Осенью Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева отказался от дальнейшего финансирования одного из старейших российских регбийных клубов "Фили". В беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" бывший главный тренер московской команды Сергей Лыско рассказал о том, как обстоят дела в клубе.
- Есть ли шанс на то, что "Фили" продолжат существование?
- С первого декабря все сотрудники и игроки официально уволены. Центр имени Хруничева объявил, что финансирование клуба дальше не будет продолжаться ни в каком виде. Пользование инфраструктурой, то есть стадионом, тоже не представляется возможным. Могу сказать, что тренерский состав и вся команда на 100 процентов уже не имеют никакого отношения к клубу. Клуб "Фили" в принципе уже исчез.
- Центр имени Хруничева не будет использовать бренд "Фили" в будущем?
- Вообще никак. Я пытался сам общаться с руководством, хотя мы надеялись, что этим будет в первую очередь заниматься президент клуба - Федор Александрович Юсим. Когда мы разговаривали с руководством центра, мне сказали, что вопрос о прекращении финансирования решен на 100 процентов. Я пытался найти точки соприкосновения, чтобы оставить хотя бы инфраструктуру, чтобы был в дальнейшем шанс найти каких-то заинтересованных в клубе людей, спонсоров. Но мне сказали, что все пойдет под коммерческую основу. Собираюсь еще раз посетить этих людей, вдруг хотя бы на перспективу в чем-то получится их убедить.
К сожалению, в том маховике, который сейчас закручен под названием "Завод имени Хруничева", мы – маленький винтик. Вопрос не в нас, меняется вся структура, все отношение к социальной сфере. В нынешних реалиях, возможно, это и логично. Хотя если сравнивать бюджеты, которые тратятся на другие виды спорта, более популярные, назовем их так, то деньги, которые тратятся в них на одного игрока высокого уровня, сопоставимы не то, что с бюджетом нашего клуба, а с бюджетом половины всей нашей лиги.
- Был шанс заинтересовать спонсоров, которые бы помогли сохранить "Фили"?
- Мне, как главному тренеру, тяжело было этим заниматься. Некоторыми вещами должны заниматься менеджеры. Было бы логично, если бы такими вопросами занимались ответственные за них люди. Я все, что мог, делал и продолжаю делать не покладая рук. Меня сейчас больше волнуют люди, болельщики, которых мы приобрели – истинные поклонники и клуба "Фили", и регби. Есть в душе, конечно, надежда на лучшее, но все, что происходит плюс нестабильная экономическая ситуация… Трудно будет найти людей, которые захотят просто безвозмездно участвовать в клубе, быть меценатами или спонсорами.
- Вы уже знаете, где сами будете дальше работать?
- До первого декабря я даже старался не обсуждать этот вопрос ни с кем. Сделай я это, о любых переговорах могло стать известно моему коллективу, команде. Я считал, что будет не совсем правильно в момент, когда что-то еще решается обсуждать свой уход из команды. Я – капитан корабля. Посчитал нужным остаться в клубе до конца, надеясь, что удастся все исправить.
Я не веду никаких переговоров. Тем более, сейчас идет декабрь, в нашем виде спорта этот месяц – подведение итогов во всех организациях. В любом случае, буду продолжать делать то, что делал, когда еще работал в клубе – консультировать. Как тренер я периодически езжу консультировать сборную Латвии. Эту работу продолжу точно.
- Игроков удастся трудоустроить?
- Ребята с сентября уже чувствовали, что ситуация нездоровая. Перед последним матчем сезона в Пензе нам уже сказали, что нашу деятельность приостановят, но мы все равно поехали на игру, это было желание команды и мое. Тогда ребята, конечно, поняли, что в ближайшее время что-то может случиться. Кто-то где-то уже пытается работать. К моему сожалению, почти все игроки покинут профессиональный спорт. На сегодняшний день я даже не знаю ни одного игрока "Филей", кто нацелен перейти в другой клуб. В прошлом году часть игроков из-за нестабильной ситуации уже перешли в другую команду. А сейчас я не вижу желания продолжать карьеру даже в тех ребятах, которых считаю способными выступать дальше на высоком уровне.
- Премьер-лига и Федерация регби России не оказали вам поддержки?
На самом деле это больше вопрос к Федерации. Ни один ее представитель не пытался каким-то образом участвовать в решении нашей проблемы. Единственный человек, посетивший наш клуб, с которым мы обсуждали ситуацию, это президент Московской федерации регби Денис Бартенев. Он единственный человек, который в трудное время был у нас в клубе и пытался что-то сделать. Премьер-лига, насколько я знаю, пыталась что-то делать, там есть люди, которым небезразлична судьба клуба "Фили", но лига сейчас не такая мощная и влиятельная организация.
Недавно у нас был новогодний банкет федерации регби Москвы. "Филям" вручили приз за мужество – за то, что мы, собравшись с силами, доиграли чемпионат. Ребята были очень рады, держа этот приз в руках. Они понимали, что это их последняя регбийная награда.