Бывшая саночница Александра Родионова прошлым летом приняла решение попробовать себя в бобслее. В октябре она уже завоевала свой первый трофей в новом виде спорта – стала чемпионкой России на олимпийской трассе в Сочи. О том, как проходит ее первый бобслейный сезон, и когда ее можно будет увидеть на этапах Кубка мира, Родионова рассказала корреспонденту агентства "Р-Спорт" Елене Дьячковой.
- Как проходит ваш сезон, и какие у вас планы на ближайшее время?
- Я сейчас в Москве, так как в Кубке мира пока не участвую, потому что мне надо набирать очки. Дальше я поеду на сбор во Францию и на этап Кубка Европы в Швейцарию, чтобы отобраться на этап Кубка мира в Санкт-Морице. Уезжаю 31 декабря. Мне нужны еще одни соревнования, чтобы пройти отбор на Кубок мира. Тогда у меня будет пять гонок на трех разных трассах.
- Как прошли занятия в школе бобслея в США?
- Все проходило в рабочем режиме. У меня были свои цели, я должна была учиться пилотированию – обучалась этому искусству и в Солт-Лейк-Сити, и в Калгари. Как бы эти трассы ни были мне знакомы, но сани и боб, как я уже поняла, совсем разные вещи. Приходилось адаптироваться. В целом я получала удовольствие от процесса, а соревнования были следствием проделанной на данный момент работы. Никто в гонках передо мной никаких целей не ставил, в том числе и я сама.
- Но, тем не менее, вы даже заняли призовое место – стали второй на этапе Кубка Америки в Калгари, уступив лишь американке Элане Майерс-Тейлор.
- Да, поэтому все было очень здорово! Честно, не ожидала, что буду на пьедестале. А когда стоишь там вместе с призером Олимпийских игр, конечно, вдвойне приятно. Для меня все в новинку в этом виде спорта, и пока я получаю только положительные эмоции.
- Говорят: "Надо работать". Мне кажется, они мной довольны. Но мне все же немного попроще, все равно я эти трассы знаю, со льдом я знакома много-много лет. Адаптируюсь к управлению, но, наверное, небольшой прогресс у меня все же есть, в том числе и из-за того, что я получаю удовольствие от пилотирования. Если бы мне не нравилось, я бы, может и вообще завязала бы со спортом.
- Кто из разгоняющих поедет сейчас с вами в Санкт-Мориц?
- С Надей Сергеевой остались в Кубке мира Юлия Шокшуева и Надя Палеева. Я так понимаю, что со мной поедет Людмила Удобкина, а также, может быть, Женя Соловьева. Но точно я не знаю, это будут решать тренеры.
"Даже обидно, что по саням совсем не скучаю"
- Судя по всему, в бобслее вы уже освоились?
- Да, вполне. Первое время немного тяжело было. Это таскание бобов… Мне казалось, я такая слабая, и что бобслей вообще не женский вид спорта. А потом со временем я стала крепнуть. В первое время даже к бобу подойти не могла, потому что не знала, с какой стороны его взять, как перевернуть, а поднять вообще проблематично было – настолько я "надергала" спину. А потом уже в конце перед отъездом и помогала, и таскала, и переворачивала. Нормально! Адаптировалась. Это силовой, тяжелый вид, но я привыкла. Когда есть результат, когда сам видишь плоды своей работы, пусть и небольшие пока, это всегда радует.
- Нет! Даже обидно, что совсем ее нет (смеется) Даже смотрю теперь и думаю: ну, а что саночки, едут они маленькие, аккуратненькие, а тут боб такой! Не знаю, почему, но нет ностальгии. Видимо, действительно свое откатала уже.
- Следили за результатами первых этапов Кубка мира? Для российских саночниц они не очень удачными получились.
- Нет, не следила. Но мой гражданский муж работает в сборной России по санному спорту, поэтому я в курсе всех событий. Их результаты – теперь их проблемы, не мои (смеется).
