Рейтинг@Mail.ru
Руководитель сервиса сборной РФ: биатлонисту на сезон нужно не менее 40 пар лыж - РИА Новости Спорт, 29.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Биатлон/Мишени
Биатлон

Руководитель сервиса сборной РФ: биатлонисту на сезон нужно не менее 40 пар лыж

Читать в
Дзен

Руководитель сервис-бригады сборной России по биатлону Александр Воронин во время новогодних каникул дал несколько советов любителям о том, как правильно подготовить лыжи к прогулкам. Также в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Ивану Тугарину специалист рассказал о том, сколько пар биатлонисты используют за сезон, почему спортсмены зачастую бегут на одних лыжах, а на подиум поднимаются с другими, и насколько справедливо будет сравнить подготовку лыж для биатлониста и подготовку болида "Формулы 1".

 

- Александр Иванович, не секрет, что подготовка лыж для спортсменов – момент важный, сложный, процесс этот – кропотливый. Насколько, условно говоря, можно сравнить это с подготовкой гоночного болида для автогонщика?

- Конечно, направления абсолютно разные (улыбается). Хотя и лыжи для биатлониста, и болид для пилота – средство передвижения. И там, и там – это рабочий инструмент. Как болид "Формулы 1", так и лыжи готовит целая группа людей, пусть в автогонках она и гораздо больше. Но и у нас задача сложная. Подбор и обработка самих лыж, подбор парафинов и порошков, выбор шлифтов, выбор ручных структур. Но главное это подготовка гоночной пары к старту. Подобрать смазку это не значит, что лыжи обязательно хорошо поедут. Главное - правильно положить и грамотно снять и довести лыжи "до ума". Это очень тонкий процесс.

- Подготовка одной пары для профессионала – дороге удовольствие?

- Недешевое точно. Но дороже всего руки, которые это делают. Классный сервисмен не один год должен проработать с лыжами, чтобы стать квалифицированным мастером. Как правило, это бывшие спортсмены, которые хорошо чувствуют и знают лыжи. Два разных сервисмена, работая с одинаковыми материалами, могут сделать так, что лыжи абсолютно по-разному будут ехать. Чуть передавил, пережал, где-то не так зашлифовал, и все.

- Сколько лыж нужно биатлонисту на каждый этап?

- У каждого спортсмена порядка сорока пар гоночных лыж на разные погодные условия: температура воздуха, температура снега, структура снега, влажность снега и воздуха. Плюс несколько тренировочных пар. Все это находится в специальной сервисной машине, которая оборудована всем необходимым для обработки и подготовки лыж к соревнованиям и тренировкам, у каждого свой рабочий стол с индивидуальным освещением и вентиляцией, с большим количеством инструментов, щеток и другого рабочего материала. Сразу после окончания очередного этапа, сервисная машина переезжает к новому месту проведения соревнований с лыжами и всем оборудованием.

- А сколько именно "боевых" пар из этих 40, которые спортсмены возят с собой в течение сезона?

- В принципе, они все "боевые". Опять же их использование зависит от погодных условий. Некоторые пары при определенной погоде мы даже не достаем, они лежат законсервированными и ждут своей погоды.

- Насколько зависит специфика подготовки лыж от их производителя? Условно говоря, какую пару легче подготовить – австрийскую или французскую?

- У нас очень тесный контакт с представителями всех производителей. Большинство наших биатлонистов бегают на австрийских лыжах. Не то чтобы они по определению лучше, но у них больший процент "попадания" в хорошие. Например, по результатам тестов из ста пар, у норвежцев можно выбрать 17 или 20, а у австрийцев эта цифра может доходить до 70. Так что, возвращаясь к теме того, сколько пар нужно на сезон, то могу сказать, что цифра 40 – довольно условная. Этот парк постоянно обновляется. Постоянно идет работа. Меняют же не только дизайн, но и конструкцию лыжи, а так же скользящие свойства пластика. На фабриках очень много засекреченных технологий, постоянно придумывается что-то новое.

- И все-таки разница в подготовке пар от разных производителей есть?

- По большому счету, именно в подготовке – нет. Но очень многое в конечном результате, повторю, зависит от самих лыж. Они разные.

- Как происходит процесс выбора пары?

