На прошлой неделе в петербургском фигурном катании произошло событие, которого ждали довольно давно — президент Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга Олег Нилов досрочно сложил с себя полномочия. Новым главой единогласно был избран известный петербургский бизнесмен Тимур Кабукаев. В интервью корреспонденту "Р-Спорт" Артему Лисовскому Кабукаев рассказал о поддержке тренеров-мэтров Тамары Москвиной и Алексея Мишина, о том, как планирует улучшать финансирование организации, и заявил, что город на Неве должен вернуть лидирующие позиции в российском фигурном катании.
От меня ждут конструктива
- Тимур Кабукаевич, поздравляю вас и избранием. Вы ведь понимаете, что заняв этот пост, вы становитесь публичной фигурой?
- Ну да, я уже понимаю, что должен хорошо владеть речью, уметь давать интервью.
- Теперь вы будете чаще находиться в центре внимания. Между тем, как мне известно, бизнесмены в большинстве своем не любят публичности...
- Деньги любят тишину, я согласен.
- Так вы готовы к тому, что теперь станете медийной персоной?
- Ну, по поводу медийности я особо не переживаю. Если есть информационное поле, это положительно сказывается на репутации компании — я думаю не о себе, а о бизнесе, который возглавляю. У нас есть инвестпроект, достаточно известный в городе. То медийное пространство, что есть, меня не пугает, я не первый и не последний раз даю интервью. Другое дело, что фигурное катание — положительная область, которая повлияет на имидж компании. То дело, которым я занялся, мне интересно. Я осведомлен о проблемах петербургского фигурного катания, сейчас вникаю в них глубже. Совсем скоро будут консультации с ведущими специалистами в области фигурного катания — Алексеем Мишиным, Тамарой Москвиной, Алексеем Урмановым. В ближайшие недели две-три будет ознакомление с проблемами — как финансовыми, так и организационными. Моя основная задача — привлечь инвестиции в фигурное катание. Сейчас у меня есть общее понимание проблем, в том числе финансовых, но в каком направлении идти, честно скажу, пока четкого понимания нет. Потому что и в самой федерации пока нет полного взаимопонимания. Для этого мы избрали исполнительный комитет федерации, куда входят 8-9 человек. Они посредством дискуссий будут принимать какие-то решения, что надо сделать, чтобы город в каком-то объеме помогал фигурному катанию, чтобы мы могли привлечь спонсоров и меценатов. И что нужно сделать, чтобы в ближайшие четыре-восемь лет петербургские фигуристы достойно были представлены на Олимпийских играх, показывали результаты достаточно серьезного уровня. Как я понимаю, главная проблема фигурного катания в том, что в Петербурге нет финансовых и бытовых условий. Поэтому спортсмены массово уезжают в Москву. Поэтому здесь нам надо создать более комфортные финансовые и бытовые условия. Я думаю, что это половина тех проблем, которые нужно решить. Вторые 50% проблем — в самой организации фигурного катания в Петербурге. И эта та область, где, скорее всего, решения будет принимать совет федерации фигурного катания, а не я сам. В компетенции специалистов будет находиться сама организация фигурного катания в городе, как организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы были результаты. Это более сложная ситуация, так как деньги в спорте все не решают. Если бы за деньги можно было обеспечить результат, "Зенит" бы уже давно стал победителем футбольной Лиги чемпионов.
- Вы ожидали, что в один прекрасный момент станете нужны фигурному катанию? Как на вас вышли с предложением возглавить федерацию?
- Петербургская спортивная общественность с воодушевлением восприняла ваше назначение. Знаете об этом?
- Меня это приятно удивило. Если честно, не ожидал такой реакции. Я понимаю, что в среде фигурного катания я "варяг", но меня приняли очень хорошо. Видимо, люди скучали по каким-то переменам, поэтому такая реакция. Когда приходит новый человек, люди связывают с ним определенные надежды. Постараюсь никого не разочаровать.
- Сразу после своего назначения вы подчеркнули, что для вас особенно важна поддержка мэтров отечественного фигурного катания — Алексея Мишина и Тамары Москвиной...
