Российская саночница Татьяна Иванова, завоевавшая в субботу серебряную медаль чемпионата мира в Латвии, в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову рассказала об особом отношении к трассе в Сигулде, внезапному переходу к новым саням, наборе веса как факторе успеха и предстоящем дне рождения в Шереметьево.
Россиянка в субботу заняла второе место в соревновании одиночниц, уступив только олимпийской чемпионке Сочи немке Натали Гайзенбергер.
- Татьяна, главный тренер сборной России Вальтер Плайкнер назвал ваше серебро очень высоким достижением. Как вы сами его оцениваете?
- Для меня это тоже очень большая победа. Потому что на протяжении всего сезона у меня были очень плохие результаты, не считая последнего этапа Кубка мира в Лиллехаммере (россиянка в Норвегии заняла первое место). И я довольна сегодняшним результатом. Правда, если бы погода была немного похолоднее, то соперничество было бы поинтереснее.
- А с чем это связано - у вас лезвия саней были подготовлены на более низкую температуру?
- Нет, просто мы умеем ездить в холодную погоду.
- Похолоднее - это минус 4 градуса, минус 5?
- Можно и при минус 15, и при минус 20 – чем холоднее, тем лучше.
- У вас на первом заезде произошел неприятный инцидент. Что произошло?
- Да, при выходе из раздевалки уже на контрольное взвешивание у меня на обуви сломался замок и полностью разошелся замок молнии. Я ничего не стала менять - это немного меня отвлекло от момента старта, но я смогла собраться и проехать гонку.
- А по ходу дистанции это сказалось на результате?
- Думаю, что да. Потому что сотые или тысячные секунды это забирает. Одно дело, когда ты выступаешь во всем полностью облегающем, и совсем другое, когда у тебя носочек ботинка торчит.
На новые сани пересела за три недели до ЧМ
- В Лиллехаммере вы победили и сегодня заняли второе место, насколько я знаю, на новых санях, сделанных тренером сборной России Альбертом Демченко?
- Да.
- Как давно вы их испытываете?
- Испытание началось еще до Олимпиады в Сочи, но тогда я, наверное, не чувствовала их полностью и не была уверена, что мне в них комфортно. Но после моего провала на этапе Кубка мира в Оберхофе Альберт взял инициативу в свои руки и сказал: "Таня, у тебя есть три недели до чемпионата мира, чтобы прикатать эти сани". Я и сама уже понимала, что надо что-то менять. Мне неинтересно занимать итоговые места, начиная с десятого и ниже. Потому что очень большая работа проделывается на протяжении всего сезона - и твоя подготовительная, и тренеры в тебя много вкладывают. И когда ты показываешь плохие результаты, то в первую очередь теряется смысл всей работы.
И я приняла решение, что надо переходить на новые сани. На этапе Кубка мира в Винтерберге все тоже получилось неудачно - я упала в первом заезде. Но я считаю это чисто психологической ошибкой, потому что год назад в командной гонке я упала точно так же. И приехав в Сигулду на тренировки перед чемпионатом мира, мы начали просто работать на результат.
- В чем особенности латвийской трассы, чем она вам нравится и насколько подходит?
- Это вообще моя первая заграничная трасса - впервые я сюда приехала, если не ошибаюсь, в 2003 году. И она мне сразу понравилась своим ритмом - мне нравится, когда на треке есть прямые отрезки, когда они длинные и когда их много. И порой мне кажется, что я ее как-то по-особенному чувствую и по-особенному по ней еду.
Второе место - часть реабилитации за Олимпиаду
- Татьяна, второе место на чемпионате мира можно считать небольшой реабилитацией за Олимпиаду в Сочи, потому что вы доказали, что являетесь одним из мировых лидеров?
- Я считаю, что можно. И как бы обидно ни было за одиночные заезды в Сочи, я смогла переспать с неудачей, перестроиться и пойти дальше. Как бы тяжело и обидно мне тогда ни было... Я просто вспоминаю, как много всего было проделано и мной, и всей нашей командой при подготовке к Олимпиаде. Были и взлеты, и падения. Это был для меня очень больной удар, но я, считаю, с ним справилась.
- Вы уже не раз, наверное, возвращались к тем заездам в Сочи. Что все-таки тогда не получилось?
