В воскресенье в Абу-Даби завершается этап Большого Шлема по дзюдо. Накануне этих соревнований корреспонденты агентства "Р-Спорт" Мария Воробьева и Андрей Симоненко поговорили с генеральным менеджером сборных команд России итальянцем Эцио Гамбой и узнали, как идет подготовка к Играм-2016 олимпийских чемпионов 2012 года Арсена Галстяна, Мансура Исаева и Тагира Хайбулаева, кто может поддержать их лондонский почин, а также выяснили, как сам Гамба пережил 34 года назад свой олимпийский триумф.
- Эцио, прошло два года со времен вашего лондонского чуда. Сборная России на полпути к следующей олимпийской вершине. При этом о героях Лондона в последнее время почти не слышно: на недавнем чемпионате мира выступал только Тагир Хайбулаев. Что происходит с остальными олимпийскими чемпионами?
- Арсен Галстян получил серьезное повреждение стопы в полуфинале чемпионата Европы и до сих пор восстанавливается. До того турнира и до момента получения травмы он выступал в весе до 60 килограммов, но потом мы все обсудили и решили, что он перейдет в категорию до 66 кг. Теперь Арсен стоит на пути новой жизни, новых открытий и достижений. Но я думаю, он вполне способен вернуться на прежний уровень в этой категории. С Мансуром Исаевым другая история – в феврале он травмировал колено, ему сделали операцию, с марта он находится в составе сборной, и его процесс восстановления близится к завершению. Думаю, в декабре он будет готов выйти на татами. Ему тоже требуется время, чтобы вернуться – болид "Формулы-1" всегда сложнее починить, чем обычную машину (смеется).
- Этой осенью Хайбулаев, а также призер чемпионата мира Камал Хан-Магомедов женились. Как вы отнеслись к столь серьезному решению спортсменов?
- В одном из своих интервью после чемпионата мира вы сказали, что олимпийская сборная Лондона будет боеспособна в Рио. Несмотря на то что у каждого из олимпийцев есть травмы, они пропустили достаточно большой период времени, вы уверены, что они смогут вернуться на прежний уровень?
- На чемпионате мира отлично себя проявил неудачник Олимпиады-2012 Муса Могушков, выступающий теперь в весе до 73 кг. Несмотря на ваши заявления относительно героев Лондона, кажется, что борьба за олимпийские путевки в сборной будет серьезной.
Думаю не о своем будущем после Олимпиады, а о будущем сборной
- Эцио, после того как Галстян, Исаев и Хайбулаев выиграли золото Лондона-2012, вы отмечали, что они слишком много времени уделяют торжественным мероприятиям, а не тренировкам. Вы сами чемпион Олимпиады 1980 года в Москве. Что было с вами после вашего олимпийского триумфа?
- Помните свои первые впечатления от российской команды?
- Как обстоят дела в женской сборной?
- Девушки также начинают показывать результат. Во всех категориях мы вышли на уровень, когда хотя бы одна российская дзюдоистка входит в число 15 сильнейших в мире. Чтобы попасть на Олимпиаду, нужно входить в топ-14. Нам важно поддерживать набранные обороты и подтверждать свой уровень. Из семи категорий в четырех мы уже официально отобрались, в остальных также не думаю, что на нашем пути возникнут какие-то сложности. Сейчас три дзюдоистки находятся в Японии, каждая из них в разных местах. Я намеренно развел их, потому что хочу научить принимать самостоятельные решения, вне зависимости от коллектива. Не должно быть стадного чувства, даже если ты готовишься в команде. Ирина Заблудина, Марта Лабазина и Юлия Рыжова, которые сейчас готовятся в Японии, на верном пути в Рио. Посмотрим, как пройдет наш японский эксперимент, и что мы будем иметь на выходе.
- После ухода из большого спорта Александра Михайлина лидерство в сборной подхватил Ренат Саидов, ставший в этом году бронзовым призером чемпионата мира. Сможет он когда-то обыграть легендарного Тедди Ринера, которому уступил в Челябинске?
- Заключительный вопрос: Эцио, вы действительно остаетесь с командой до Олимпиады-2020?
- Есть договоренность, что я планирую подготовку команды до 2020 года. Я не думаю о том, что будет со мной после Олимпиады, но думаю о будущем сборной. Мы уже договорились о проведении нескольких соревнований в России. В частности, это чемпионат Европы-2016, я попросил о том, чтобы у нас прошел чемпионат мира в 2018 году. То есть следующие шаги уже намечены вне зависимости от того, продолжу я работать с командой или нет. Если я сложу свои полномочия, мои коллеги, с которыми мы уже стали друзьями, смогут продолжить мои начинания. Моя задача – привезти команду на Олимпиаду, не думая о том, что будет дальше. Но я держу в голове те шаги, которые должны быть сделаны, на случай если я все-таки останусь.