Новоявленный защитник португальской "Бенфики" Виталий Лысцов в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Виктору Ладненко рассказал о начале своей карьеры, сравнил Алексея Миранчука с Лионелем Месси, поведал об особенностях европейского футбола и поделился первыми впечатлениями от общения с главным тренером команды Жорже Жезушем.
"Футбол – мое все"
- Виталий, как и когда вы поняли, что футбол - это ваша жизнь? Занимались ли вы каким-то видом спорта до футбола?
- У меня родной брат, который старше меня на 11 лет, занимался футболом, а я в малом возрасте ходил всегда на его матчи, и так как он был футболистом, играл за воронежский "Локомотив", я тоже полюбил этот вид спорта, постоянно гонял мяч с друзьями во дворе. Помню, как мне в годик подарили резиновый мячик с колокольчиком внутри, и я так любил с ним играть, что вообще никуда его не отпускал, и тут брат понял: растет футболист. Уже чуть позже, когда мне было 6 или 7 лет, я пошел в воронежский "Локомотив", и у меня вполне неплохо там получалось.
- Вы выбрали "Локомотив" только из-за того, что там играл ваш брат, или по каким-то иным причинам? Ведь самая известная команда в городе – "Факел".
- Все просто: "Локомотив" был ближе к дому. Да и в "Факел" меня никогда на просмотр не звали, раньше все равно было, за какую команду играть, главное – сам футбол. Я вообще в Воронеже сменил много команд, переходил из одной в другую, но всегда в конечном счете возвращался в "Локомотив".
- Многие футболисты, перед тем как сделать свой окончательный выбор в пользу футбола, в детстве занимались и другими видами спорта. Как было у вас?
- Старший брат очень любил баскетбол, бывало, что мы с ним выходили вместе на площадку и играли, но это было больше для себя. Так что кроме футбола ничем профессионально не занимался.
- Какие сложности у вас возникали поначалу? Андрей Аршавин рассказывал, как добирался до тренировочной базы на другой конец города в начале карьеры.
- В начале моей карьеры, в Воронеже, мне было намного легче, чем в Москве, когда я перешел в "Локо". Понимаете, в Воронеже, может, не такие уж и профессиональные были тренировки, если сравнивать с Москвой, но могу сказать, что тренер у меня в воронежском "Локомотиве" был очень хороший, любил дисциплину, на тренировке всегда должны были выполнять только то, что он скажет.
К тому же в детстве у меня были великолепные тренеры в виде родственников: это не только мой родной брат, но и двоюродный, который приезжал на каждую игру, поддерживал меня, давал наставления. Он тоже был хороший футболист, играл, как и я сейчас, на позиции центрального защитника. В 18 лет закончил спецкласс воронежского "Факела", потом уехал в Смоленск, в "Искру", одно время его даже звали в ЦСКА, но по состоянию здоровья ему пришлось закончить с большим спортом. Но я ему безмерно благодарен за то, что весь свой спортивный и жизненный опыт он передавал мне. А насчет сложностей – их не было особо, так как я жил футболом и мечтал раньше уйти на тренировку, чтобы только не делать домашнее задание.
- А мама как относилась к занятиям футболом?
- Мама всегда поддерживала меня в моих начинаниях, но когда я плохо учился, она не знала, что со мной делать, и наказывала футболом: закрывала меня дома, забирала ключи и прятала вещи, но меня это не останавливало. Я находил вещи, оставлял квартиру открытой и уходил играть. Правда, было это всего один раз, и потом я получил втык от нее за то, что оставил квартиру открытой. А вообще я очень благодарен маме: в те дни, когда она не работала, всегда приходила на мои тренировки, поддерживала меня, интересовалась у тренеров, как я. Они меня хвалили, и мама понимала, что у меня есть будущее. Поэтому когда я в 12 лет переезжал в Москву, она сразу дала добро, так как осознавала, что футбол - мое все. Хотя помню, как она мне говорила, что если бы я был единственным ребенком в семье, то она бы меня не опустила, мол, тяжело было бы без сына одной.
Миранчук похож на Месси
- Вы приезжаете в "Локомотив", на тот момент один из лучших клубов страны. Тяжело было выдерживать конкуренцию со стороны других ребят? Все-таки это совсем другой уровень, нежели в Воронеже.
