Российский боксер Миша Алоян вновь штурмует олимпийскую высоту - и теперь до завоевания путевки на Игры-2016 в Рио-де-Жанейро ему остается выиграть только один бой. Главный поединок отборочного цикла спортсмену предстоит провести в конце января в Новосибирске - городе, во многом сыгравшем переломную роль в его судьбе.
Город перемен
Удивительно, но бои квалификационного турнира к Олимпиаде-2016, стартовавшего в конце октября 2014 года, стали для новосибирца редкой возможностью выйти на домашний ринг перед своими болельщиками. "В меру своей хорошей узнаваемости, можно сказать, сейчас я первый раз боксировал в Новосибирске. Я выступал здесь в 2005 году и выиграл Кубок России, а потом в 2008 году победил на чемпионате Сибири, - с улыбкой вспоминает Миша. - Но тогда это был просто Миша Алоян, мало кому известный боксер, а сейчас, представляя Новосибирск, здесь я выступаю как Миша Алоян, который выиграл уже немало регалий".
В те годы (как и сейчас, в параллельном зачете - и Миша это постоянно подчеркивает) спортсмен представлял Новокузнецк, в который переехал с родителями из Армении. Неизвестно, как могла сложиться его судьба дальше, не разгляди в Новосибирске перспективного юниора.
"Президент областной федерации бокса Иван Леонидович Гордеев тогда сказал мне - есть хороший парень, Миша Алоян, как ты смотришь на то, чтобы предложить ему перебраться к нам? И мы решили это сделать", - рассказывает Алексей Бойко, президент спортивного клуба "Сузунец", за который уже не первый год выступает боксер.
И спустя шесть лет уже двукратный чемпион мира и бронзовый призер Олимпиады в Лондоне Алоян, выступающий в весовой категории до 52 килограммов, является одной из главных российских надежд на Играх-2016.
Бронзовая горечь Лондона
... За полчаса до церемонии награждения, когда мы с личным тренером спортсмена Эдуардом Кравцовым и Алояном разговаривали в смешанной зоне, Миша практически не смотрел на монитор, где шла трансляция финала. Лишь изредка бросал печальные взгляды на бой, в котором должен был боксировать он. И запальчиво, темпераментно, порой, не сдерживаясь в выражениях, высказывал причины того, почему он находится не на ринге.
В чем-то он был прав, в чем-то нет. На мой взгляд, главная причина происшедшего - обрыв незримой, возникшей на известных только двоим нюансах, взглядах и полутонах, нити, связующей Алояна и Кравцова. Ведь в силу обстоятельств тренер находился не привычно в углу ринга, а далеко на трибуне. И как не старался он, срывая голос, внести коррективы в ход поединка сквозь гул многотысячного зала, это было просто невозможно...
Знаковая встреча
Специалисты об Алояне впервые заговорили всерьез, пожалуй, в конце 2008 года, когда в финале Кубка мира в Москве он довольно неожиданно выиграл у кубинца Андри Лаффиты, серебряного призера Олимпиады-2008. Впрочем, и после этого триумфа его перспективы были довольно туманны - лидерство Георгия Балакшина, выигравшего в Пекине бронзу, не подвергалось сомнению. Но именно тогда и произошло событие, определившее спортивную судьбу спортсмена на многие годы. С Мишей начал работать Эдуард Кравцов, молодой и амбициозный тренер, ранее не достигавший серьезных успехов.
И в решающем бою итоговый перевес Алояна не вызывал сомнений (19:12). Как и победа, закрепившая лидерство в России и давшая путевку на чемпионат мира.
... Из Уфы мы с Кравцовым улетали одним рейсом. "Вот теперь наконец-то можно спокойно вздохнуть, - устало сказал специалист. - На несколько дней. А потом начнем готовиться к Баку. Там нам будет очень непросто".
Итальянский урок
"Миша, что случилось?", - спросил я у боксера на следующий день. - "Не могу объяснить, что произошло, - грустно ответил Алоян. - В третьем раунде словно затмение какое-то на меня нашло. Я забыл о советах тренеров, не слышал ни указаний, ни Николая Дмитриевича (главного тренера сборной Хромова, секунданта боя), ни Эдуарда Викторовича. Я видел себя уже в финале и думал только об одном - поскорее бы все закончилось".
К золоту - под охраной
... Миша выиграл один из самых сложных боев в карьере, хотя это стоило ему немалых усилий (14:12). Но покидать спорткомплекс ему вновь пришлось под усиленной охраной и дело едва не дошло до драки - несколько десятков агрессивных болельщиков, сгруппировавшихся у служебного выхода, рвались взять "реванш".
