Российский горнолыжник Александр Хорошилов нарушил беспросветную статистику своего вида спорта, о котором кратко и понятно после феерической Олимпиады в Сочи высказался министр спорта Виталий Мутко: "До финиша доехали, уже праздник". Хорошилов доехал до финиша на этапе Кубка мира в австрийском Шладминге и победил, а затем явился на родину перед скорой отправкой на чемпионат мира в США и рассказал корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о том, как пережил ряд поколений и как выжил в условиях, когда его хотели выгнать из сборной по возрасту.
Сборная СССР развалилась по глупости
- Президент ФГССР Леонид Мельников рассказывал, что ему рекомендовали вывести Хорошилова из обоймы, когда вам было 28 лет. Команду, дескать, надо было омолаживать.
- А что значит омолаживать состав? Я приношу очки Кубка мира, открываю еще одну квоту на Кубке мира. Пожалуйста, любой молодой спортсмен из России может приехать и стартовать. У нас появилась команда B, команда C… В 28 лет они не могли меня выгнать. Это же время, когда до Олимпиады оставался год. То есть три года они в меня вкладывали бюджетные деньги, а потом отправили бы восвояси? Это же глупо. Ведь альтернативы мне в виде сильного подготовленного спортсмена не было.
Историческая победа: горнолыжник Хорошилов - первый на этапе КМ в Австрии. Фото >>>
- С таким подходом в России не состоялся бы и Херманн Майер.
- С таким подходом закончилась легендарная команда (первого советского горнолыжника, победившего на этапе КМ Владимира) Макеева в 1980-х годах. Сегодня все вспоминают, что было тридцать три года назад. Ведь на этапах Кубка мира в Оре и Шладминге мы получили первые бронзу и золото спустя более чем тридцать три года. Последняя победа была за (Александром) Жировым, а первая, в 1978 года – за Макеевым. И как-то сам Макеев мне сказал: "А знаешь, почему мы закончили? Нам сказали: хватит занимать десятые места, освободите место молодым". Видите, с тех пор никого так и не появилось. Ни молодых, никаких.
Думаю, естественно, меня могли списать уже лет в 25-26, насмотревшись на (Марселя) Хиршера, (Хенрика) Кристофферсена, которые побеждали на Кубке мира в двадцать лет. Но во Франции и Швейцарии очень много примеров побед на этапах, принесенных тридцатилетними. Открыть победы на Кубке в тридцать – это далеко не только моя история. Сейчас наш вид спорта - весьма возрастной.
- Мельников рассказывал мне, чтобы довести человека до Кубка мира, нужно восемь лет работы над ним.
- Можно на самом деле и меньше, но попадаются такие спортсмены очень редко.
- Вам сколько понадобилось?
- Важно даже не сколько, а каким образом я добрался. У меня была очень интересная дорога, начавшаяся со скоростного спуска. Но даже вспоминать не хочу, в каком состоянии была команда раньше – сложном и непонятном, с каким финансированием. И какова ситуация сейчас.
- И как профиль выявили?
- Специалисты из федерации, которые занимаются этим вопросом.
- В золотом Шладминге-2015 конкуренция была максимальной. Здоровы были не только Хиршер, Феликс Нойротер и Фриц Допфер, а еще и итальянцы Стефано Гросс и Джулиано Раццолли. И вы – лучший именно в этой компании, а не в тумане, который был на одном недавнем этапе.
- Мне нравится такой подход (иронично говорит). По-моему, даже где-то написали: Хорошилов выиграл этап Кубка мира. А далее комментарий: а что, все остальные сошли с трассы? Вернее такое написали год назад, когда я занял двенадцатое, кажется, место. Место, смотревшееся неплохим. Кстати, было это тоже в Шладминге.
- В том-то и дело, что к такому мы не привыкли.
- За тридцать четыре почти года отношение к горным лыжам у нас… Словами и не описать. Если женские победы были, то мужская часть нашего вида спорта взгляд со стороны поменяла, породив скепсис. Никто и в мыслях не держал, что российский горнолыжник может победить, и при этом все сильнейшие не упали. А "старый, пора уходить" - это реальность, такое в действительности было, и читать это было обидно. Несмотря на это, я остался и добился прогресса. Неспешного, но верного.
Топ-6 на чемпионате мира
- Атмосфера неверия и пессимизма влияла на вас?
- Давила. Я по натуре застенчивый, и понимал, что сменил уже три поколения спортсменов. Нет, наверное, уже четыре. Я оставался, участвовал в соревнованиях, чувствовал, что двигаюсь, но со стороны меня упрекали, мало кто принимал мое движение за прогресс.
- Так это же был не анализ, а рассуждения от балды. Как они могли давить на профессионала?
- Эти люди рассуждали не от балды, но кто они конкретно, говорить я не буду.
- Персональную задачу на чемпионат мира перед собой ставите?
- Нужно быть в топ-6.
- Год назад на Олимпийских играх в Сочи вам не удалось добиться и близкого успеха. Неужели та ваша форма была намного хуже нынешней?
- Тогда мне не повезло в суперкомбинации. (Адам) Зампа, который занял пятое место, после слалома мне проиграл почти секунду. А это третье место. Но я упал. Но форма моя была, естественно, хуже, об этом говорят результаты.
- Была ли возможность подготовиться так хорошо к Олимпиаде, а не просто к Кубку миру-2014/15?
- Очень много возможностей было. Может быть, я себя слишком накрутил, забил себе голову и перегорел.
- Перегорел мыслью о главном старте четырехлетия?
- Да. После Игр я посмотрел на свои результаты в слаломе и понял, что они соответствуют моим ожиданиям в Кубке мира, но на Олимпиаде акцент был сделан на суперкомбинацию.
- И на чемпионате мира от суперкомбинации, которая уже переименована в более романтичную альпийскую комбинацию, вы освобождены.
- Верно, буду сосредоточен на слаломе, а также на командных соревнованиях. А Олимпиада… В слаломе у меня должна была быть медаль… Ну, не должна, а могла быть. Точно.
- Большая ли конкуренция в слаломе нынче?
- Полно конкурентоспособных ребят. И те, кто сейчас уже заезжает в топ-10, и те, кто стучится в дверь и завтра она перед ними откроется. (Линус) Штрассер из Германии, Даниэль Юле из Швейцарии, (Дэвид) Чодунски из США, (Себастьян-Фосс) Солебак из Норвегии. Этот вообще готовый парень. Если трасса ровная, он выжмет все и будет претендовать на тройку призеров. Я, кстати, как и любой скандинав, люблю склоны пожестче. Выходишь и показываешь всю свою агрессию.
- Хиршер, говорят, хорош именно в агрессии, причем тактически не особенно любит распределять свои заезды.
- Нет, он не просто мчится на максимуме, тактики в Хиршере уйма, он очень образованный и тем самым очень сильный спортсмен. Но я всегда помнил, что он живой человек, который тоже ошибается и проигрывает.