- У нас в "Локомотиве" был золотой год – 1995-й. Очень хороший коллектив тогда подобрался: братья Миранчуки, Аршак Корян, Мирослав Лобанцев. Мне кажется, что за счет ребят, за счет взаимной помощи мне было немного легче, чем должно было быть. Конечно, были и тяжелые периоды - пару раз меня даже отчислить хотели, но всегда давали шанс. Помню, как мы с парнями очень часто ходили на поле, занимались индивидуально, и за счет этого у нас образовался очень сильный и дружный коллектив – отличные были времена. Сейчас многие из них разбежались по другим командам, но я уверен, что у всех ребят в итоге получится, и все всё докажут.
- Алексею Миранчуку пророчат очень большое будущее, говорят, что он будет одной из главных звезд на домашнем мундиале в 2018 году. Вы, как человек, поигравший с ним рядом, что можете о нем сказать? Чем он так отличается от других?
- Он и правда очень сильный игрок, как и его брат Антон. Вы бы видели, как они работали над собой, чтобы добиться того, что имеют. Алексей конкурирует за место в составе с футболистами топ-уровня, и мне кажется, что у него не получается в полной мере проявить себя из-за нехватки игрового времени, ему нужно набраться больше опыта, и тогда он раскроется на все 100%. Ему еще будут говорить: остановись уже, хватит! Вот увидите.
- Два самых сильных качества Миранчука, на ваш взгляд. И с кем из современных футболистов вы бы могли его сравнить по манере игры?
- У Алексея очень хороший дриблинг, он на большой скорости отлично владеет мячом и ситуацией. Еще бы мог отметить его классные передачи – скрытые, проникающие. У него есть кумир – это форвард "Барселоны" Лионель Месси. И мне кажется, что его игра похожа на игру Месси.
- Когда вас только приняли в школу "Локомотива", вы сразу почувствовали различия в бытовом плане по сравнению с Воронежем?
- Конечно. Прежде всего это другой уровень футбола, другие скорости, все по-иному. Хорошая экипировка, подход к тренировкам более профессиональный – одним словом, все, что надо для развития футболиста.
Еще могу отметить жесткий распорядок дня, близкое расположение школы, плюс всегда можно было позаниматься индивидуально. Одним словом, нас развивали как могли – было много тренеров по физической подготовке, в самой школе "Локо" была возможность позаниматься акробатикой и аэробикой.
Деньги не изменили и не изменят
- Вы говорили, что вас могли исключить из команды. Только по каким-то игровым показателям? Или режим нарушали?
- Нет, нет, все исключительно по игровым показателям. Так получилось, что я стал стремительно расти, но при этом был медленным и играл не очень хорошо в тот период, но со мной поработали, а дальше я себя сам проявил с лучшей стороны. Еще хотел бы выразить благодарность главному тренеру команды 1995 года "Локо" - в то время им был Полстянов Сергей Николаевич. С его приходом я начал играть в основном составе и попал в юношескую сборную России, после этого "Локомотив" заключил со мной полноценный контракт, и мои дела постепенно пошли в гору. Полстянов так сплотил команду, что мы трижды стали чемпионами России в своем году и еще несколько раз выигрывали первенство Москвы. Он великолепно подготовил наш год к игре на взрослом уровне и очень многим тем самым помог проявить себя в дальнейшем.
- Кто главный тренер в вашей карьере? Полстянов? Или все же Билич, который довольно быстро подтянул вас к главной команде и дал вам первый шанс в игре за основу "Локомотива"?
- Полстянов однозначно. Биличу тоже спасибо за доверие и за возможность хотя бы минуту сыграть в премьер-лиге, но я все же больше работал с Полстяновым.
- А в чем главная особенность Полстянова как тренера?
- Он всегда требовал от нас дисциплину везде и во всем – как на поле, так и за его пределами. Сергей Николаевич стремился к тому, чтобы мы показывали качественную и красивую игру, отдавали хорошие передачи партнерам, а главное – умные, со смыслом. Еще одно ценное качество Полстянова, на мой взгляд, умение сплачивать коллектив. Мы были единым целым, и это очень помогало нам в командных взаимодействиях на поле.
- Какой же жизненный совет от Полстянова вспоминаете до сих пор?
- Он всегда говорил нам, что нужно быть самим собой, и тогда все будет хорошо. Сергей Николаевич верил в нас и желал нам всегда оставаться такими, чтобы в дальнейшем никто и ничто не заставили нас поменяться.
- Первая зарплата - помните этот момент? На что потратили тогда свои деньги?
- Честно говоря, не особо помню, но точно знаю, что часть я отправил родителям, а какую-то часть оставил себе. Мне тогда хотелось что-то купить, но уже не могу вспомнить, что именно.
- Такой важный вопрос с житейской и философской точки зрения: как вы считаете, насколько вас изменили деньги, и изменили ли вообще?
