Прошли зимние Олимпийские игры 2014 года, успешно завершился первый в истории России этап гонок "Формулы-1", но обновленный курорт Сочи продолжает жить. О том, что изменилось в городе за последние годы и зачем туда стоит приехать, рассказал корреспонденту РИА Новости Ирине Нехорошкиной мэр Сочи Анатолий Пахомов.
- После Олимпиады у Сочи началась новая жизнь. После спортивного праздника осталось много новых спортивных и туристических объектов. Насколько успешным был летний туристический сезон для города и его курортов?
- Могу сказать, что если раньше за год город посещало 3,5 миллиона туристов, то в 2014 году к нам приехало 4 миллиона туристов. Но сегодня для города Сочи посчитать отдельно летний пляжный сезон трудно, потому что у нас в этом году была Олимпиада. Только на праздник спорта приехало более миллиона человек, куда мы их будем считать? Поэтому я стараюсь ориентироваться на реальные цифры и отмечаю, что мы повысили туристический поток на 30%.
К 2014 году мы добавили 24 тысячи номерного фонда, и за счет этого у нас произошло повышение количества гостей. Оно реально, а вся остальная статистика очень сложная. В самом городе Сочи ее еще как-то можно вести, потому что туда прилетают, приезжают на поездах или приходят на судах – их мы считаем. Все остальные населенные пункты могут калькулировать турпотоки только по принципу "приехал – уехал". Так что это не абсолютные цифры. А если прикинуть, сколько людей приехало в Сочи на соревнования "Формулы-1", то знаете, как мы взлетим?
У нас нет необходимости бравировать цифрами роста туристического потока. Наша задача - приглашать туристов и рассказывать о своих новых возможностях.
- Сегодня Сочи стал в России курортом номер один, там появились новые возможности для занятий зимними видами спорта, были расширены летние, пляжные предложения. Чем регион может сегодня привлечь туристов в межсезонье?
Наконец-то, благодаря подготовке к Олимпиаде, мы получили возможность говорить и о лечебных возможностях нашего бальнеологического курорта Мацеста. Дело в том, что для того, чтобы приглашать на зимние и бальнеологические курорты, нам необходимо было решить очень застарелые проблемы. Прежде всего это проблемы логистики, большие пробки, которые с 1991 года не давали городу нормально жить и использовать в полном объеме наши бальнеологические курорты.
Представьте себе, что в Мацесту, бальнеологическое сердце Сочи, которая находится от любого местного курорта на расстоянии 5-20 километров, можно добраться только в течение 1,5-2 часов. Какой турист после лечебных процедур будет это все выдерживать? Поэтому Мацеста постепенно заглохла. О ее лечебных качествах знает весь мир, но с этого года мы стали заявлять, что возможность воспользоваться услугами Мацесты может предложить каждый санаторий Большого Сочи.
- Вы отметили, что именно благодаря Олимпиаде были решены транспортные проблемы Сочи, которые приблизили Мацесту и другие туристические объекты к столице региона, объединив их в огромный туристический кластер. Расскажите подробнее о новых возможностях.
Сегодня, чтобы приехать из аэропорта в центр Сочи, потребуется всего лишь 30 минут, а чтобы добраться из Лазаревского в Сочи на электричке "Ласточка", нужен один час, а на путь из Адлера в Мацестинскую долину или Красную поляну нужно 30 минут. Эти возможности сделали наш курорт уникальным, его полюбили все.
Могу уверенно говорить, что в Сочи теперь есть все. У нас доступны практически любые виды туризма, которые известны в мире. Есть экологический туризм, возможность заниматься активными видами отдыха, конные и велосипедные прогулки, бассейны, дайвинг, нужно только донести до потенциальных потребителей объективную информацию.
- Что еще изменилось в Большом Сочи и в самом городе после Олимпийских игр?
- Наш город до сих пор воспринимают как Сочи 80-х годов, раньше многие говорили о грязном море и отчасти были правы, потому что этому способствовали те свалки, которые в советское время были устроены в руслах рек. Сегодня мы открыто заявляем, что рекультивировали эти свалки. Теперь по всему Большому Сочи сегодня в полном объеме работает принцип "ноль отходов": все отходы сортируются и вывозятся за 350 километров на межмуниципальный полигон. К Олимпиаде построены три очистных сооружения, полностью переделаны глубоководные выброски и так далее. Сегодня море у нас самое чистое и экология очень хорошая.
Наряду с этим были проведены и социальные мероприятия, проложены новые пешеходные зоны и парки, построены новые больницы и объекты размещения. Сейчас 42 отеля находятся в управлении 12-ти международных сетевых брендовых компаний. Проведена обязательная государственная классификация, и теперь каждый объект имеет свою звездности и строго ей соответствует.
Кроме того, Сочи стал абсолютно безопасным городом. Сегодня за порядком следят 16 тысяч камер, мы имеем полную защищенность во всех отношениях. Во время Олимпийских игр наши службы безопасности были оценены на пять с плюсом, потому что они свою работу проводили очень корректно, незаметно и точно. Мы продолжаем работать именно таким образом.
- Вы упомянули, что в текущем году туристический поток в Сочи вырос на 30%, означает ли это, что потенциал региона еще далеко не исчерпан?
Город стал еще лучше, чем во время Олимпийских игр. Добавилось озеленение и цветовая подсветка различных объектов. Мы продолжили ремонтировать дороги и улицы – жизнь же на месте не стоит.
Олимпиада дала толчок новому строительству. Появились такие объекты, как "Горки город", "Роза Хутор", Имеретинская низменность, все остальное мы делали за счет города. Если бы не было Олимпиады, не было бы такой мотивации. Даже в частном секторе мы приходили к собственникам и говорили людям: "У страны появилась такая возможность открыть себя всему миру, а мы будем показывать ваши старые домики? Да вы что!". И люди стали задумываться.
Когда мы готовились к Олимпиаде, мы все это просчитывали. Есть рестораны русской, кавказской, итальянской, японской, французской кухни, работают бутики всех брендов, которые присутствуют в Москве. Если в 2009 году в Сочи не было ни одного гипермаркета, то сегодня действует порядка 14 таких объектов. При этом цены в магазинах такие же, как в Краснодаре или Ростове. Все это говорит о том, что мы со многими своими болячками справились.
К сожалению, новые объекты еще специально не рекламировали, их еще мало кто не знает. Поэтому наш реальный потенциал будет понятен только на следующий год. Тогда мы должны будем выйти на 100%.
Мы считаем Сочи самым конкурентоспособным туристическим центром России. У нас есть все, что есть, например, в Монте-Карло, а наши лыжные трассы, по оценкам профессионалов, превосходят даже свои французские аналоги. Сочинская курортология жива, методики живы, и в этом наше преимущество перед другими курортами мира.