- Теперь вы с мужем в разных лагерях, не пересекаетесь?
- Да, теперь сложнее, мы в разных видах спорта. Раньше всегда вместе были, практически неразлучны. Но зато соскучиться друг по другу успеваем, тоже хорошо.
- Все ради главной цели – Олимпиады-2018?
- Ой, не хотелось бы так далеко загадывать. Но, конечно, у любого спортсмена уровня сборной первая мечта – это Олимпийские игры.
"С санями в любом случае планировала закончить"
- Саша, решение перейти в бобслей все же было вызвано тем, что вас отцепили от состава саночников на Игры в Сочи?
- Нет! Я в любом случае думала, что закончу с санным спортом. И у меня всегда была мечта попробовать себя в бобслее - даже не с расчетом на то, чтобы тренироваться дальше. Я себе говорила – в любом случае я просто попробую. А тут так сложились обстоятельства, что я попробовала и задержалась. Реально так и было. И Ваня мой знает, сколько раз я ему говорила, что попробую прокатиться в бобслее, потому что мне было это интересно, я за бобслеем наблюдала и следила. И, видимо, не зря. Что-то меня тянуло в этот вид спорта.
- Возвращаясь назад, как проходил процесс перехода в бобслей? Вы получили предложение от тренеров или сами попросились?
- Если раньше саночникам можно было без проблем попасть в сборную по бобслею, то сейчас намного все сложнее. Я посоветовалась с Сашей Зубковым, он мне сказал – нужно пройти отборы. Первые отборы по спринту проходили в мае в Орле. За месяц до них я начала целенаправленно готовиться. Уехала в Орел, сняла квартиру, жила там и тренировалась с Люсей Удобкиной, которая там же живет. Она посодействовала, чтобы я готовилась с тренерами. Прошла тесты, и главный тренер сборной Пьер Людерс пригласил меня на сбор команды, чтобы еще раз посмотреть на меня. В Сочи я прошла еще одно тестирование, после чего он мне сказал, что пока все хорошо, и я могу готовиться со сборной.
"Бобслей – это моя стихия"
- Конечно, я боялась! В 30 лет начинать все заново в другом виде спорта… Но физически я чувствовала, что могу добиваться результата. Я знаю свои возможности, знаю, могу ли сделать шаг вперед. Наверное, если бы я была совсем слабая и никакая, не было бы и смысла куда-то идти и стучаться, чтобы меня взяли. Мне в таком возрасте тоже хочется результата, а не просто еще четыре года балластом откатать, номер отбывать. Конечно, хочется заслужить свое место в команде и результат показывать. Свой номер я уже в санях поотбывала.
- А вы так негативно оцениваете свою карьеру в санном спорте?
- Конечно, нет. Но понятно, что когда твоя работа не приносит плодов, и ты сидишь на одном уровне, это выматывает психологически. Возможно, где-то мне не фартило, а где-то я сама что-то не так делала.
- В мировом бобслее очень много бывших саночников. Наверное, встретили немало знакомых?
- Я вообще всех очень давно знаю в бобслее. И многие тренеры, механики в свое время ушли из саней в бобслей. Тем более, эти два вида постоянно пересекаются. Я себя чувствую здесь комфортно, как дома, потому что реально всех знаю по прошлым годам. В санях, наоборот, сейчас более молодая команда, а в бобслее как раз ребята из того поколения, с кем я начинала тренироваться, была вместе в сборной. С тем же Сашей Касьяновым мы вместе начинали в команде по санному спорту, но он в итоге ушел в бобслей.
Я сейчас наконец-то пребываю в состоянии покоя. Мне просто хорошо от того, что я делаю, чем занимаюсь. Давно такого не было, если честно. Как будто я на своем месте. Тем более, я люблю работать, бегать, с весами работать. Могу делать все, что угодно. Это моя стихия.