Уходящий год стал знаковым для российского автоспорта. После него можно смело говорить, что Россия стала полноправным игроком этого относительно дорогого спорта. Прописаться в элите "Королевских гонок" помогло проведение первого домашнего Гран-при, российские гонщики и целая команда.
Уже перед началом гоночного сезона было понятно, что 2014-й год будет "самым российским" за всю историю "Формулы-1". Тут вам и первый Гран-при России, второй российский гонщик Даниил Квят в "Торо Россо", тест-пилот "Заубера" Сергей Сироткин и команда "Маруся", выступающая под российским флагом. Сейчас понятно, что в 2015-м не будет "Маруси", Сироткин не станет боевым пилотом в "Заубере", Квят окажется за рулем "Ред Булл", а этап Гран-при снова пройдет в Сочи.
По "Марусе" мало кто будет скучать не только в России, но и во всем остальном мире. За все годы выступлений команда так и не привлекла к себе внимание в нашей стране. Хоть и выступала под флагом России, но базировалась в Великобритании, да и весь персонал команды состоял сплошь из иностранцев. Конечно, деньги давал российский бизнесмен Андрей Чеглаков, но тут, как в истории с футбольным "Челси", деньги наши, а команда - нет.
Уход "Маруси" получился трагичным. Последним Гран-при для команды стал первый российский этап, за неделю до которого в серьезную аварию угодил их пилот Жюль Бьянки. Уроженец Ниццы в свою очередь в 2014-м году добыл команде первые и последние очки в истории на практически домашнем Гран-при Монако.
Судьба Сергея Сироткина вплотную зависела от наличия за его спиной серьезных спонсоров, готовых оплатить его участие в следующем сезоне. С кем быстрее "Заубер" договорился с тем и заключил контракт, а Сергей продолжит учиться мастерству в низших, но не менее престижных для его лет сериях. При этом Сироткин вписал свое имя в историю, став третьим российским пилотом, участвовавшим в Гран-при. Его дебют состоялся в Сочи в первой практике.
Даниил Квят - нетипичный русский, по сравнению с тем же Сироткиным или первым российским гонщиком "Ф-1" Виталием Петровым. Порой у отечественных журналистов при общении с ним на русском языке возникают "трудности перевода". Причиной может служить то, что Даниил с детских лет живет за границей, где и проходило его становление как гонщика. О том, на каком языке работает операционная система его мозга, может знать, пожалуй, только он сам.
Все отмечают, что главной чертой Квята является скорость, он просто быстр. Поэтому он смог уже в дебютном сезоне показать лучший результат среди россиян в квалификации – пятое место на Гран-при России. Поэтому на него обратило внимание руководство "Ред Булл" после того, как главный творец их побед Себастьян Феттель решил сменить обстановку. Важным вопросом для Квята станет эффективность в гонках. И в "Ред Булл" этот показатель будет куда важнее.
Повысить свою эффективность постарается и "Сочи Автодром", который примет второй Гран-при России. Первый оправдал свои ожидания и получил огромное количество лестных отзывов, а под конец года и приз "лучшему Гран-при" по версии Международной автомобильной федерации (FIA). Проблем с посещаемостью и интересом среди болельщиков не было, а в 2015 году организаторы будут увеличивать количество посадочных мест.
Первый российский Гран-при показал, почему "Формулу-1" также называют "Большим цирком". Все просто: на шесть-семь дней в одной из стран разбивается огромный шатер, который наверняка только что приехал с места прошлого представления. Всё оборудование и болиды летят на нескольких специальных грузовых самолетах, механики и персонал все это бережно распаковывают и подготавливают к четвергу, к прилету самых важных людей.
Ближайший сезон для российского автоспорта будет куда интереснее предыдущего и это во многом благодаря Квяту и его шансу регулярно бороться за поул-позишн, подиум и даже победы. Не стоит удивляться, если совсем скоро он побьет рекорд Петрова (третье место) по лучшему финишу среди россиян, а затем одержит первую победу и "пропишет" Россию в этом цирке.