- Абсолютно нет. Более того - не изменили и не изменят.
Европа – это кайф
- Известно, что вы начинали свою карьеру нападающим, но затем перешли в оборону. Много забивали в начале карьеры?
- Да, начинал нападающим в Воронеже, забивал тогда много, но после переезда в Москву – уже на порядок меньше. Чуть позже, по решению главного тренера, меня перевели в защиту.
- Перейдем к разговору о вашем дебюте за взрослую команду: что вы ощущали перед выходом на поле в игре с "Краснодаром", готовил ли Славен Билич вас к тому, что выпустит?
- Ощущения были непередаваемые, превосходные. На тот момент я был просто в шоке, так как с Биличем до игры мы не обсуждали мое появление на поле, и я даже понятия не имел, что выйду. Помню, когда я выходил, мне казалось, что на поле царит мертвая тишина, я еще Степану (переводчику Славена Билича) кричал: "Какая позиция у меня?" В прострации был, не понимал поначалу, куда выхожу, а потом увидел, что меняю Фелипе Кайседо. Понятно, что эта замена была исключительно для того, чтобы время потянуть, но я был рад как никогда этому моменту.
- Кто у вас в юности был кумиром, на кого вы хотели быть похожим?
- Я с детства болел за "Челси", и для меня кумирами всегда были Джон Терри и Фрэнк Лэмпард. Сейчас мне нравится, как играет Жерар Пике из "Барсы", но поддерживаю все равно "Челси".
- У вас закончился контракт с "Локомотивом", как руководство клуба объяснило желание не продлевать трудовые отношения с вами? Или главного тренера не устраивала ваша игра?
- Со мной хотели продлить контракт, но я не стал его продлевать. Ушел я из "Локомотива", потому что мне нужно было больше игрового времени, и не где-нибудь в молодежной команде, там уже ребята 1999 года рождения играют, а уровнем выше и серьезнее.
- Как возник вариант с переходом в португальскую "Лейрию"? И были ли у вас варианты с российскими клубами?
- У меня агенты общаются очень хорошо с руководителем "Лейрии", взвесили все за и против и решили меня туда отправить. Что касается российских клубов, то были какие-то варианты, я даже ездил на просмотр в "Зенит", но меня туда не взяли.
- То есть из клубов РФПЛ предлагал только "Зенит"? Чем вы не устроили питерцев?
- Нет, были с нашими клубами еще какие-то варианты, но я попробовал свои силы в "Зените" и после этого сразу решил для себя, что поеду играть в Европу.
- А с Виллаш-Боашем общались? Юрий Семин не понимает принципов его работы.
- Нет, не общался, в основную команду я не попал, я был в "Зените-2".
- Почему вы решили ехать в Европу, а не оставаться в России, где созданы все условия: лимит на легионеров, хорошие зарплаты, гарантией которых выступает российский паспорт?
- Потому что я в России играл в футбол за топ-клуб в течение восьми лет. Заиграть в основном составе здесь у меня не получилось, а за дубль я не мог продолжать выступать. Я много чего слышал о европейском футболе. Да, может быть, там нет столько денег, сколько есть в России, но там играют в хороший футбол и постоянно его развивают – это самое главное. Когда я уезжал в "Лейрию", мне было вообще все равно, что я не знаю языка, что буду скучать по родным – это не проблема. Я просто хотел почувствовать, на каком уровне здесь играют в футбол. И я абсолютно не жалею о том, что решился на этот шаг. Помню, еще в "Локомотиве" как-то разговаривал с Романом Павлюченко об этом, он сразу сказал: "Как только будет вариант – уезжай, Европа – это кайф". Ему точно стоило верить, человек поиграл в английской премьер-лиге, на топ-уровне, в чемпионате, куда стремятся все.
"Бенфика" - топ-клуб с мировым именем
- Как вас приняли в "Лейрии"? Что было самым тяжелым после переезда, помимо, понятное дело, языка? Если можно, вспомните, ваш первый день в Португалии, как он прошел?
- Приняли в "Лейрии" просто супер, там же помимо меня было еще три русских парня: Алексей Панфилов, Юрий Бавин и Павел Дронов, поэтому освоился практически сразу, команда мне понравилась. Единственное, конечно, было тяжело набрать форму, так как я до этого два с половиной месяца отдыхал. Первый день в Португалии? Мы прилетели вместе с Павлом Дроновым, нас встретил переводчик Сергей и отвез в Лейрию, а там уже к тому моменту выступали как раз Бавин с Панфиловым. Сергей показал нам, где мы будем жить и кушать, провел для нас экскурсию – и на этом день закончился. На следующий мы уже приступили к тренировкам в составе команды.