Ситуация повторилась и после нервного полуфинала, и после победного финала. Ох как не хотелось разъяренным болельщикам, чтобы на бакинском ринге победил спортсмен по фамилии Алоян. Трибуны бесновались, изрыгая оскорбления и проклятия, но Миша вновь выиграл. "Я старался отрешиться от всего и думать только о боксе, - говорил уже в спокойной обстановке спортсмен. - Был сосредоточен только на том, что на ринге есть двое - я и соперник, которого надо победить".
Кстати, и Айрапетяну в родном Баку досталось по полной программе. Но Давид сумел все выдержать, сдюжил, завоевав очень важную для себя и страны бронзовую медаль.
Тревожный звонок как предтеча успеха
К чемпионату мира-2013 в Алма-Ате именитый россиянин подходил в ранге заведомого фаворита. И вдруг - провал на Универсиаде в Казани, поражение в финале от очередного оппонента из Монголии - Эдерха Энхжаргала. Разочарованию спортсмена не было предела - сняв сразу после награждения награду, Алоян в общении с журналистами был краток: "Это не моя медаль".
Вот и после победы на чемпионате мира, когда речь зашла о поражении в Казани, специалист признался: "Это был определенный звонок - ведя в счете, Миша вдруг сорвался на сумбурные действия и в каких-то моментах дал судьям усомниться в своей победе". И добавил: "Я благодарен судьбе за это поражение, как бы это парадоксально не звучало. Если бы не было этой неудачи, возможно, и не было бы победы на чемпионате мира".
В решающем поединке Алоян тогда победил ирландца Эндрю Селби (13:12). И, что характерно, Кравцов провел определенные параллели с олимпийским полуфиналом: "Тогда у нас тоже не получился первый раунд боя с монголом. Надо было перестроить боксера и включить какие-то другие ресурсы спортсмена, чего сделано не было. В Алма-Ате это получилось, думаю, что здесь сыграл свою роль и Мишин опыт, и мое присутствие в углу ринга".
И в то же время специалист подчеркнул и весомую роль в победе главного тренера сборной России Александра Лебзяка: "Находясь вдвоем в углу ринга, в своих решениях мы были единодушны - разногласий не возникало". И отметил немаловажную деталь: "Александр Борисович позволил нам выстроить тренировочный процесс так, что мне была дана определенная свобода в принятии решений, которые я считаю нужными для индивидуальной работы".
Под блеском медных труб
"Тем более что есть высота в любительском боксе, которая им еще не взята - победа на Олимпийских играх. Да, в Лондоне Миша стал бронзовым призером, это, несомненно, большой успех, но запоминают ведь только чемпионов", - расставил акценты тренер.
Спортсмен и сам прекрасно понимает, что любой результат в Рио-де-Жанейро, кроме золота, будет неудачей. И тщательно готовится, зная, что не имеет права на ошибку. Ведь конкуренты изучили его манеру ведения бокса "от и до". И чтобы продолжать побеждать, надо развиваться, надо быть разносторонним и непредсказуемым для соперников. И Алоян меняется, о чем говорят и его бои в отборочном турнире AIBA Pro Boxing.
"Когда болельщики дома постоянно гонят меня в атаку, мне тяжело сдерживаться, учитывая мой взрывной характер, - отмечает спортсмен. - Но наставления тренера - и в раздевалке, и в углу, всегда были одинаковы - не срываться ни на провокации соперника, ни на крики зрителей, а проводить свою линию бокса. И у меня это в целом получается".
Квалификационный турнир в Новосибирске проходит в непривычном формате в шесть раундов. И бокс россиянина стал другим - более аккуратным и взвешенным, построенном на предельной концентрации и желании завершить акцентированным ударом каждые выпад или атаку. "Раньше я часто расплескивал энергию, нанося много ударов, - продолжил Алоян. - И зная мой характер, соперники старались вывести меня из равновесия и завязать обмен ударами. А сейчас бокс стал другим, и мне надо было под это подстраиваться".
Трудно сейчас загадывать, как выступит Алоян в Рио-де-Жанейро - в том, что он завоюет олимпийскую лицензию, сомневаться не приходится. Но многолетняя работа с Эдуардом Кравцовым обязательно должна привести к закономерному результату. Тем более что победитель Сиднея Александр Лебзяк хорошо знает, сколько подводных течений и рифов надо пройти на пути к олимпийскому золоту. И сможет вовремя подсказать, как поймать в паруса ветер удачи.