Волейболист казанского "Зенита" Теодор Салпаров в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Вадиму Кузнецову рассказал об эмоциях Алексея Спиридонова и песнях Филиппа Киркорова, вспомнил о золотом поколении болгарских футболистов, детстве в Республике Коми и анекдотах о габровцах.
- Это ваше второе интервью за неделю – первое сделал Алексей Спиридонов для клубного телевидения. Это получилось спонтанно?
- Спонтанно. Спирику пришло в голову сделать такое видео перед игрой в Германии. Получилось хорошо, позитивно. Такие видео придают положительных эмоций.
- До перехода в "Зенит" вы играли только против Спиридонова – и в сборной, и на клубном уровне. Какое мнение было о нем до личного знакомства?
- На площадке он очень эмоционален, но я отношусь к этому нормально, так как сам такой же эмоциональный. Я понимаю его, потому что эмоции помогают играть лучше. Когда грустный, стоишь и молчишь, то не получается. Он, наверное, знает, что для него лучше. Ему это нужно, и если это помогает команде, то не нужно отказываться. А как человек, он хороший парень. На него можно рассчитывать.
- Есть ли такие же игроки, как Алексей, в Болгарии, Франции или Турции, где вы выступали? Такие же эмоциональные, которые говорят в интервью о чем думают и не выбирают выражений.
- Есть, но их немного. Во Франции побольше, а в Болгарии… Из старого поколения могу вспомнить Пламена Константинова. А из молодых кого-то выделить не могу отдельно. Старое поколение очень эмоционально играло, но тогда были другие времена в болгарском волейболе. Сейчас клубный волейбол находится при смерти.
- Даже ЦСКА?
- Уже 3-4 года команда без спонсора. ЦСКА набирает средства за счет фанатов и играет практически за счет молодых волейболистов. Очень тяжелая финансовая ситуация.
- Алексей называл вас в интервью Филиппом, видимо, из-за певца Киркорова. Это ваше официальное прозвище в команде?
- Нет-нет, прозвища у меня нет. Спиридонов так пошутил. Мы вспоминаем про Киркорова иногда, когда общаемся, ну и получилось, что Алексей так меня назвал в интервью.
- Киркоров популярен в Болгарии сейчас?
- Его, конечно, знают, но популярным бы его не назвал. Он известен, но не так, как футболист Димитр Бербатов, к примеру. Молодое поколение, выросшее в середине 90-х, сейчас, наверное, и не скажут, кто такой Киркоров.
- Любимая песня Киркорова у вас есть?
- Нет. Я не фанат такой музыки.
Мечтаю выиграть Лигу чемпионов
- Следующий соперник "Зенита" в Лиге чемпионов итальянская "Пьяченца", где играет бывший динамовец Алексей Остапенко. Не перекинулись еще сообщениями по этому поводу?
- Пока нет, но у меня нет его итальянского номера. Мы в хороших отношениях. Виделись с ним в позапрошлом году, когда "Губерния" проводила в Болгарии товарищеские игры. Там мы и пересеклись. Он хороший парень, отличный волейболист. Не знаю, как у него пойдет этот сезон. Он хотел чему-то научиться в Италии, прибавить там, но финансовое состояние клуба не очень. Надеюсь, все будет хорошо.
- Когда вы согласились на контракт с "Зенитом", то знали, что, скорее всего, будете играть только в Лиге чемпионов или в лучшем случае 10-12 матчей. У вас было несколько игр в суперлиге в ноябре, но это все. Не скучно без постоянной игровой практики?
- Я уже опытный игрок и знал, на что иду. Переход "Зенит" - это мой шанс выиграть Лигу чемпионов. У меня есть серебро и бронза, а золота нет. А это моя мечта. В "Зените" у меня есть шанс ее осуществить. Это один из лучших клубов мира по организации, по составу, поэтому я согласился играть только в Лиге чемпионов. Думаю, что не ошибся. Честно сказать, сейчас не жалею об этом, хотя и играю в основном только в Лиге чемпионов. В "Зените" очень хороший коллектив. Тренер – это даже без комментариев. Я работал с Владимиром Алекно еще в "Динамо". Он один из лучших специалистов в мире, мне всегда нравилось с ним работать. И главное, повторюсь, это коллектив. Все ребята хорошие и как игроки, и как люди. Я не жалею, а даже счастлив, что подписал контракт.
