Елена Веснина и Екатерина Макарова – молодой, но уже очень успешный женский теннисный дуэт. В сентябре этого года они одержали свою вторую победу на турнирах Большого шлема – к титулу на "Ролан Гаррос" в парном разряде добавился US Open, а сейчас теннисистки в числе восьми лучших пар мира готовятся к итоговому турниру WTA в Сингапуре. В эксклюзивном интервью для Sport Stories руководитель PR & Event агентства Sports Image Group Дарья Арсланова поговорила с ними о теннисе, дружбе, мужчинах и даже свадьбе мечты. Ведь несмотря на серьезные амбиции и достижения в спорте, Елена и Екатерина – прежде всего женщины.
- Лена, Катя, хочу наконец лично поздравить вас с победой на US Open. Это уже второй турнир Большого Шлема, который вы выигрываете в паре, в 2013 году был "Ролан Гаррос". Интересно, как вы нашли друг друга? Может, кто-то посоветовал вам встать в пару?
К: Спасибо! На самом деле меня пригласила Лена. Не знаю, кто посоветовал, думаю, ей будет проще ответить на этот вопрос.
Л: Спасибо за поздравление. Так получилось, что перед Олимпиадой в Лондоне я была в десятке в паре и по олимпийскому регламенту могла выбрать любую теннисистку. В то время у меня как раз был турнир в Америке, и мы сидели с папой и думали, с кем бы сыграть. У нас много хороших девочек-теннисисток, но не со всеми легко найти общий язык. И вот я говорю папе: "А что ты думаешь насчет Кати Макаровой?" До этого мы уже играли вместе в финале Кубка Федерации. Провели тогда всего один матч, но ощущения от нашей встречи были положительные - мы и на корте хорошо понимали друг друга, и вне корта. Сразу появилось ощущение, что мы можем сыграться. Я решила написать Кате, и она согласилась. На нашем первом турнире мы сразу дошли до финала.
К: До Олимпиады у нас было всего три турнира, не было времени даже сыграться. Когда Лена была в Америке и написала мне сообщение, у нас была ночь, поэтому я прочитала его только утром. Олимпиада всегда была для меня чем-то особенным, это выше чем любой турнир Большого Шлема, я мечтала на ней сыграть. В одиночке на тот момент у меня не получилось попасть в команду, и я думала, что шансов нет. Поэтому увидев смс от Лены, даже не думая ответила "да". Это было здорово!
- Наверняка вы понимаете, что на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016 году на вас будут возложены большие надежды. Вы лучшая женская пара в России и одна из лучших в мире. Все будут надеяться, что вы принесете России медаль в парном разряде.
Л: Мы не будем возлагать на себя такую ответственность, делать из этого что-то невероятное. Мы понимаем, что это важный турнир, и Олимпиада бывает раз в четыре года, и, конечно, подойдем к этому очень серьезно, тем более у нас уже есть опыт выступления в Лондоне. Просто когда ты чувствуешь, что на тебя оказывают давление, никогда не получается сыграть хорошо.
К: Спорт - такое дело, что сегодня ты играешь хорошо, а завтра можешь проснуться и как-то не так себя чувствовать, или что-то не то тебе скажут. Поэтому на Олимпиаде особенно важно, чтобы все сложилось, чтобы и эмоциональная, и физическая подготовка, и турнирная сетка способствовали результату. Не все, к сожалению, зависит от нас.
Л: Сейчас очень много сильных пар: китаянки, американки, итальянки. Неизвестно, что будет через два года, но собирается очень сильный состав.
- Сейчас в Москве проходит юбилейный Кубок Кремля. Вы уже выигрывали его в паре в 2012 году. Какие ощущения испытываете, когда играете перед своей публикой?
К: Перед своей публикой всегда очень волнительно играть. Помню, финал тогда был против Маши Кириленко и Нади Петровой, и это был очень напряженный матч. Всем хотелось выиграть еще и потому, что это домашний турнир. Та победа была особенной!
Л: Мы всегда стараемся выкладываться на корте по полной и отрабатывать до конца, хотя в конце сезона у многих теннисистов уже силы на исходе. Но Кубок Кремля — это особенный турнир, мы с детства смотрели его по телевизору, сидели на задних рядах. Я помню, даже рисовала себе российский триколор на щеках. Это было что-то незабываемое! Выиграть его - это исполнение детской мечты.