- У нас одна монолитная команда. Семь человек. За каждым закреплен 1-2 спортсмена. Есть очень тесный контакт между сервисменом и спортсменом. Перед самой гонкой берется 10-12 пар и за полтора часа до ее начала происходит откатка лыж. Спортсмен приезжает позже, где-то за час вместе с сервисменом откатывают 3-4 лучших пары. Здесь уже в процесс выбора включается сам спортсмен. Иногда есть пара, которая явно лучше, а бывает, что две или три – примерно одинаковые. В результате отбирается лучшая пара, она готовится уже непосредственно к гонке. В это же время тестируется порошки, парафины, структуры на специальных тестовых лыжах.

- Бывает ли такое, что биатлонист принимает решение поменять пару в самый последний момент, едва ли уже не в стартовом городке?

- В лыжных гонках – да. В биатлоне такая ситуация практически невозможна. Лыжникам вообще готовится две-три пары конкретно к гонке. В биатлоне предстартовое время очень насыщенно. Ведь есть еще пристрелка. На нее спортсмен идет на любых тренировочных лыжах, а сервисмен, который курирует спортсмена, бежит в вакс-кабину готовить выбранную пару. В биатлоне именно такая система.

- Был ли за последние несколько лет ощутимый качественный скачок в производстве лыж или материалов для их подготовки?

- В принципе ничего такого глобального не происходило. Доработка технологий идет постоянно. Вот когда с дерева на пластик перешли – да. Был скачок (улыбается). Появился коньковый ход. Увеличилась скорость, коньковые лыжи стали короче классических. Тоже ощутимый скачок.

- Австрийский производитель, например, придумал технологию "воздушного канала", когда носки лыж делаются не целиковыми, а с отверстием…

- По-моему прибавки скорости это не дает (улыбается). Больше это все для рекламы. Ну, запатентовали они эту технологию, но чего-то существенного она не добавила. Поймите, реклама играет огромную роль. Некоторые спортсмены до сих пор бегают на моделях пятилетней давности, поскольку эти лыжи при откатке перед гонкой оказываются лучше. А как только спортсмен финиширует, к нему подбегает представитель компании и дает ему пару из новой коллекции (улыбается). На подиуме он должен стоять только с последней моделью. Прогресс есть, но если старые лыжи едут лучше новых, то спортсмен, конечно, выберет их. Таких примеров много как в биатлоне, так и в лыжных гонках.

- Президенты футбольных клубов любят оценивать составляющую успеха команды в процентах. Кто-то, например, главному тренеру отводит 10%. Какова составляющая сервиса в успехе биатлониста?

- Это очень сложно оценить в процентах. Скажем так, если спортсмен, во время гонки на кого-то накатывается или уезжает от кого-то на спуске - у него создается дополнительная мотивация. Он будет стараться добавлять и добавлять, не смотря на то, что и так работает на пределе. Поэтому хорошая работа лыж у биатлониста очень важна – так же как функциональное состояние и стрельба. Но если во время гонки у спортсмена нет хорошего рабочего тонуса, максимальной работоспособности, то никакие супер лыжи не "спасут". Поэтому составляющая сервиса в результате для биатлониста - минимум 30%.

- Вы говорили, что спортсмен также принимает непосредственное участие в выборе лыж. Но при этом бывает, что после гонки звучат жалобы на сервис. Не обидно?

- Такое бывает крайне редко, но все-таки случается. Это, как правило, эмоции. Каждый сервисмен работает с полной отдачей, полностью понимая важность и ответственность своей работы. Бывает, что спортсмен уходит со старта полностью довольный выбранной парой и качеством смазки, но к финишу лыжи работают значительно хуже. Во время гонки может пойти снег или на каком-то участке снег становится значительно влажнее, из-за резко появившегося солнца. Тот вариант смазки, который очень здорово работал на старте, в этих условия работает хуже. Здесь уже ничего не исправишь. Остается надеяться на характер спортсмена. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Бывает, не обоснованно валят на лыжи в основном "наблюдатели". Конечно, это неприятно. Надо побыть в шкуре сервисмена хотя бы один полный день. С раннего утра подготовка лыж - откатка, снова подготовка лыж, снова откатка и так весь день. Все расписано по минутам. Поймите, само состояние спортсмена тоже крайне важно. Если биатлонист в идеальной форме, а лыжи чуть похуже работают, то это может и не сказаться на гонке. По большому счету результат биатлониста складывается из трех компонентов: готовности спортсмена, работы лыж и, конечно, стрельбы. То же процентное соотношение может немного меняться.