- "Зенит" выиграл 21 матч подряд с учетом всех турниров…
- А, по-моему, уже 22.
- О, вы следите. Так вот, сейчас команда на ходу, а осенью, когда сломался Вильфредо Леон, взял паузу в карьере Мэтт Андерсон, травмы были у других ребят, у вас не возникали опасения, что сезон может получиться не таким успешным, как этого хотелось?
- Знаете, мне такой поворот событий пошел в плюс. Да, это было плохо для команды – травма Леона, ушел Мэтт. Кстати, было бы очень интересно посмотреть на них вместе, когда оба находятся в оптимальной форме. Жаль, что тогда не получилось, но у меня появился шанс сыграть в чемпионате России, что мне пошло на пользу. Хорошо, что смог помочь команде в тот момент.
- Помните, кому проиграл "Зенит" в последний раз?
- По-моему, это был матч с "Локомотивом" в Новосибирске. Мы проиграли тогда из-за приема. Все ребята, включая меня, ошибались на приеме. Если бы все было нормально в этом компоненте, то победили бы. Могла сказаться разница во времени, другой зал. Оправдания можно найти всегда, но в первую очередь это были наши ошибки на приеме.
- И следующий матч у "Зенита" как раз с "Локомотивом". Не вспоминаете о поражении перед этой игрой?
- Нет. Очень хорошо, что наш тренер сразу думает о следующем матче – проиграли мы или выиграли. Скажем, после победы над "Белогорьем" Алекно сказал нам, что мы молодцы, прервали длительную серию поражений в Белгороде, но это уже история, надо смотреть вперед. То же самое с поражениями. Не нужно о них помнить. Нужно сделать правильные выводы и готовиться к следующим играм. Это психология. Если будешь забивать голову, заморачиваться, это не идет на пользу.
- Вы будете смотреть игру "Зенит" - "Локомотив" как болельщик. Чего ждете от матча?
- Яркой и красивой игры. Новосибирск – одна из лучших команд Европы. Они захотят взять реванш за поражение в финале Кубка России. Игра будет интересной, но надеюсь, что "Зенит" проведет ее на своем уровне и добьется победы.
- Генеральный менеджер "Локомотива" Роман Станиславов в недавнем интервью сказал, что формат Лиги чемпионов нужно менять, так как сейчас в турнире слишком много проходных матчей и большая разница в классе между командами. Согласны с этим?
- С одной стороны, Роман Станиславов прав. Недавно было принято решение собрать восемь лучших команд в Мировой лиге и сделать две группы. И хотя для сборной Болгарии это решение не пошло на пользу, так как мы вылетели во второй дивизион, но все матчи были яркими, зрителям было интересно. С другой стороны – популяризация волейбола не будет на таком высоком уровне. Но я за формат "лучшие против лучших". Когда играешь с условными соперниками из Греции или Австрии, то знаешь, что все равно победишь. Настрой есть, уважать нужно любого соперника, но внутренне ты знаешь, что сильнее. К тому же это дополнительные перелеты, затраты. Так что я за то, чтобы в Лиге чемпионов играли только лучшие.
Волков может еще много дать российскому волейболу
- Ваша семья сейчас не в Казани?
- Нет, у меня сын пошел в первый класс. Он был записан во французскую школу, но затем пришло предложение от "Зенита" и пришлось искать школу в Болгарии. Там сейчас находится моя семья. Им хорошо дома, а я в Казани могу сконцентрироваться на работе и постараться осуществить свою мечту. Когда семья находится рядом, тяжело быть профессионалом на 100 процентов. Скажем, я люблю между тренировками поспать дома, чтобы лучше восстановиться, и когда ты один, режим профессионала соблюдать проще.
- Чем же тогда вы занимаетесь в выходные или те дни, когда команда улетает на выезд? Поработал – поспал, поспал – поработал. Это однообразие может свести с ума.
- Дел очень много. Нужно постираться, сходить в супермаркет за продуктами, сходить в кино. Я дружу с Сашей Волковым, иногда встречаемся с ним. Поверьте, выходные проходят очень быстро. Да и так получилось, что я практически на всех выездах был с "Зенитом". Не знаю, возьмут ли на предстоящий выезд, а до этого я летал с командой. Мэтта Андерсона не было в Казани, и мне не было смысла оставаться в Казани одному. Было бы невозможно тренироваться.