- У вас все отлично складывается в паре, но я знаю, что вы обе достаточно амбициозны и в одиночном разряде. Насколько эти амбиции помогают совмещать пару и одиночку? Вообще игра в паре помогает или мешает выступлениям в одиночном разряде?
К: Теннисисты всегда больше ориентируются на одиночную игру. Понятно, что в паре ты ощущаешь поддержку, и поэтому меньше волнуешься, хотя в финале все равно переживаешь так же. В паре ты выходишь более расслабленной, можно даже иногда посмеяться. Я на корте всегда очень серьезная, но Лена постоянно пытается меня рассмешить, и у нее это получается. Я считаю, что пара помогает одиночке, потому что там совсем другие игровые ситуации, много игры с лета, такой прием подачи очень помогает в одиночке.
Л: Пара отнимает силы. Конечно, в одиночном разряде ты в физическом плане нагружаешься больше. Но, например, ты отыграл два часа, а уже через 40 минут тебе нужно выходить играть парный матч. При таком темпе бывают мысли, что может не хватить энергии на одиночный разряд. Мы стараемся подстраховывать друг друга, когда кому-то из нас еще предстоит играть в одиночке. Редко бывает, что спортсмен выкладывается полностью в паре, зная, что у него еще есть одиночный разряд. Но вот Катя именно такая.
- А как происходит взаимодействие между девушками на корте? Мужчинам, наверное, в этом плане проще – настраиваешься на матч, идешь и играешь. Для девушек всегда важны эмоции, взаимоотношения личные и на корте.
К: Безусловно, взаимоотношения на корте важны. Я довольно закрытый человек, и для меня было важно, что с Леной я смогла открыться, и все технические моменты взаимодействия на корте у нас отлажены.
Л: Да, отношения на корте важны - мы же девочки, поэтому можем обижаться, злиться, расстраиваться. Но могу сказать точно: сколько мы с Катей играем, никогда не было такого, что кто-то на корте выразил недовольство по поводу действий другой. У нас всегда все позитивно, и мы вместе пытаемся друг друга поддерживать.
- Катя, свой первый турнир Большого Шлема ты выиграла в миксте с бразильцем Бруно Соаресом в 2012 году. Я знаю, что вы совершенно случайно тогда встали в пару. Как вообще формируются пары в миксте?
К: Есть рейтинг, но договариваются все сами. Обычно мальчики предлагают. С Бруно мы сыграли к тому моменту уже два турнира - это Уимблдон и "Ролан Гаррос". Потом я несколько турниров не выступала в миксте, поскольку тяжело совмещать три разряда, и Бруно играл с австралийской теннисисткой Гайдошовой. И вот на US Open мой тренер Евгения Александровна Манюкова, которая сама побеждала на "Ролан Гаррос" с Андреем Ольховским, предлагает мне записаться на микст. Я отвечаю, что не хочу и играла бы только с Бруно, но он уже выступает в паре с австралийкой. И вот идет тренировка, остаётся буквально несколько минут до начала. Тут ко мне подбегает тренер Бруно и говорит: "У тебя минута на размышление, играешь с Бруно или нет?" Мы переглядываемся с Евгенией Александровной, и она отвечает: "Да, не переживай, вы выиграете". У нас сетка тогда такая сложная была! Но вышло все так, как она сказала.
- Мы уже говорили о том, что важно в парном разряде, когда играют две девушки. А какое взаимодействие в миксте?
К: Большую часть работы делает мужчина, важна подача и хорошее движение у сетки. Мужчинам очень тяжело принимать женскую подачу, она очень слабая. У мужчины на корте, как и в жизни, главная роль.
- Представьте, что вы можете выбрать себе любого партнера. С кем из российских теннисистов вы сыграли бы в миксте?
(Переглядываются и отвечают вместе): Думаем, с Маратом Сафиным. Он очень харизматичный, с мощной игрой и подачей. Еще интересно было бы сыграть с Митей Турсуновым.
- В командных видах спорта неудачи переносятся легче, потому что ты делишь ответственность с партнерами по команде. Как с этим обстоят дела в теннисе? Вы поддерживаете друг друга?
