Для подавляющей части болельщиков петербургского "Зенита" переезд Халка в Россию стал событием знаменательным и радостным. Можно даже сказать, трансфер "вселенского масштаба". В пользу чемпионата России осенью 2012 года сделал выбор нападающий, известный всему футбольному миру, выигрывавший различные клубные титулы и зарекомендовавший себя как напористый, техничный голеадор. "И в "Зените", и в России я тоже хочу быть счастлив. Я хочу двигаться в том же направлении: одерживать победы и завоевывать многие титулы, как это происходило и в Порту", - сказал Халк сразу после того, как поставил подпись под контрактом.
Его широкие плечи, сверкающие серьги, густая темная шевелюра, небрежная щетина, мощные выстрелы по воротам со средней и дальней дистанции, властно вытянутая вперед рука перед исполнением "стандартов", комично незабитые пенальти, неоправданные эффектные, но не всегда эффективные, финты, красивые голы, и бесконечные апелляции к арбитрам останутся в памяти болельщиков "Зенита" надолго. Никогда прежде в клубе с берегов Невы не выступали бразильцы, а потому на мощные плечи Халка была возложена огромная ответственность, когда боссы "Зенита" приняли решение о приобретении футболиста за космические для российского клуба деньги. Скорее всего, покупка Халка стала ошибкой, поскольку до сих пор звездный бразилец так и не сумел добыть для "Зенита" ни одного стоящего титула. Но точный ответ на вопрос, нужен ли был "сине-бело-голубым" Халк, даст лишь время. Его прямолинейность на поле вкупе с неуклюжими попытками организовывать слаломные проходы по бровке, честно говоря, надоели многим.
"Почему Халк не забил в третий раз пенальти? Я не Кассандра, которая сможет точно ответить на это вопрос. Но я предварительно внес бы коррективы: отдохни от пенальти, тренируйся пробивать их в Бразилии. А здесь тренироваться не надо, надо тут забивать", - в сердцах сказал тогда самый узнаваемый болельщик "Зенита" Михаил Боярский в интервью "Р-Спорт".
Халка не спутаешь ни с кем. Это один из тех футболистов, которого легко узнать даже в том случае, если он будет выступать в закрытом шлеме. И дело не только в рельефной мускулатуре, могучем телосложении бразильца, напоминающего скорее перекаченного гимнаста или толкателя ядра, спасателя с пляжей Копакабаны или Ипанемы, нежели футболиста. Пожалуй, во всем чемпионате России нет другого такого игрока, который не боится идти в обводку сразу на нескольких соперников, даже если ситуация на поле этого не требует. Мало кто может так мастерски приложиться по мячу издали, едва ли кто-то будет из раза в раз старательно доказывать свою правоту лайнсмену с детским изумлением в глазах, в открытую обвинять в расизме главного судью.
"Судья говорил мне, что ему не по душе темнокожие игроки. Он говорил на английском языке. Вы думаете, что он не говорит по-английски? Но он говорил на английском языке. Судья назвал меня темнокожим, он сказал, что ему такие люди не нравятся. Я говорю правду. Судья сказал: "I no like you, I no like black". Вот что я от него слышал", - заявил Халк журналистам. Правда ли это или наговор, мы, возможно, никогда не узнаем. Высказавшись подобным образом, Халк едва ли нашел в рядах россиян союзников и сочувствующих, зато наверняка нажил новых врагов.
Переодев Халка в красно-белые или красно-синие цвета, мы увидим точного того же футболиста-индивидуалиста, который предпочитает тянуть одеяло на себя, но и умеет отдать блестящий голевой пас, как это случилось в матче Лиги чемпионов с "Бенфикой".
