Во вторник свое 75-летие отмечает советский и российский тренер по фигурному катанию Елена Чайковская. Один из учеников Чайковской, с кем она стала знаменитой – Александр Горшков, олимпийский чемпион 1976 года в танцах на льду в паре с Людмилой Пахомовой. Корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко поговорил с нынешним президентом Федерации фигурного катания на коньках России о его учителе в этом виде спорта.
- Александр Георгиевич, как состоялось ваше знакомство с Еленой Анатольевной?
- Как известно, в танцах на льду мы в 60-х годах особенно сильны не были. У нас было две ведущие пары – Людмила Пахомова/Виктор Рыжкин и Ирина Гришкова/Александр Трещев. А после того, как в 1966 году пара Пахомова/Рыжкин распалась, наши позиции на международной арене стали еще более скромными. Бал же, как известно, правили англичане, родоначальники танцев на льду. Когда мы с Милой Пахомовой встали в пару, то некоторое время были без тренера - с 9 утра и до 6 вечера на катке "Кристалл" мы просились покататься к кому только можно. Когда же все-таки встал вопрос о том, чтобы мы у кого-то постоянно тренировались, Мила сказала мне: "Есть такая Лена Чайковская, которая закончила ГИТИС, она очень энергичная и творческая личность, я с ней попробую поговорить". Переговоры, как сейчас помню, прошли очень быстро.
- И с каких позиций вы начали работать с Чайковской?
- Но отставание от лидеров все равно ведь было слишком серьезным…
- Взрыв что надо получился.
- Конечно. Лена была очень энергичным человеком, плюс знания, полученные в ГИТИСе, дали и ей, и нам большое преимущество перед остальными. Именно поэтому мы имели возможность реализовать ее тактику, создавать новые интересные программы. Ну и Мила к тому времени уже в ГИТИСе училась. Вот в такой мощной творческой команде я работал (смеется).
- По театрам они вас много водили, наверное…
- Да не то слово (смеется). На самом деле, Мила и известная вам Татьяна Анатольевна Тарасова, они были подругами, обе были безумно влюблены в балет. Мила, правда, поступила в ГИТИС, а Татьяна не стала, но обе были завсегдатаями Большого театра, театра Станиславского. Ну а мне куда деваться было – с ними идти, конечно. Хотя по театрам, конечно, они начали ходить задолго до меня, но, тем не менее. И, сказать честно, количество просмотренных мною "Жизелей", "Лебединых озер" и "Щелкунчиков" просто зашкаливает (смеется).
- Знаю из разговоров с молодыми фигуристами, которые тренировались под руководством Чайковской, что она – тренер строгий.
- Сейчас Елена Анатольевна находится в круизе, и тот вопрос, который я хотел задать ей, задам вам: не рано она отошла от фигурного катания?
- Насчет круиза да, я еще месяца полтора ее спросил: "Лена, как тебя поздравлять в этом году?" Она ответила: "Никак не надо. Я с трудом пережила свой предыдущий юбилей и поняла, что следующий не переживу, если не уеду" (смеется). А от фигурного катания она не отошла. Она отошла от каждодневной тренерской деятельности. Но она это заслужила. Елена Анатольевна Чайковская - наше достояние. А ее опыт, знания – они неоценимы. И не использовать их было бы крайне недальновидно.