Л: У нас с Катей есть такая черта, что мы очень серьезно к своей игре относимся. Когда играем в паре, то мне кажется, что я играю хуже, а она думает точно так же про себя. Ходим по корту и извиняемся друг перед другом, это выглядит очень смешно.
- Вы всё-таки больше подруги, напарницы или соперницы?
К: Мы 100% не соперницы! Конечно, конкуренция между нами присутствует, но соперничества нет.
Л: Катя - такой человек, что на корте она соперничает, но в жизни никогда никому не пытается ничего доказать, ни пытается выставить себя напоказ. Я думаю, мы все-таки больше подруги, мы общаемся гораздо больше, чем просто напарницы. Даже если играем между собой, и одна из нас выигрывает, то никакой злобы нет, мы можем пойти и вместе поужинать после этого.
К: Да, просто кто-то в тот день был лучше и все - это не значит, что нужно злиться. Мы недавно играли друг против друга, и было очень сложно, потому что мы старались не показывать эмоции. Даже наши родители не хлопали, атмосфера была очень напряженная. Очень сложно играть, когда ты близко общаешься с человеком, потому что знаешь слабые стороны друг друга и не хочешь их использовать.
- Общаясь с вами, я вижу, что Катя более серьезная и стеснительная, а Лена эмоциональная и веселая. Расскажите друг про друга. Катя, Лена уже немного рассказала о тебе, а ты что о ней скажешь?
К: Лена - девушка из солнечного города Сочи. Она такая же солнечная! Может переживать, но не принимает все так близко к сердцу, как я. Она всегда говорит: "Ну проиграли, и все, ничего страшного, это была случайность", а я сижу и думаю: "Какая случайность, мы проиграли такой матч"! Лена очень жизнерадостная и открытая, дарит всем свою улыбку и позитив. В раздевалке она болтает со всеми, а я, наоборот, молчу.
Л: Катя очень серьезная и ответственная, она никогда не опаздывает, а я опаздываю всегда (смеется).
К: Но Лена стала исправляться в этом плане и теперь иногда приходит даже раньше меня.
Л: Катя на меня положительно влияет, дисциплинирует.
- Как вы настраиваетесь на игру? У вас есть какие-то общие ритуалы или каждая готовится самостоятельно?
Л: Каждая настраивается по-своему. Я часто слушаю музыку - попсу или хаус, что-то позитивное и динамичное.
К: Каждая готовится по-своему. Я, например, гораздо реже хожу в наушниках. Мне нравится, когда тренер на разминке перед матчем кидает мне короткие мячи. Я вообще люблю общаться с ней перед матчем, делиться своими ощущениями.
Л: Психология очень важна в теннисе, потому что физически и технически все уже очень хорошо оснащены. Важно, как ты настроена психологически. Если думаешь, что проиграешь, так и произойдет. Нужно играть в свой теннис, вот и все!
- Футболисты говорят, что выиграть в отдельно взятом матче может любой…
Л: Правильно говорят футболисты. Так и есть.
- У вас есть какой-то эталон в женском теннисе? За чьей игрой вы наблюдали в детстве?
К: Моим кумиром всегда была и остаётся Настя Мыскина. У нее очень грамотная игра, а как она держалась на корте! Таких игроков мало.
Л: А мне в детстве нравилась Штеффи Граф, я даже записывала ее игры, и Мартина Хингис. Было так волнительно играть против нее в финале US Open, она же вернулась спустя столько лет. Это победа была очень сложная и памятная, потому что в финале мы обыграли саму Мартину!
- Катя, ты сказала, что Анастасия Мыскина всегда была для тебя кумиром в спорте. А в жизни она является примером? Она ведь жена и мать троих детей.
К: Я буду очень рада, если у меня будет трое детей!
- Дмитрий Турсунов сказал недавно в интервью, что личные отношения всегда мешают теннису. Возможно, это его мужская позиция, а вы что думаете по этому поводу?
Л: Совмещать сложно. Хорошо, если рядом с тобой человек, который понимает, что для тебя теннис важен, и он пока на первом месте, но найти такого человека непросто. Всем хочется видеться и постоянно проводить время вместе. В нашем случае тоже тяжело, потому что мы с Катей постоянно в перелетах, на тренировках и не можем уделять много времени своим партнерам.