- Да, еще назову Алексея Урманова. Мне важно их мнение. Я уже предварительно общался со специалистами — с Москвиной побольше, с Мишиным поменьше. Договорились, что после этапов Гран-При мы встретимся еще раз и обсудим дальнейшую работу. Пока же были общие слова, пожелания, обмен эмоциями, мнениями. Еще конкретики никакой не было и, может быть, появится не в самое ближайшее время. Чтобы действовать, мне нужна информация, понимание что делать, нужен план действий, чтобы я потом мог требовать результат. Я должен ставить перед специалистами задачи, и они - передо мной. Они говорят, что нужно сделать, я этим обеспечиваю, а потом прошу результат. Это как в производстве. Ты обеспечиваешь условия, а потом получаешь продукцию.
Надо прекратить отток фигуристов в Москву
- Предыдущий глава федерации Олег Нилов торжественно заявил, что с вашим приходом петербургское фигурное катание вернет утраченные позиции. Вы чувствуете, что готовы справиться с этой задачей?
- Какое наследство вам оставил Олег Нилов?
- На самом деле, скажу честно, оно очень неплохое. При беглом анализе дел я пришел к выводу, что Олег Нилов сделал довольно много - чего только стоит создание Академии фигурного катания в Петербурге. То, что она находится на балансе городского бюджета, что в нее вкладываются большие суммы — это большое дело. Город от каких-то предложений отказывается всеми возможными способами, так как есть вопрос бюджета. То, что получилось Академию фигурного катания поставить на баланс города — это чудо, огромный плюс и подспорье для нас. Сделано очень много. Видимо, занятость депутатской работой не позволила Олегу Нилову в дальнейшем развивать фигурное катание. Но эстафета подхвачена, я благодарен за доверие. Мы договорились, что я постоянно буду держать Олега Анатольевича в курсе дел, что у нас происходит в федерации. У него огромный опыт, нельзя им пренебрегать, поэтому я буду с ним советоваться, интересоваться его мнением. Нилов абсолютно не исключен из этого процесса.
- В Петербурге тренеры не раз сетовали: в Москве у тренеров и фигуристов зарплаты гораздо больше, поэтому спортсмены туда и переезжают. Вы намерены как-то менять эту ситуацию? Например, увеличивать ставки?
- Сейчас мы будем утверждать бюджет на четвертый квартал этого года. А затем утвердим генеральный план на следующий год. Сейчас мы только вникаем в бухгалтерию, скоро будем понимать, что происходит с окладами, зарплатами и прочее. Есть много косвенных факторов — фигуристы вынуждены тратить собственные деньги на свое оснащение, сборы, поездки, аренду катка. Это довольно серьезные затраты. Сейчас важно определить тот минимум, от которого надо отталкиваться, "заморозить" этот момент, а затем улучшать ситуацию и ее развивать. Нужно сделать так, чтобы отток петербургских фигуристов в Москву прекратился и чтобы к нам приезжали иногородние спортсмены. Чтобы они стремились не только в Москву, но и в Петербург. Имидж школы петербургского фигурного катания говорит сам за себя. Думаю, что за счет него еще долго можно привлекать лучших фигуристов страны.
- Будет ли федерация возвращать петербургских фигуристов и тренеров? Например, известный тренер, олимпийский чемпион-1984 Олег Васильев был вынужден со своей группой уехать в Москву. А ведь он не раз заявлял, что если бы в Петербурге были соответствующие условия, он бы продолжал работать в родном городе. Он тренирует пару Вера Базарова-Андрей Депутат, которую планирует довести до борьбы за медали Игр-2018. Вы с ним не общались?
- Правильно ли я понимаю, что вы не готовы финансировать федерацию только из собственных доходов?