- Как дела у Александра Волкова? Я слышал, что он уже работал на тренировках с командой, пусть и не в полную силу.
- Он тренируется по своей программе. Иногда работает с командой, но только чуть-чуть. Какие-то упражнения в парах, подачи. Но надеемся, что у него все получится, и он поможет "Зениту" в Лиге чемпионов и чемпионате России. Все этого хотят. Саша – очень хороший волейболист. Он доказал это в матчах за "Зенит" и сборную России, был одним из лучших первых темпов в мире в свое время. Судьба такая, что он получил травму… Я ему желаю удачи и, надеюсь, он вернется. Волков еще может дать многое российскому волейболу.
- Вы сказали "поможет в Лиге чемпионов". Неужели возвращение возможно в этом сезоне?
- Я не знаю. Это зависит от того, как он себя будет чувствовать. Если будет вариант, то почему и нет?
- У вас была похожая ситуация с травмой, кажется, в 2011 году.
- Я не играл восемь месяцев. Была тяжелая травма. Врачи сказали, что хорошо, что я либеро. Был бы нападающим – карьеру продолжить не удалось бы. Были порваны связки левого колена, поврежден мениск, сухожилия. Это очень сложный психологический момент. Хочется вернуться поскорее, но в то же время оставаться профессионалом и держаться программы восстановления. Я только в бассейне занимался два месяца, крутил велотренажер, делал различные упражнения. Когда костыли отбросил, начал ходить потихонечку, заново учиться бегать. Я верил, что вернусь, и буду играть на высоком уровне. Мне это удалось.
Самое главное это то, что у тебя в голове. Если ты психологически устойчив, восстановиться после таких травм проще.
Антифриз в минус 57
- Алекно в московском "Динамо" и "Зените" - это два разных человека, или он остался таким же?
- Они разные в том плане, в "Динамо" Алекно только начинал свою карьеру в российском волейболе, а Алекно в "Зените" - победитель Олимпиады, многократный чемпион России, обладатель Кубка России и Кубка Лиги чемпионов. А в остальном он не изменился. Такой же позитивный. С ним можно пообщаться и о волейболе, и на другие темы. Мне нравится с ним работать.
- Пламен Константинов на протяжении семи лет был вашим соседом по комнате в сборной Болгарии, а сейчас он возглавляет национальную команду. Вам, наверное, проще его понимать.
- Все игроки знали, что мы хорошие друзья, и поэтому мне нужно было тренироваться в два раза больше, чем остальные. Чтобы потом кто-нибудь не сказал, что я играю только потому, что дружу с главным тренером. Но это глупость. Я уже 13 лет играю в сборной Болгарии, добивался с командой больших успехов. Я поначалу думал об этом, но все прошло хорошо, не считая результата на чемпионате мира. Я был оптимистично настроен перед стартом турнира, так как Пламен нашел правильный метод работы с игроками.
Камило Плачи много сделал для нашей команды, но он не такой человек, как Пламен. Не жесткий. А нашему менталитету такой метод работы не подходит. У Пламена жесткая рука, и до чемпионата мира мы тренировались очень хорошо, все его слушались, никто не работал на 50-70 процентов. Только самоотдача на 100 процентов. Думаю, что его приглашение в сборную это правильный выбор и, надеюсь, он сможет добиться хорошего результата с командой. Тем более следующий чемпионат Европы проходит в Болгарии. Мы обязаны сыграть хорошо. Третье-четвертое места это будет успех.
- Пламен отличается своей эмоциональностью. Расскажите какую-нибудь забавную историю о нем.
- Я играл в Сургуте, а он в то время выступал в Греции за "Ираклис". Когда мы общались, он меня спросил: "Как там у вас – холодно?". Я ему: "Да вроде бы нормально. Минус 57". Он: "О, ты пьешь антифриз, чтобы не замерзнуть?" А на следующий год Пламен уже подписал контракт с "Газпром-Югрой", и я уже шутил с ним на эту тему. Я в какой-то степени помог ему заключить соглашение с "Югрой", он провел там отличный сезон, а потом стал главным тренером команды.
Крондл? Не помню
- Читал, что вы в детстве занимались футболом и вообще следите за этим видом спорта. Помните, кто такой Вацлав Крондл?
- Нет.
- Это арбитр отборочного матча чемпионата мира-1998 в Софии, в котором сборная России проиграла со счетом 0:1, хотя в ворота болгарской команды могли быть назначены 3-4 пенальти.