К: Но если такой человек появляется, то, мне кажется, именно в женском теннисе это очень помогает и воодушевляет.
- Ваши молодые люди вас поддерживают?
К: У меня очень хороший молодой человек. Мы познакомились, когда занимались в одной группе в "Олимпийском", нам тогда было по 13 лет, но потом потерялись и вот только недавно нашлись. Он сейчас почти не связан с теннисом, но помогает и поддерживает меня.
- После свадьбы вы планируете остаться в спорте или хотите посвятить себя семье?
Л: Каждая из нас уже об этом думала. Мы обе хотим создать свои семьи, родить детей. Мы с Катей очень домашние. Мы воспитывались в полных семьях, и семья для нас - это что-то особенное. У нас точно нет в планах играть до 35 лет из последних сил.
К: Останемся мы в спорте или нет? Думаю, жизнь покажет. Я бы хотела как можно больше времени уделять семье, потому что у меня есть пример мамы, которая всю свою жизнь посвятила нам с братом.
Л: А я бы хотела работать, потому что я чересчур активная, чтобы дома сидеть. Например, мне было бы интересно попробовать себя в роли спортивного комментатора. Конечно, нужно будет учиться, и после завершения карьеры я к этому готова.
- Лена, ты в следующем году выходишь замуж. Давайте с вами немного помечтаем. Какую бы вам хотелось свадьбу? Что-то пышное или церемония на берегу моря для двоих?
Л: Я бы хотела, чтобы на свадьбе были только самые близкие и родные люди. Конечно, красивое пышное платье, чтобы нам и всем гостям было легко и весело, и все прошло не слишком официально. И не было ощущения проводов в последний путь (смеется).
К: Мне бы тоже хотелось отметить этот день с друзьями и близкими.
Л: Кать, кстати, ты у меня свидетельница.
К: Да? Видишь, я узнаю об этом на интервью.
Л: У меня просто не было времени сообщить. Сейчас как раз подходящий момент!
К: Хорошо, что не завтра свадьба, могу хоть купить платье (смеются).
- Какую роль в вашей жизни играет публичность? Съемки, интервью, светские мероприятия? Это приносит удовольствие или это неотъемлемая часть профессии?
Л: Иногда приносит удовольствие, да.
К: У меня такое редко бывает, что съемка приносит удовольствие. Я очень закрытая и устаю от этого. Потом приходишь на тренировку и чувствуешь, что ты не до конца восстановился. Так что для меня это больше труд. Вот мой брат Андрей был бы на моем месте самым публичным человеком, ему бы это нравилось невероятно.
- То есть поучаствовать, как Лена, в откровенной фотосессии для мужского журнала ты бы не согласилась?
К: У меня, кстати, была такая фотосессия для журнала PROСпорт. Мне просто хотелось доказать самой себе, что я могу выйти за рамки своей скромности.
- Спорт и мода очень тесно взаимосвязаны. Известные дизайнеры создают эксклюзивные модели для игроков, но при этом, понятно, есть свои ограничения. Что бы вы принесли в теннисную моду? В чем бы вам хотелось играть?
К: Я бы все равно выбрала сдержанный стиль. На "Ролан Гаррос" у нас была форма вся в цветах, для меня это слишком ярко. В платьях я не играю.
Л: А я как раз люблю платья. У меня контракт с Lacoste, и они придерживаются классического стиля. Все закрыто. Но я, например, люблю более открытые плечи. Все-таки теннис – очень аристократичный вид спорта, хотелось бы видеть более женственные наряды.
- В чем бы вы хотели себя попробовать, кроме тенниса?
К: Я бы хотела танцевать. Я занималась несколькими видами танцев: женской пластикой, хип-хоп и латино, и мне очень хочется попробовать себя в какой-то танцевальной группе.
Л: Я, кстати, занималась танцами, но только бальными. Мне бы хотелось сняться в кино, например, в комедии. Еще было бы интересно сыграть саму себя или какую-то теннисистку, но только не драматическую роль. Мои любимые актрисы – это Любовь Толкалина, Мэрил Стрип и Дженнифер Лоуренс. Когда я смотрю фильм, то всегда очень вживаюсь в сюжетную линию, примеряю на себя роли героев, но думаю, что сыграть их на самом деле очень сложно.