- Да, я сразу сказал, что если федерация будет финансироваться только из моих средств, то это будет неправильная модель. Главная идея — устойчивое финансирование организации. Ведь с моей компанией может случиться все что угодно. Неправильно, если это тут же скажется на федерации. Федерация не должна страдать. Наша задача — найти несколько источников, с помощью которых можно организовать финансовый поток, тогда система будет устойчива. Если есть только одна река, ее можно перекрыть, и что будет дальше? Да, может быть, с миру по нитке, но наша задача состоит в том, чтобы стабильно на 90% бюджет федерации обеспечивался из внешних источников. Я не питаю иллюзий, что завтра все кинутся в фигурное катание. Моя задача привлечь предпринимателей — строителей, банкиров, кого угодно, со всех регионов России. Чтобы каждый мог принести по кирпичику, и таким образом мы могли бы создать финансовый поток, который бы не зависел только от одной компании.
- Вы уже знаете людей, которым было бы интересно вкладываться в фигурное катание?
- Не хотелось бы называть имен, но я со многими предварительно провел переговоры и получил поддержку. Я никого не привязываю к конкретным цифрам. Думаю, что до Нового года мы систему финансирования выстроим, когда каждый месяц в федерацию будут поступать средства. После проанализируем ситуацию в сторону увеличения бюджета. Пока же закрывать бюджет буду из своих собственных средств. В федерации пока нет внешних источников финансирования. Вернее, они есть, но деньги, которые вкладываются, их немного. И надеяться на то, что эти вложения будут стабильными, постоянными, не приходится.
В вопросе участия Плющенко в четвертой Олимпиаде полагаюсь на его профессионализм
- Петербургские фигуристы Юко Кавагути-Александр Смирнов после травмы партнера сумели вернуться в спорт и выиграли первый этап Гран-При Skate America. Можно ожидать от федерации положительной реакции?
- А в плане премиальных?
- Систему премиальных мне должны предложить. Это не та ситуация, когда я буду приходить и говорить: "давайте кого-то поощрим". Я не специалист в фигурном катании, понимаю, что Гран-При — это статусные соревнования. Но как сравнивать чемпионат России с Гран-При я, честно говоря, пока не понимаю. Важна четкая оценка, должна быть градация, какие коэффициенты за победы на каких соревнованиях назначаются. Я уже говорил, что у меня будут встречи с нашими специалистами, где определим, какие проблемы есть и как их будем решать. Предварительно с Тамарой Москвиной мы договорились, что в начале пути она будет ведущей, а я ведомым. Она будет ставить какие-то задачи, это финансовые условия, поощрения и прочее. Пока будем работать в "ручном" режиме - есть проблема, есть решение. Образно говоря, если кран протекает, надо его починить. Пока будем работать в таком режиме. В дальнейшем выстроим систему. Но я понимаю, что для мотивации спортсмена важна система премиальных, чтобы он понимал, как оценивается его труд.
- У вас нет опасения, что теперь, когда все знают, что федерацию возглавляет достаточно известный бизнесмен, каждый будет рассказывать о каких-то идеях, проектах, продвигать своих спортсменов и просить деньги на их раскрутку?
- Вы знаете, фигурное катание все-таки не командный вид спорта. У нас есть требование — главное результат. Понятно, что будут какие-то столкновения, потому что в федерации нет единых мнений. Но было бы хуже, если бы все было тихо, не было никаких споров. Так что это нормальный рабочий процесс. Моя задача — обеспечить достойное финансирование и результат, конечно.
- Честно говоря, спорт в моей жизни присутствует только на любительском уровне. Это какая-то физическая зарядка, бассейн. Раньше, как и все, чем только не занимался. И футболом увлекался, и боксом.
- Вы про "Зенит" говорили.
- Да, поддерживаю команду. Побывать в Европе на матче Лиги чемпионов — святое дело. Каждый раз получается так, что посещаю заключительную игру команды в году.
- Посещать турниры по фигурному катанию вы планируете?
- Это обязательно.
- Что вы думаете о желании Евгения Плющенко выступать на четвертой для себя Олимпиаде? Вы с ним общались?
- Пока с ним не беседовал. Если Евгений хочет поехать на Олимпиаду, то почему нет? Лично я обеими руками за. Понимаю, что с возрастом тяжелее добиваться высоких результатов. Но если человек чувствует в себе силы и уверенность, то возраст может быть не помеха. В этом вопросе я полностью полагаюсь на Плющенко и его профессионализм.