За Олимпиадой и Паралимпиадой я следил внимательно, постоянно сталкиваясь с восприятием феноменальности от увиденного. Но ядром всей этой великой зимней истории стал для меня паралимпиец Алексей Чувашев, который поднялся во время церемонии закрытия Паралимпийских игр по канату на высоту 15 метров на руках. Алексей дотянулся до крупных светящихся букв, где назойливо отражалось "Impossible", поменял апостроф в начале слова, перевернул и сокрушил ненужную приставку, превратив "невозможно" в "i'm possible" - "я могу". Заверив тем самым и себя, и других, и меня, что все в этой жизни "possible" - "возможно".
Это была прекрасная режиссура, но такая искренняя и правдивая, что я не мог обойти ее вниманием и не передать своей команде. В качестве мотивации, в качестве утверждения того, что и у нас все получится, и мы добьемся выхода в премьер-лигу. Я всегда общался с игроками начистоту и с прямотой, и ведь тот парень, который собрал уйму просмотров на YouTube, нес в себе те же принципы – откровенность и веру по отношению к спорту.
Он наше "Торпедо" вряд ли видел в YouTube, а мы его включили в нарезку эпизодов, характеризующих преодоление через "не могу".
Дошла ли эмоция до команды?
Думаю, что да. Равнодушных глаз я не увидел. Не отвернулся никто.
Побеждали?
Старались. Я никогда не забуду финиш Вячеслава Веденина на зимних Олимпийских играх 1972 года в Саппоро, он стал первым советским лыжником, выигравшим золото, но самым большим его достижением стала победа в эстафете 4х10 километров, где он выиграл более одной минуты у норвежского соперника. Этот подвиг воспел Роберт Рождественский в своем стихотворении "Репортаж о лыжной гонке":
Ты, пожалуйста, добеги.
Дотерпи, родной!
Дотяни, достони, дохрипи, смоги!
Через все чужие "ни в жизнь!..",
Через все свои "не могу..."
Ну, еще! Еще продержись!!
... Ох, как жарко на этом снегу!
А масс-старт лыжной гонки на 50 километров! Три российских триколора поднимаются вверх, символизируя тотальную победу российских спортсменов Легкова, Вылегжанина, Черноусова. Такое бывает только в кино и на Олимпиаде.
Или победа нашей фигуристки Аделины Сотниковой в одиночном катании, ведь ей на тот момент и восемнадцати лет не было! Также меня восхитила наша спортивная пара Татьяна Волосожар/Максим Траньков. Как блистательно и уверенно они откатались!
Я хочу, чтобы футболисты, с которыми я работаю, знали о таких случаях - пускай понаслышке, пускай через видео, даже через слова. В то же время откровение победы – штука достаточно тонкая, может, о которой нельзя напоминать постоянно, а то это превратится в партийную накачку, утомляющую и нервирующую. В раздевалке не должно быть лишнего, только футбол, футбол и иногда нечто большее. Главное - прочувствовать момент.
В Сочи я получил наслаждение от выступления Виктора Ана, принесшего России три золота в шорт-треке. Скромность – вот что восхитило меня в нем больше всего. Он проникся ответственностью, которую на него возложили. Вы вспомните, как он держал наш флаг и как прокатился с ним по овалу, а потом во главе четверки победителей эстафеты на 5000 метров заставил ходуном ходить сочинский "Айсберг". Это была уже командная победа в индивидуальном виде спорта.
У нас "эксперты" любят умничать про технику/тактику, про сердцебиение игрока, его молочную кислоту, анаэробную работу… Однажды я решил задать Гусу Хиддинку не специфический, а простой вопрос: "Что самое главное для тренера?". "Глаза, - ответил Гус. – Только в глазах ты прочтешь то, что поможет тебе не допустить разъединения в коллективе".
Такая была у меня практическая Олимпиада. А как зрителю мне особенно было приятно, что наши спортсмены стали сильнейшими на Играх, а организация состязаний была проведена наилучшим образом в истории.