- Как проходит ваш свободный день? Чем вы любите заниматься?
К: Я стараюсь хотя бы на полдня съездить к родителям, к брату и его семье, пообщаться с племяшками. Дальше кино, прогулки, баня - все зависит все от времени года. Летом люблю гулять по Парку Горького или в Архангельском.
Л: Когда я приезжаю в Сочи, то обязательно гуляю со своим псом, я его очень редко вижу и скучаю. Конечно, провожу время с семьей. Если я в Москве, то люблю поздний завтрак где-то в центре Москвы, посидеть с друзьями, например, на Патриарших или Чистых прудах.
- И в завершение небольшой блиц-опрос. Какой ваш любимый подарок, который вы дарили или получали?
К: Лена подарила мне на день рождения бесподобную сумку зеленого цвета.
Л: А Катя подарила мне клатч ярко-розового цвета, в нем я ношу ценные вещи и документы. Все самое важное храню в Катиной сумочке! Я очень люблю яркие цвета, и Катя об этом знает.
- Насколько важен маникюр для теннисисток? Он не мешает игре?
К: Если как у Серены Уильямс - очень заметный и с длинными ногтями, то мне, конечно, будет мешать. Я слежу за этим, но никогда не хожу к чужому мастеру, поэтому, приезжая в Москву, сразу бегу на маникюр.
Л: Я очень люблю делать маникюр. У меня цвет лака всегда зависит от настроения. Накрасишь поярче, и сразу настроение лучше. Приезжая в другую страну, я сразу ищу в Google, где ближайший маникюрный салон.
- Есть ли книга, которая изменила вашу жизнь?
Л: Я прочитала года четыре назад книгу "Секрет" и многим пользуюсь оттуда. Я человек очень открытый, но какую-то важную информацию я всегда фильтрую – что-то принимаю, а что-то нет. И вот эта книга отложилась у меня в голове. Она мне помогла ответить на некоторые мои вопросы, хотя есть моменты, с которыми я не согласна.
К: Да, я тоже назову "Секрет". Мне ее брат посоветовал почитать, и я тоже многим оттуда пользуюсь.
- Какой вопрос вам задают чаще всего?
Л: Почему русские девушки хорошо играют в теннис.
К: Или почему во время игры вы кричите.
- То есть я не задала ни одного банального вопроса сегодня?
Л: Да, ты хорошие вопросы задавала.
- Как вы думаете, джентльмены действительно предпочитают блондинок?
(смеются)
К: Я думаю, да!
Л: Три блондинки сидят. Конечно, какие могут быть брюнетки? Хотя одно время я хотела уйти из блондинок, у меня был такой каштановый цвет, но все равно вернулась. А Катя - натуральная блондинка у нас.
- Девчонки, спасибо большое, очень приятно было с вами общаться. Я надеюсь, мы с вами еще обязательно встретимся и следующее интервью сделаем уже с вашими семьями. Например, вы придете друг к другу в гости, и мы поговорим еще раз о чем-то женском.
К: Спасибо большое, спортсменам очень редко такое желают. Помню, на турнире мне задал вопрос журналист, представитель спонсора, кем вы себя видите через пять лет, и я ответила, что у меня будет семья и уже хотя бы один ребенок. Он на меня так смотрел удивленно – думал, что я отвечу, что я буду чемпионкой US Open, еще что-то выиграю. Но я действительно так считаю, для женщины очень важно создать то, ради чего она потом будет жить.
Л: Награды, может быть, помогут тебе в чем-то, но это точно не самое главное в жизни.
Автор: Дарья Арсланова, PR & Event агентство Sports Image Group
Фото: Надежда Гамова
Благодарим Maxim Bar за помощь в организации съемки.
Sports Image Group – первое спортивное PR & Event агентство в России. Мы специализируемся на разработке и реализации PR-кампаний, спецпроектах с участием спортсменов, организации частных, светских и спортивных мероприятий. Совместный проект Sport Stories и агентства Sports Image Group – это эксклюзивные интервью и фотогалереи, репортажи и комментарии из первых уст самых интересных ньюсмейкеров российского спорта.
Контакты агентства Sports Image Group: +7 (495) 699-12-68, +7 (926) 725-82-90.