своих игроков.
- Вы лучший тренер женской НБА, но в УГМК - лишь ассистент главного тренера, а рулевой - ваш муж Олаф Ланге. Для вас это нормально?
- Да, никаких проблем. Между мной и моим мужем отличные рабочие отношения. У нас прекрасный тренерский тандем, но лидер в нем он. А я командный игрок. И я всегда говорила, что именно мой муж, под руководством которого я тренировалась много лет, развил мои способности, позволил мне стать тренером.
- Что было самым необычным в России?
- То, как здесь холодно (смеется). Если серьезно, то я много поездила по миру, жила в Германии, вышла замуж за немца. Мне нравится соприкасаться с другой культурой. Мне это интересно. Дети тоже легко адаптируются к новым условиям. Ничего необычного в России я не видела.
- У вас есть с Олафом какой-то лимит на пребывание в России?
- Мы не загадываем. Это последний год нашего контракта. Но мы открыты ко всему, никто не знает, что ждет нас в будущем. Следующим летом я снова поеду в "Финикс", у меня контракт. Дальше мы не заглядываем. Все в этом мире случается по определенной причине. Мы будем там, где будем больше всего нужны, но сейчас нет смысла думать об этом.