В сентябре прошлого года во Флоренции Брайан Куксон прервал бурное обсуждение Конгресса UCI строгим, но эмоциональным "Давайте прекратим споры и начнем голосовать". Через несколько минут он стал президентом Международного союза велосипедистов. В этом году, в сентябре, уже в Понферраде делился впечатлениями о первом годе своей работы на этом посту и цитировал Макиавелли: "А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми".
Мистер Куксон прибыл в Москву для участия в заседании руководящего комитета Европейского союза велосипедистов, и "Р-Спорт" решил узнать у президента UCI, как он сам оценивает свою работу и что из значимого хотел бы в ней отметить.
- Из самых важных вещей — это то, что мы наладили отношения с WADA, мы начали работу над реформами в Мировом туре в 2017 году, с января начнет работу Антидопинговый трибунал, произошли перемены в самой структуре UCI, создали специальный комитет по женскому велоспорту и сейчас в комиссиях работают женщины. Я понимаю, что это еще только начало работы, но тем не менее.
2017
На этой неделе Куксон успел побывать в Бельгии, выступить перед организаторами гонок и обсудить уже нашумевшую реформу Мирового тура. Вопрос только в том, какова ее главная цель.
- Нам нужно сделать все максимально понятным, нужна структура, нужна ясность во всем, нужно оптимизировать календарь. Мы хотим, чтобы наш вид спорта развивался, чтобы в него приходил капитал, чтобы было больше спонсоров. В последние несколько лет мы видели, что закрываются команды, из календаря исчезают гонки в силу финансовых причин. Мы должны сделать все, чтобы наш вид спорта привлекал и болельщиков, и спонсоров.
- И какая была реакция у организаторов гонок на ваше предложение?
- Я пытаюсь объяснить, что нам нужно обсуждать и договариваться. Все готовы обсуждать, и все готовы к переменам. Говорят, что готовы, но к сожалению, иногда получается так: "Да, к переменам мы готовы, но если решите сокращать гонку, то пожалуйста, только не мою. А так да, мы готовы, мы не против".
- Вы готовы к негативной реакции на грядущие нововведения?
- Мы должны пройти через этот этап, так или иначе, и прийти к единому пониманию, как оно должно быть. Организаторы, гонщики, руководство команд, мы все хотим одного и того же, чтобы наш вид спорта прогрессировал. И нужно понимать, что перемены коснутся так или иначе всех.
- Но прямо сейчас заявление о том, что вы открыты для сокращения маршрута "Тур де Франс", звучит как что-то невозможное.
- Я не знаю, в каком виде и в какой версии это дошло до вас. Я был в Испании, и там меня спросили, как будет проходит реформа, возможны ли сокращения маршрутов Гранд-туров, в итоге все получилось немного в другом ключе, потом был перевод с испанского на другие языки, потом все превратилось в то, что я готов сократить "Тур де Франс".
- Так готовы или нет?
- (смеется) "Тур де Франс" — самое глобальное и популярное событие в велоспорте на шоссе, и вероятно, таким навсегда и останется, и, вероятно, останется навсегда в трехнедельном формате. Но изменения в календаре будут, и значительные, и так или иначе коснутся всех, вот что я хотел сказать.
Трек, Олимпиада и российские амбиции
Реформы грядут, появляется все больше инициатив, в том числе частных — за проектом Velon, к которому присоединилось большинство команд Мирового тура, Куксон следит – и ждет, как будут развиваться события. Также он готов обсуждать и обсуждает с MPCC планы по единообразию правил, выполняя обещание, данное журналистам в Понферраде. Но есть и еще одна важная тема: следующий год будет предолимпийским.
- Мистер Куксон, мы совсем ничего не знаем об олимпийском треке в Рио.
- Уверен, что все будет в порядке. Думаю, тестовые соревнования будут в 2016-м непосредственно перед Олимпиадой.
Здесь будет город-сад: строительство олимпийских объектов Игр-2016 в Рио. ФОТО >>
- Сборная России собирается в Рио бороться за медали с британцами.
- Пусть победит сильнейший, а кто уж там это будет, Британия или Россия, Швейцария или Польша, Китай или Австралия – это должно решаться в честной борьбе.
- Как вы вообще оцениваете работу Федерации велосипедного спорта России?
- У вас огромные традиции в велоспорте. И сейчас велоспорт у вас прогрессирует, это очевидно, в частности, если взять трековые дисциплины. Хороший прогресс в результатах, медали, подиумы. Ведется большая работа, есть большой проект при поддержке Игоря Макарова, который входит в наблюдательный совет UCI. И я надеюсь, он в велоспорте надолго.
Струтинский: должны взять рекордное количество очков в российских гонках >>
- Может быть, у вас есть любимый российский гонщик?
- Так сразу и не скажешь, хороший вопрос. Я, например, очень уважаю ваши традиции в командной гонке, они у вас огромные. А кто сейчас любимый гонщик у вас?
- На шоссе?
- Например.
- Наверное, я назову Антона Воробьева и Сергея Чернецкого.
- Это молодежь. А из прошлого, наверное, самый популярный российский гонщик Вячеслав Екимов, видел его в Генте на треке.
За последние две недели Куксон, кажется, был буквально везде — обсуждал реформу в Бельгии, вручал призы по итогам прошлого года в Испании, теперь он в России.
- Мистер Куксон, а у вас есть планы на Рождество, или и все праздники будете обсуждать будущее велоспорта?
- Я, пожалуй, возьму денек, поеду домой, побуду с близкими. А еще очень хочу покататься на велосипеде, если, конечно, погода позволит.