Основатель и – с минувшей пятницы – экс-президент Континентальной хоккейной лиги Александр Медведев уже на следующий день после своей отставки дал первое эксклюзивное интервью корреспондентам "Р-Спорт" Александру Рогулеву и Семену Галькевичу.
Решение принималось не в КХЛ
- Как вы восприняли решение Совета директоров КХЛ досрочно прекратить действие ваших полномочий?
- Участия в самом Совете директоров я не принимал, был только на встрече с президентом страны. Но хочу сразу всем сказать, что принятое решение сюрпризом или какой-то неожиданностью для меня не стало. Давайте говорить о серьезных вещах. И дело тут в том, что у меня совершенно другое место работы: я, напомню, являюсь заместителем председателя правления "Газпрома", курирую внешнеэкономическую деятельность в подразделении "Газпромэкспорт". В современных условиях сложной международной обстановки, особенно, учитывая ситуацию с Украиной, моя основная работа требует даже не стопроцентной отдачи, а гораздо, гораздо большего. Учитывая, что в КХЛ уже существует отлаженная система, было принято такое решение. И решение это было принято не в КХЛ.
ФОТО. Как изменилась Континентальная хоккейная лига с 2008 года >>>
- Тем не менее, вы ведь не уходите из хоккея совсем?
- Да, чтобы снять все вопросы, объявляю отдельно: из хоккея не ухожу. Я буду представлять КХЛ в Международной федерации хоккея в качестве специального представителя. С учетом приближающихся Кубка мира и Олимпийских игр, работы здесь тоже очень много. Кроме того, остаюсь заместителем председателя совета директоров ХК СКА. Получается, из хоккея я никуда не ухожу, и подводить окончательные итоги моей работы рановато.
- Вы же и в МХЛ остаетесь, верно?
- Конечно, я буду исполнять обязанности председателя соответствующего органа в МХЛ, где вместе с Владимиром Юрзиновым нам предстоит сделать очень многое. Хочу заметить, что "молодежка" уже начала давать кадры не только для команд КХЛ, но и для сборных – молодежной и первой команд. Этот факт тоже никто оспорить не может. МХЛ – это машина, которая будет давать нам будущих звезд, членов команд КХЛ и сборных. Неслучайно господин Фазель признал МХЛ лучшим проектом, который был реализован за время существования КХЛ.
ФОТО. Александр Медведев и его команда в российском хоккее >>>
Помогу Чернышенко всем, чем смогу
- Общались ли вы лично с Дмитрием Чернышенко? Может, дали ему какой-то совет?
- Публично советы давать не в моем стиле, но мы вчера пообщались и уже договорились, что будем находиться в постоянном контакте. Уверен, из моего опыта он может почерпнуть для себя очень многое. Помогу ему всем, чем могу. Все недостатки, слабые места лиги прекрасно известны. И я уверен, что совместными усилиями они будут преодолены.
- Есть ли понимание, что Чернышенко продолжит ваш курс развития КХЛ?
- Естественно, каждый новый руководитель формирует свою команду и ставит какие-то свои конкретные задачи. Мы договорились в самое ближайшее время встретиться, и все обсудить. Но, думаю, магистральный курс развития лиги понятен – повышение качества игры, повышение привлекательности для болельщиков. Все составляющие должны работать: и спортивная, и маркетинговая, и финансовая, и международная. Ну и, безусловно, сборная должна получать только самые лучшие кадры.
- Вы успели обсудить с Чернышенко финансовые проблемы клубов КХЛ? Не секрет, что это одна из главных болевых точек нынешней лиги.
- Давайте вспомним, что мы пережили кризис 2008-2009 годов, который был очень тяжелым. Сейчас мы сталкиваемся с санкциями, с замедлением темпов экономического роста. Рекламодатели, соответственно, в этой ситуации сталкиваются с серьезными ограничениями. Как и в 2008-2009 годах, когда мы принимали особые меры с точки зрения сокращения бюджетов клубов. Чернышенко придется что-то придумывать, чтобы не потерять клубы, чтобы сократить их финансовые расходы.
- По нашей информации, в следующем сезоне в КХЛ вернется московский «Спартак»…
- Все знают, какой бюджет нужно иметь, чтобы играть в КХЛ на конкурентном уровне. С учетом инфляции – это примерно миллиард рублей на сезон. Если такие деньги будут найдены на три-пять лет, это позволит команде играть.
Слова Стеблина "не лезут ни в какие ворота"
- Сейчас вы уже можете говорить, что, скажем так, более возрастные члены "хоккейной семьи" все эти годы немного тормозили развитие КХЛ?
