Подмосковный "Атлант" стал главным действующим игроком на рынке КХЛ в последние дни декабря, когда в лиге наступал запрет на все переходы хоккеистов между клубами. Увы, со знаком "минус": финансовые условия в Мытищах сложились такие, что в команде думали не об усилении перед плей-офф, а о том, как бы дожить до весны. Все эти дни генеральный менеджер "Атланта" Алексей Жамнов старался избегать журналистов и только после Нового года решился на откровенное интервью корреспонденту "Р-Спорт" Александру Рогулеву.
"Мы деньги не рисуем"
- Итак, дедлайн в КХЛ прошел. Декабрьская распродажа вам помогла, долгов перед хоккеистами до весны не будет?
- Да, перед игроками до Нового года по зарплате мы все долги закрыли. А благодаря всем этим трансферам перед дедлайном окончательно решили все вопросы до конца сезона: никаких долгов перед хоккеистами или тренерским штабом до лета не будет. В том числе если ребята будут играть в плей-офф.
- Тогда другой главный вопрос – что будет с "Атлантом" дальше?
- На этот вопрос ответа у меня сегодня нет, к сожалению. Сегодня есть команда, она борется за выход в Кубок Гагарина, хоккеисты получают зарплату. Будем идти шаг за шагом. Надеюсь, "Атлант" будет существовать, но в каком виде – не знаю, потому что деньги на хоккей даю не я.
- Существует среди некоторых болельщиков мнение, что всю эту распродажу допустили именно вы. Можете им объяснить?
- Я понимаю тех болельщиков, которые по-настоящему переживают. Но и они должны понять, что мы, весь штаб менеджеров клуба, оказались заложниками ситуации. К сожалению, никто из нас денег не рисует. Оправдываться не собираюсь: я делал на тот момент все, чтобы сохранить клуб и не дать ему закрыться по ходу сезона. И не только я, но и вся наша команда менеджеров. Если бы мы не совершили в декабре ряд сделок, то "Атланта" сегодня просто уже не было бы.
- Насколько знаю я, клуб в этом сезоне почти ничего не получил от номинального владельца – Антона Зингаревича. В других местах финансирование найти было нереально?
- Если кто-то считает, что мне можно было действовать по-другому – видимо, не понимает до конца всей ситуации. Весь сор из избы выносить, я считаю, было бы низко, поэтому могу ограничиться лишь тем, что сказал выше. Мы не решали вопрос о том, какой командой нам заканчивать сезон. Вопрос ставился так – закроемся мы посреди чемпионата или не закроемся. Было необходимо сделать то, что мы сделали.
- Почему все обмены проводили "на флажке", прямо перед 25 декабря?
- Мы еще в середине декабря не понимали, что будет происходить дальше, получим мы деньги или нет. Вот болельщики и журналисты говорят, мы молчим. Так мы сами все поняли более-менее ясно только перед дедлайном. Сначала речь шла о том, чтобы по максимуму урезать бюджет, сделать его оптимальным, чтобы команда спокойно доиграла сезон и существовала, а не закрылась в середине чемпионата. А дальше обстоятельства сложились так, что без ухода наших ведущих игроков просто нельзя было обойтись. Мы всегда ждем чего-то лучшего, какого-то чуда под Новый год, но на этот раз чуда не случилось.
- Перед сезоном вы мне говорили, что рассчитываете на бюджет примерно 900 миллионов рублей. Насколько меньше он получился?
- Цифры я называть не буду, это можно будет оценить, только когда закончится сезон. Вот ты говоришь – 900 миллионов. В этом и есть основная проблема, из-за которой у нас в КХЛ так много нестабильных клубов. Финансовые гарантии сегодня – это бумажка, не имеющая под собой ничего, кроме чьей-то подписи. Сегодня ты даешь интервью и с уверенностью заявляешь, что у нас такой-то бюджет, у нас есть гарантии спонсора. А завтра получается совсем иное, и бюджет остается на этой бумажке. Все понимают - кризис, мир сейчас лихорадит. Только кого-то больше, а кого-то меньше. Мы оказались одним из тех клубов, которых кризис задел больше других.
"Общий бюджет" клубов КХЛ - это реально
- Учитывая летние сделки по Галимову и Кадейкину, вы еще перед началом сезона знали, что будут проблемы?
- Нет, тут дело в том, что нам надо было рассчитаться еще по прошлогодним долгам, и нам нужны были определенные деньги, чтобы их закрыть. По Кадейкину, как я уже говорил, вопрос был не "уйдет или не уйдет", а "когда уйдет". Вообще если вернуться чуть-чуть назад и представить, что мы оставляем тех игроков, с которыми расстались, то вырисовывалась очень приличная команда. Именно поэтому каждый уход из "Атланта" я лично пропускал через себя. Честное слово, мы бы точно сейчас не за плей-офф боролись, а за хороший посев в кубковой восьмерке, будь тот состав в строю.
- Летом вместо ушедших вы взяли неплохих легионеров. Правда, теперь в команде остался только Энгрен.
- По большому счету на предсезонке мы неплохо усилились - и трех ребят из "Льва" получили, и Гилроя. Цена и качество этих игроков говорят сами за себя. Летом, когда мы встречались с владельцами, еще никто не подозревал, что может произойти что-то подобное. В октябре примерно начали вырисовываться первые проблемы. Я вчера с сыном гулял, он снежный ком лепил: катит его, а тот все больше и больше. Вот и у нас в какой-то момент "финансовый" ком стал таким большим, что он легко мог "Атлант" задавить.