Бразилец переходил в тщательно отлаженный Лучано Спаллетти "Зенит", команду, которая за несколько дней до приезда Халка громила московский "Спартак" на бурлящем, словно котел с кипящим маслом, переполненном "Петровском" со счетом 5:0. Тогда болельщики "Зенита" были уверены, что с форвардом сборной Бразилии клуб станет еще сильнее, добьется успеха и в Лиге чемпионов, а в России и вовсе не встретит сопротивления. Сам же Халк вряд ли предполагал, каков истинный уровень футбола в России. Но с его приходом был нарушен некий незримый баланс, который позволял "Зениту" долгое время оставаться вне конкуренции на внутренней арене. Червь сомнения начал грызть тех, кто посчитал такую покупку неприемлемой, общение мнение недоумевавших агентству "Р-Спорт" тогда выразил член Международного олимпийского комитета, давний болельщик и ценитель футбола Шамиль Тарпищев: "Федерации тенниса России этих денег (затраченных на покупку Халка) хватило бы на десять лет. Для того чтобы своими игроками добиться тех выдающихся побед, которые были достигнуты в прошлом десятилетии". Конечно, Халка в последнюю очередь интересовало то, за какую сумму он перешел в "Зенит". Причины, побудившие бразильца сменить теплую Португалию и родной язык на холода и обледенелые поля, лежат на поверхности и понятны любому здравомыслящему человеку. Погоня за длинным рублем в случае с Халком есть не что иное, как желание обеспечить свою семью, несмотря на наличие возможностей показать и проявить себя в ведущих чемпионатах Европы. Пожалуй, это очень яркая характеристика Халка, как семьянина, любящего мужа и отца, который кует железо, пока горячо.
Здесь требуется отступление: Халк – человек горячий и очень ранимый, как и большинство бразильских звезд футбола. Мне довелось своими глазами наблюдать полуфинальный матч чемпионата мира в Бразилии, в котором кудесники мяча познали самое тяжелое поражение в истории, уступив немцам со счетом 1:7 в Белу-Оризонти. В глазах Халка после матча стояли слезы. Точно так же отреагировал на досадную неудачу Дмитрий Сычев на чемпионате мира 2002 года. Подобное проявление эмоций врезалось в память, а Сычев в итоге стал любимцем болельщиков. Халка на родине очень любят, на него стараются быть похожими дети, влюбленные в одноименного персонажа комиксов. Халк нашел в себе силы не плюнуть и пройти мимо, когда мне в далекой Бразилии пришла в голову мысль поинтересоваться его планами на будущее.
"У меня еще три года действует контракт. Я счастлив в "Зените". Присоединюсь к команде в конце месяца", - сказал тогда "Р-Спорт" Халк.
После товарищеского матча сборных Бразилии и России, который состоялся весной 2013 года на лондонском "Стэмфорд Бридж", мне посчастливилось встретить Халка в аэропорту "Хитроу". Задумчивый бразилец прошел, понурив голову, сквозь рестораны и паб, и отравился по направлению к "гейту" на Петербург. Халк предпочитает не общаться по-английски, хотя владеет им весьма сносно. Тогда, выслушав меня, он дал согласие на интервью в Петербурге. После этого Халк сделал несколько "селфи" с людьми, опознавшими в хмуром, закутанном в теплый шарф путешественнике звезду сборной Бразилии. Слово свое бразилец сдержал, что выдает в нем профессионала. Другое дело, что Халк косноязычен. Он уже давно научился говорить так, что интервью с ним зачастую превращаются в унылые и малопознавательные беседы о футболе. Следует признать, что вопреки расхожему мнению о повышенной капризности, Халк старается не жаловаться на свою жизнь в дождливом Петербурге. "Конечно, самым сложным был язык. Здесь очень холодно, я до сих пор не привык к этому климату. Но вообще все хорошо, меня это не сильно беспокоит", - сказал Халк в интервью "Р-Спорт". Но устраивает ли болельщиков игра Халка?
28-летний Живанилду Виейра де Соуза, несомненно, является визитной карточкой чемпионата России по футболу. Его можно не любить, но нельзя отрицать того, что благодаря Халку российский клубный футбол стал более известен в Европе. Бразильский форвард сделал выбор в пользу щедрой кормушки в лице ФК "Зенит" и, похоже, в итоге вынужден будет распрощаться с мечтой о выступлении в составе сборной на чемпионате мира в России в 2018 году. Но в общении Халк производит впечатление человека, который во главу угла ставит благополучие семьи, иначе играл бы он в Испании или Англии, а не во второсортных (в футбольном плане) Японии и России. Весной Халку представится возможность привести "Зенит" к победам в чемпионате России и Лиге Европы. Возможно это хоть как-то сможет оправдать те немыслимые затраты, благодаря которым теперь о Петербурге в Бразилии знает практически каждый.