- Мы пережили разные времена взаимодействия Федерации хоккея России и КХЛ. Не секрет, что ФХР всячески тормозила создание профессиональной лиги. И только благодаря тому, что Владимир Владимирович Путин не просто поддержал идею создания КХЛ, а фактически стал ее прародителем, дав мне поручение заниматься этим проектом, мы смогли это сделать.
- Можете рассказать, что конкретно делали в ФХР?
- Скажу так: уровень сопротивления со стороны ФХР и, назовем его так, регрессивного крыла был очень серьезный. Думаю, если теперь они рассчитывают на реванш, то их расчеты не оправдаются. Уверен, что новый состав Совета директоров КХЛ и Правления лиги продолжат все положительные тенденции, заложенные в эти шесть лет.
- Вас не задели слова почетного президента ФХР Александра Стеблина, сказавшего, что «все решения Медведева вели к ухудшению развития российского хоккея»?
- Конструктивная критика всегда приветствуется. Но если говорить о высказываниях Стеблина, то в данной ситуации хотел бы ему посоветовать направиться туда, куда должен был идти Александр Свитов по словам Андрея Назарова. То, что вчера сказал Стеблин, ни в какие ворота не лезет. Я бы мог много чего рассказать, как он сам работал в хоккее, но воздержусь.
КХЛ и НХЛ должны быть полноправными членами IIHF
- Как вы видите свою работу в IIHF? Рене Фазель в пятницу заявил агентству «Р-Спорт», что готов бороться с вами за пост президента Международной федерации в 2016 году?
- (Смеется) Нужно дожить еще до 2016 года, там и чемпионат мира будет в России. Сейчас я получил статус специального члена IIHF. Думаю, будет правильно, если и КХЛ, и НХЛ, будут представлены полноценными членами IIHF наравне с национальными федерациями. Эта тема уже затрагивалась, думаю, что и НХЛ не откажется делегировать такого представителя. И КХЛ, и НХЛ должны иметь право быть представленными в IIHF полноценными членами помимо выбранных представителей стран.
- Вы будете вести переговоры по Кубку мира и участию клубов КХЛ в Лиге чемпионов?
- Да, сейчас это самые первоочередные задачи. Я уже говорил, что нужно выйти с единой российской позицией, а в идеале – с единой европейской позицией. Думаю, что ближайшие встречи в IIHF будут посвящены этому вопросу, я не вижу, почему представители ведущих европейских хоккейных держав должны отказываться от своих интересов. Кто бы ни проводил Кубок мира, а проводит его НХЛ, думаю, и по спортивным вопросам, включая судейство, и по коммерческим вопросам, и по месту проведения есть о чем поговорить.
- Плюс приезд игроков НХЛ на Олимпиаду…
- Да, мне кажется эти два вопроса в пакете, чтобы НХЛ не могла шантажировать, спекулировать участием своих игроков в Кубке мира и Олимпийских играх. Самый простой аргумент – интерес к Кубку Стэнли в олимпийские сезоны серьезно возрастает, где бы ни Игры не проводились.
Не ошибается тот, кто ничего не делает
- Вы можете выделить свое главное достижение и главную неудачу на посту президента КХЛ?
- Главная победа – это сама игра и непредсказуемость результатов во всех матчах лиги. Кто бы как ни злословил, все равно победа определяется на льду. Именно поэтому болельщик ходит на матчи КХЛ. Вообще главный судья – это болельщик, он приходит на стадион, включает экран телевизора или подключается к КХЛ из интернета. Это факты, которые оспорить никто не сможет.
- Вчера вы говорили про четыре золота на чемпионатах мира…
- Качество игры с приходом КХЛ выросло. Хоть у нас и есть желающие приписывать крупные победы себе, есть факт, что после создания КХЛ сборная России четыре раза выиграла чемпионат мира. И это всего за шесть сезонов. А до этого, хочу напомнить, ни одной золотой медали у нас не было при всех этих наших лигах и суперлигах. Ни мне, ни моим коллегам, которые работают в КХЛ, не стыдно. Хотя можно вспомнить высказывание известного писателя о том, что если бы всем давалось по заслугам, то никто бы порки не избежал. И если вы спросите меня, можно ли было сделать больше, то я вам отвечу утвердительно – да, можно было.
- Нам со стороны кажется, что КХЛ была для вас делом всей жизни, несмотря на то, что основная работа у вас была совсем в другом месте.
- Я могу сказать, что для меня это было не просто выполнение поручения создать лигу. Это была страсть, я отдавался этому делу всей душой. А не ошибается тот, кто ничего не делает. Я неимоверно рад, что был, есть и буду в нашем российском хоккее.