- А, тогда еще Трифон Иванов забил.
- В Болгарии как-то тему судейства обсуждали?
- Честно, впервые от вас это слышу. В Болгарии вообще эту тему не поднимали, но, наверное, потому, что мы отобрались на чемпионат мира. Все были в экстазе. В газетах по поводу тех пенальти никто ничего не писал.
- Сейчас волейбол – вид спорта номер один в Болгарии, а в 90-х – это был футбол. Кто ваш любимый футболист той эпохи – Христо Стоичков, Красимир Балаков или, может, Эмил Костадинов?
- Вся команда была чудесной. В 1994 году вся Болгария вышла на улицу, когда команда вышла в полуфинал и завоевала медаль. Не было одного любимого игрока. Балаков, Стоичков, Йордан Лечков, Любомир Пенев… Очень много хороших футболистов. Отличные были времена, а сейчас футболисты далеко до этого уровня. Есть хорошие игроки – Стилян и Мартин Петровы, Бербатов…
- Благо Георгиев из "Рубина".
- Да-да, конечно, и он. Есть игроки, но что-то мешает им добиться результата в сборной.
- Говорят, что это "что-то" - быстрые деньги. Когда молодой игрок подписывает большой контракт в юном возрасте, его сложно мотивировать работать дальше. К примеру, Валерий Божинов.
- Я, кстати, его знаю. Он очень хороший друг Благо. Мы даже вместе встречали Новый год. Он играл в "Ювентусе", "Манчестер Сити", "Фиорентине". В 15 лет был лучшим молодым игроком Италии. А деньги…. Есть такое. Когда люди получают по 200 тысяч евро в неделю, то…. Но многое зависит от человека.
- Вы играли за софийский ЦСКА. А в настоящей армии служили?
- Я служил в спортивной роте, но 40 дней был обычным военнослужащим, потом два месяца сдавал наряды с 6 до 12, а потом уже тренировался. Но армия это большой плюс для каждого. Есть ли у нас дедовщина? Она есть везде, но у меня с этим проблем не было.
- У Евы Яневой не получилось в казанском "Динамо". Не общались с ней на эту тему?
- Мы вместе летели в Болгарию на Новый год. Она сказала, что залечивала травму, а когда восстановилась, то не играла хорошо. Хотела после праздников показать все, на что способна, но, видите, серьезные клубы, как "Динамо-Казань", которые хотят выиграть все, не могут ждать, когда ты наберешь форму. Они могут дать тебе 2-3 игры, но потом будут делать выводы. Жалко, но жизнь продолжается. Каждый игрок должен быть к этому готов. Не всегда же получается.
Жил в Республике Коми до шестого класса
- Вам предлагали сделать российский паспорт еще во времена выступлений за "Динамо", но вы отказались. Это принципиальная позиция?
- Не то, чтобы предлагали. Я тогда думал – делать или нет себе российский паспорт. Но не потому, что я хотел играть за сборную России. Хотел играть в суперлиге не как иностранец. Половину своей жизни я провел в России. Мои родители работали в Республике Коми, когда я был маленький. Мне было два годика, когда они взяли меня с собой. Я ходил там в детский сад, учился в школе до 6-го класса. Мне сейчас 32 года, а в России я провел около 15 лет – почти половину жизни. Хотел взять себе российский паспорт, но как-то несерьезно отнесся к этому. У меня брат женился на русской девушке в России, у него бизнес в Москве. Мне могли помочь с паспортом, но…. Если бы сейчас вернуться в прошлое да с этими знаниями, то точно бы сделал себе российский паспорт.
- А что родители делали в Коми?
- У них была тяжелая работа. Много болгар работало в СССР – с 1984-го по 1993 года. Я жил тогда с ними.
- Вы родом из Габрово, города, который считается столицей юмора в Болгарии. Это правда или все же больше выдумки?
- Конечно, многое выдумка, но есть и правда. Очень много анекдотов.
- Расскажите любимый анекдот о габровцах.
- Они звучат смешно на болгарском языке, а когда их переводишь, то юмор передать сложно. Но давайте вот такой.
Два друга, им по 80 лет. Один взял газету и долистал до страницы с некрологами. Другой его спрашивает:
- Друг мой, что ты делаешь?
- Да я тут Facebook пересматриваю.