- Кудашов на пресс-конференции после поражения от московского "Динамо" не выдержал и начал сетовать, что уже третью команду строит в Мытищах, и невозможно работать, когда уходит за сезон 11 человек.
- И я его понимаю. Ты же строишь какие-то сочетания, выстраиваешь звенья, игру в большинстве. А тут у тебя одного выдернули, второго… А когда у тренера есть состав на сезон, то он может уже летом продумать определенную систему на весь сезон. Для него это тоже определенное испытание. Кудашов, как и мы, попал в очень непростую ситуацию. В том году существовали задолженности, в этом вообще команда стояла на грани банкротства. Хотя скрывать не буду, становление Кудашова как тренера еще не завершилось. Он адаптируется к новой для себя профессии главного тренера. В дальнейшем для Алексея это станет неплохой школой работы в экстренной ситуации.
- Летом вы еще говорили, что мечтаете воплотить в жизнь трехлетнюю программу, которую реализовали ваши знакомые менеджеры в "Лос-Анджелесе" и "Чикаго". Вы в этой мечте разочаровались? Судя по истории с "Атлантом", такое в России невозможно.
- Почему? Можно, если это команда со стабильным, серьезным спонсором и хорошим бюджетом. В "Атланте", понятное дело, такое пока не получается. Пойми, тут не нужно чего-то заоблачного. Любому генеральному менеджеру очень важно понимать не столько сумму бюджета, сколько его стабильность. Если сказали: вот тебе три года, каждый сезон по 800 миллионов, работай. Мне больше ничего не нужно. А когда тебе называют одну цифру, а она, условно, в три раза меньше оказывается – что тут можно построить?
- В условиях кризиса снова начинают вспоминать принцип "все отобрать и поделить" – взять деньги у спонсоров и в равных долях распределить по клубам КХЛ. Как думаете, это реально в нынешних условиях лиги?
- Я думаю, это реально – почему бы и нет? Ну, это как минимум избавит лигу от бедных клубов. В мои времена, когда я играл в НХЛ, была очень похожая ситуация с "Оттавой". И лига спасла клуб, дала деньги. Это нормальные вещи. И если мы ориентируемся на НХЛ, то неплохо было бы взять лучшее. Это точно станет большим плюсом для развития КХЛ как сильной лиги.
Штаб сборной посетит игроков НХЛ в феврале
- Вы уже несколько месяцев возглавляете скаутскую службу национальной сборной. Чем конкретно занимаетесь?
- Наша задача – просматривать как можно больше кандидатов в сборную страны. В том числе из "молодежки". Найти тех, кто сможет себя проявить не только на уровне КХЛ, но и на международном. Кто бы что ни говорил, это совершенно разные вещи. Можно быть лучшим бомбардиром на одном уровне и ничего не показывать на другом. Когда ребята приезжают в сборную, видно, что они там не тянут – не успевают за быстрым хоккеем. Нам надо смотреть, чтобы такое случалось как можно реже. Вот после МЧМ будем внимательно следить за "молодежкой", смотреть, кого можно было бы использовать уже в национальной команде.
- И кого?
- Фамилии называть не буду, зачем парней дергать? Понятно, что сейчас в сборной дефицит тех же центральных нападающих, и к подрастающему поколению приковано пристальное внимание. Вообще по итогам чемпионата мира можно сказать, что у нас команда получилась ровная. Хочется, чтобы в сборной были лидеры, которые могут сами решить исход матча. Сказать так, что кто-то выделялся, не могу. С одной стороны, это даже хорошо, сборная стала единым кулаком и выглядела достойно. Но самородка мы пока не увидели – будем искать дальше.
- Говорили, что штаб сборной полетит в США разговаривать с игроками НХЛ после Нового года. Когда именно это произойдет?
- Летим во второй половине февраля, сразу после матчей с чехами в рамках Евротура. У нас большой график, много перелетов, за десять дней должны посмотреть шесть матчей. Пообщаться надо обязательно: повстречаться и поговорить, как у них все происходит. Я помню по "Чикаго": к финнам прилетал Яри Курри, общался, да и шведов постоянно кто-то из сборной смотрел - любому хоккеисту приятно, когда о нем помнят. Надо повстречаться с ребятами и понять, все ли у них хорошо, узнать какие планы. По себе знаю, что иногда обычное внимание может сыграть большую роль.
- А за юниорской сборной вы следите? Вот недавно датчанам два раза проиграли.
- Это те, которые заявили молодёжную сборную на турнир? В этом возрасте, с какой бы ты страной ни играл, один-два года – это большая разница. Поэтому и была такая разница, не обращайте внимания на то, что это была Дания. Румянцев готовит сборную. Не забывайте, что 1997 год – очень проблематичный. Ребята уезжают, им даже трансферной карты не надо для того, чтобы заиграть в юниорской лиге Канады. В какой они форме? Как они играют? Слишком много ребят сейчас уехало за океан.
- Другими словами, нас ожидают проблемы на молодежном чемпионате мира через пару лет?
- Я бы так не говорил. Проблемы есть, но их надо решать – время на это еще есть. Нельзя, чтобы у нас был такой "отплыв" игроков за океан. Думаю, что летом будут приниматься какие-то решения, которые будут нацелены на сохранение юниоров здесь. Хотя и у Румянцева есть хороший шанс выступить достойно на ближайшем юниорском чемпионате мира. Задач с тренеров и игроков никто не снимал.