- Известно, что во многих российских клубах "физика" зачастую превалирует над техникой, и в тренировочном процессе не очень много работы с мячом. В Португалии, напротив, больше внимания уделяется технике и культуре паса. Это действительно так?
- Я бы не сказал, что в России все делают упор только лишь на "физику". У нас в "Локомотиве" всегда любые упражнения были через мяч, но про "физику" тоже не забывали, конечно. Но, повторюсь: все через мяч. Здесь в принципе все то же самое, единственное отличие в том, что тут очень быстрый футбол.
- Вы говорили в прессе, что общались уже с Жорже Жезушем, какое он произвел впечатление на вас? О чем с ним говорили?
- Жезуш произвел на меня очень хорошее впечатление, понравился мне сразу, как только его увидел – для себя отметил то, как он строит тренировочный процесс. Говорили мы с ним недолго, так как я пока плохо знаю язык, я рассказал ему, что играл до этого момента в "Локомотиве", потом переехал в Португалию, в "Лейрию". Он сказал, что раньше был главным тренером "Лейрии", когда команда выступала еще в первой португальский лиге, поинтересовался у меня, все ли в порядке, нравится ли здесь мне. Я ответил, что все отлично, а "Бенфика" - хороший клуб.
- Про переход в "Лейрию" вы уже рассказали, как на вас вышла "Бенфика"?
- Скауты "Бенфики" заметили меня на одной из игр и пригласили на просмотр. В итоге после недели просмотра они взяли меня в аренду до лета.
- Вас изначально брали в основную или в так называемую команду Б, вы проговаривали это перед переходом?
- Нет, ничего не проговаривалось. На меня посмотрели, я потренировался и с первой командой, и со второй, но начинать, думаю, нужно со второй и стремиться попасть в первую. Я еще не такой состоявшийся игрок, чтобы меня сразу в основу "Бенфики" приглашали.
- То есть вы понимаете, что для вас приглашение в "Бенфику" на данный момент - аванс? Полгода для молодого футболиста - не слишком ли короткий срок для того, чтобы проявить себя?
- Да, конечно, я понимаю, что пока это только аванс, но полгода вполне достаточно для того, чтобы зарекомендовать себя. Надеюсь, что у меня это получится.
- Следили ли до перехода за матчами "Бенфики"? Португальцы в этом году играли в одной группе с "Зенитом" в Лиге чемпионов.
- Я еще до игр с "Зенитом" в Лиге чемпионов наблюдал за "Бенфикой. На мой взгляд, это команда топ-уровня, причем не только по меркам Португалии, но и в мире в целом.
Без машины нормально
- Виталий, вы в одном из интервью сказали, что жизнь в Лейрии отличается от жизни в Москве спокойствием. Чем еще? И как вы любили проводить время в Лейрии в дни, свободные от тренировок и игр?
- Мы с ребятами всегда ездили на океан, там красивые места. Еще в Португалии есть такой город, называется Фатима, любили туда приезжать, там очень чистый и свежий воздух, потрясающий климат. Бывало, мы отправлялись в Лиссабон, там рядом с городом есть торговые центры, ходили в них, иногда просто катались и смотрели окрестности. У нас было очень мало свободного времени, в основном все в тренировках были.
- На пару-тройку интересных историй из Лиссабона могу рассчитывать?
- Да я пока здесь еще не особо обжился, поэтому ничего интересного рассказать на данный момент не смогу.
- Известно, что российские футболисты, играющие в российской премьер-лиге, достаточно много зарабатывают и могут себе позволить хорошие машины. У Гатагова одно время был "Бентли", Кокорин передвигается на эксклюзивном "Мерседесе". Вы уехали в Европу на меньшие деньги, на чем катаетесь по Португалии вы?
- Пешком. Я сейчас не очень много гуляю, всего себя отдаю тренировкам и отдыхаю на базе.
- То есть машины у вас нет? И клуб не предоставляет?
- Именно так. Мне и без машины вполне нормально.
- В какой команде и под руководством какого тренера вы бы мечтали играть?
- Мне нравится "Челси" как команда. Что касается тренера, то для меня это неважно вообще, главное – команда.
- Допускаете ли вы в дальнейшем возможное возвращение в Россию или окончательно решили строить карьеру в Европе?
- Не хотел бы сейчас ничего загадывать, мне кажется, что дальше будет видно, но я буду стараться зарекомендовать себя в Европе, повторюсь, тут очень высокий уровень и грамотный подход. Сейчас главное – подтянуть язык и усиленно тренироваться.