- С кем бы я ни разговаривала, все говорят, что я очень хорошо ехала. И им тоже очень обидно за меня. И я понять не могу, почему у меня первый заезд, с задеванием борта, был самым быстрым. И при этом только седьмое место. А все, что не в призовой тройке, мне уже неинтересно - четвертая ты, восьмая, десятая или двадцатая. Есть только три места, за которые дают медали.
Мы учтем этот опыт при подготовке к следующим Олимпийским играм, будем работать и надеяться, что они сложатся для нас лучше.
- Теперь главный старт оставшегося сезона - чемпионат Европы в Сочи?
- Да, и чемпионат Европы, и чемпионат России в Сочи, который для нас тоже не менее важен. А на чемпионате Европы и будет возможность доказать, в первую очередь себе, что результат на Олимпийских играх был какой-то ошибкой. Как я сегодня на чемпионате мира доказала, что третье место на прошлогоднем чемпионате Европы в Сигулде - это была какая-то моя оплошность.
На каждый старт - с шестью килограммами свинца
- Альберт Демченко мне сказал, что для повышения шансов в борьбе за первое место в мире вам надо добавить четыре килограмма. И что до чемпионата мира вы задачу наполовину выполнили...
- Да (с улыбкой). Наверное, недели за три до турнира в Сигулде он сказал, что мне надо прибавить "плюс четыре". Я очень старалась, ела-ела, но поняла, что выполнить задачу чуть-чуть не успеваю. Но я и сама это понимаю, потому что перед стартом, как и сегодня, я дополнительно навешиваю на себя шесть килограммов свинца.
И я ему пообещала, что летом я сделаю все необходимое, чтобы в следующем сезоне он так сильно не волновался.
- Немка Натали Гайзенбергер, выигравшая сегодня, настолько непобедима?
- Но этап Кубка мира в Лиллехаммере ведь все показал (с улыбкой). Конечно, есть такие трассы, где с немками трудно бороться - четыре их домашние в Германии. И, думаю, что в технике изготовления саней они заметно преуспели. Но сейчас мы работаем с Альбертом, и есть кое-какие задумки и у него, и у меня. И считаю, что мы сможем с ними бороться, потому что на стартовом отрезке она уже находится позади, а это о многом говорит. Значит, мы делаем правильную работу с тренером сборной России по общефизической подготовке (Сергеем Чудиновым).
Буду рада, если все россиянки войдут в топ-3
- Что вы скажете о других наших девушках, которые все сегодня вошли в число 11 лучших в мире (Екатерина Катникова заняла 8-е место, Наталья Хорева – 10-е, Екатерина Батурина – 11-е)?
- Я считаю, что это хороший результат. Но хотелось бы, чтобы все они занимали места чуть-чуть повыше. Потому что когда я падала или выступала неудачно на этапах Кубка мира, я видела, что они по трассам идут хорошо. И я была бы очень рада, если бы мы все находились в первой шестерке, а лучше - в первой тройке.
- В воскресенье в командной гонке мы ждем нового сражения со сборной Германии...
- Настрой у нас только боевой - потому что на этапе Кубка мира в Норвегии мы проиграли им всего семь тысячных секунды. И хотим добиться победы на чемпионате мира.
День рождения в пиццерии в Шереметьево
- Вы сказали, что на завтра (15 февраля) у вас особых планов, кроме старта, нет. А на послезавтра?
- В понедельник мы летим через Москву в Сочи, и у меня будет день рождения. Я думаю, что мы всей командой посидим в пиццерии в аэропорту Шереметьево (смеется). Потому что неизвестно, когда вечером мы прилетим в Сочи и что будем делать. Но никакого алкоголя не будет - это я вам сразу говорю.
- Вас мысли о дне рождения не отвлекают от стартов, когда до них остается два-три дня?
- Нет, на Олимпиаде в Ванкувере я третий и четвертый заезды проехала в свой день рождения. Конечно, когда начинают с днем рождения поздравлять до старта, это немножко отвлекает.
- Серебряная медаль чемпионата мира - наверное, это лучший подарок себе, о котором можно было подумать до дня рождения?
- Я не задумывалась о серебре - я знала, что мне надо хорошо и стабильно проехать два заезда. И тогда у меня будет место на пьедестале.
- Но сейчас-то как считаете - подарок удался?
- Да, подарок хороший, не скрою.