- Можно ли сказать, что как только начинается гонка, вся сервис-бригада мыслями тоже на трассе вместе со спортсменами?

- За гонкой следим, конечно. Переживаем ли? Естественно. Сравниваем, как работают лыжи у наших и других спортсменов. Лыжи сделаны, спортсмен бежит, изменить уже ничего нельзя. После финиша в кабине, анализируем саму гонку и качество смазки.

- Насколько велико было давление на сервис во время Олимпиады в Сочи?

- Знаете, когда большие соревнования, то и ответственность всегда соответствующая. Я был на многих Олимпиадах…

- Но здесь была домашняя…

- Все равно, ответственность есть везде. На всех Олимпийских играх ты представляешь свою страну. Сочи… Конечно, значение этих игр сложно переоценить, но на всех стартах мы работаем с полной самоотдачей. С давлением, хотя, пожалуй, соглашусь.

- Прошел почти год со времени Игр в Сочи. Как сейчас оцениваете свою работу на играх? Сработали идеально или могли лучше?

- Не хочу нас расхваливать, но точно сработали не хуже остальных сервис-бригад из других стран. Например, помните индивидуальную гонку (Евгения) Гараничева, где он взял бронзу? Он бежал при мокром падающем снеге, под первым стартовым номером, а лыжи у него работали практически идеально. Была ли эта гонка самой сложной для нас? Я бы так не стал говорить. Там все гонки были непростые. Дожди, туманы…

- Насколько непросто выдерживать конкуренцию среди сервис-бригад? И вообще, есть ли страна, которая выделяется в этом плане? Скажем, норвежцы?

- Конечно, непросто. Вот те же норвежцы. У них есть преимущество, поскольку они еще и являются производителями хороших лыж и смазок, австрийцы– лидеры в производстве самих лыж. Некоторые смазки доходят до нас чуть позже. Вот, получилось у них что-то хорошее, они год-два могут это использовать только для себя, пока не придумают что-то новое. Так же и лучшие лыжи, конечно, оставят своим. А в остальном сложно кого-то выделить.

- Не обидно, что мы ничего не производим?

- Если вы про материалы, то производим. Но качество оставляет желать лучшего. Лыжи… Мы отстаем в этом плане катастрофически. Даже на детских соревнованиях все бегут на лыжах иностранных производителей.

 

Несколько советов любителям лыж от Александра Воронина.

 

Если нет возможности подготовить лыжи дома или вы не уверены, что сможете справиться, то отдайте лыжи в сервис. Сервисных центров при местах катания сейчас достаточно. На хорошо подготовленных лыжах вы получите намного больше удовольствия и пользы от лыжных прогулок.

Если решились подготовить лыжи сами, то сейчас есть много доступной литературы. Не ленитесь изучать. Не стоит покупать очень дорогие материалы. Оставьте это профессионалам. Сейчас в магазинах достаточно универсальных мазей и парафинов, у которых широкий температурный диапазон. Любителям нет смысла использовать безумно дорогие парафины.

Сразу после катания необходимо очистить лыжи от снега. Да, сейчас все производители даже в туристических лыжах используют пластик, который менее капризен, но делать это все равно нужно.

В целом, многое зависит от физической готовности человека. Можно идеально подготовить лыжи, но бежать будет все равно тяжело. Это все достигается с практикой. Не старайтесь с первой же прогулки ставить рекорды. Катайтесь как можно чаще и получайте от этого удовольствие! И не забывайте одеваться по погоде!

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Хоккей
    Завершен
    Адмирал
    Амур
    5
    3
  • Футбол
    24.11 14:00
    Крылья Советов
    Ахмат
  • Хоккей
    24.11 14:30
    Металлург Мг
    Сибирь
  • Хоккей
    24.11 14:30
    Барыс
    Авангард
  • Футбол
    24.11 16:30
    Факел
    Динамо Москва
  • Футбол
    24.11 17:00
    Саутгемптон
    Ливерпуль
  • Футбол
    24.11 19:00
    Нижний Новгород
    Динамо Махачкала
  • Футбол
    24.11 19:30
    Ипсвич Таун
    Манчестер Юнайтед
  • Футбол
    24.11 20:00
    Наполи
    Рома
  • Футбол
    24.11 20:30
    Леганес
    Реал Мадрид
  • Футбол
    24.11 22:45
    Лацио
    Болонья
  • Футбол
    24.11 23:00
    Атлетик Бильбао
    Реал Сосьедад
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала