Директор ледового дворца "Большой" Сергей Нино в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Семену Галькевичу рассказал о том, чем спустя год после Олимпиады живет переданная в собственность Краснодарскому краю арена, оценил посещаемость матчей хоккейного клуба "Сочи" в КХЛ, и объяснил, почему не используется восхищавшая весь мир во время Игр-2014 внешняя подсветка дворца.
- Сергей Семенович, не так давно в "Большом" состоялся Матч звезд КХЛ. Чем вам запомнилось это мероприятие?
- Матч звезд запомнился большим праздником для города Сочи. Город в очередной раз показал, как любит хоккей. Сочинцы идут на хоккей, сочинцам это интересно. Дворец был полный, зрители были в восторге. Для нас же в плане организации ничего нового не было. Нас уже ничем не удивишь (смеется). К тому же больших отличий от матчей регулярного чемпионата КХЛ, в общем-то, и не было. Элементов шоу добавили, но это все нюансы.
- "Большой" живет сейчас только матчами "Сочи" в чемпионате КХЛ?
- Нет, не только. На тренировочной арене у нас с раннего утра и до позднего вечера занимаются дети: фигурное катание, шорт-трек и, конечно, хоккей. На нашей базе в рамках ГБУ Краснодарского края "Центр спортивной подготовки по зимним видам спорта" тренируется триста детей. Кстати, седьмого февраля, в день годовщины открытия Олимпиады, у нас прошли детские соревнования и по фигурному катанию, и по хоккею. Но, конечно, центральное место в жизни "Большого" занимает клуб Континентальной хоккейной лиги.
- В среднем на каждую домашнюю игру "Сочи" приходит более семи с половиной тысяч зрителей. Как вы оцениваете такую посещаемость?
- Знаете, я стараюсь смотреть все выездные матчи нашей команды, и всегда обращаю внимание на заполняемость трибун в других городах. Я вижу, что свободных мест хватает везде, кроме, наверное, Санкт-Петербурга. Основная масса дворцов в КХЛ – семитысячники, и у нас в среднем ходит по семь тысяч. Получается, что не всегда люди могли бы попасть на хоккей, если бы у нас был дворец на семь тысяч, а не на двенадцать.
Для города с населением четыреста тысяч человек это очень хороший показатель. Потом, не надо забывать об особенностях Сочи, о протяженности города. Взять тот же Лазаревский район, который находится в 120 км от дворца – не так-то просто оттуда добираться на каждый матч.
- А перед сезоном многие думали, что хоккей в Сочи вообще никому не будет нужен.
- Во-первых, все новое всегда интересно людям. Во-вторых, важно, конечно, и то, как команда играет. Кто пойдет на стадион, когда команда постоянно проигрывает? Но наши парни, тьфу-тьфу, хорошо идут по сезону.
- Вы уже ждете плей-офф, наверное?
- Ждем, конечно, и верим. Правда, у нас основной вратарь Томаш Пепперле травму получил, но скоро должен вернуться.
"Артиста, который собрал бы "Большой", еще нужно найти"
- Проводятся ли на главной арене "Большого" какие-то еще мероприятия кроме матчей КХЛ?
- Мы провели Матч звезд КХЛ, Кубок Первого канала. В мае у нас пройдет Фестиваль Ночной хоккейной лиги. Еще мы принимали открытый международный турнир по танцевальному спорту "Виват, Россия!" В принципе, довольно сложно с чем-то втиснуться, когда в КХЛ такой напряженный график.
Но все технические возможности у нас есть: мы можем накрыть лед, постелить паркет, борта у нас снимаются, можно увеличить общую площадь, сдвинув десять рядов. Дворец многофункциональный. Одним словом, можно проводить хоть концерты, хоть танцы. Потом все это убираешь и дальше в хоккей играешь. Пока мы в первую очередь стараемся, чтобы все для команды и для детей, а дальше будет видно.
- Какие события вам хотелось бы принимать?
- На самом деле, мы сейчас работаем над тем, чтобы привлечь кого-то по концертам на май-июнь-июль. Дворец не должен пустовать, он должен зарабатывать и приносить радость людям, он жить должен. А живет он только тогда, когда в нем есть люди. У нас ведь в Сочи из концертных площадок только "Фестивальный" на 2500 человек и Зимний театр на тысячу. В "Большом" же, даже если делать "задник", можно собрать шесть-восемь тысяч. Другое дело, что еще нужно найти артиста, который соберет такое количество зрителей.
В июне-июле, чтобы провести профилактику холодильных установок, нам нужно будет на два месяца растопить лед на главной арене. Соответственно, в это время можно проводить различные мероприятия. А на тренировочной арене все лето у нас будут заниматься детские школы со всей страны.
"Пусть ХК "Сочи" играет, а мы уже будем под них подстраиваться"
- Много ли неудобств возникло из-за появления в олимпийском парке трассы "Формулы-1"? В плане подходов к дворцу в первую очередь.
- Конечно, появились проблемы, мы ведь теперь окружены, осталось только узкое горлышко, где заехать можно. Но, как говорится, человек ко всему приспосабливается, и мы уже привыкли. Понятно, что гораздо удобнее, когда дворец открыт со всех сторон, но есть стоянка справа, есть стоянка слева, мосты через трассу построили. Так что все нормально.
- Есть ли проблемы с транспортом? Как люди добираются до "Большого"?
- Основная масса, процентов семьдесят, добирается на своих машинах, так что проблем нет. Если говорить про общественный транспорт, то в дни матчей город всегда добавляет автобусов, вводит дополнительные маршруты.
- Пожалуй, главной изюминкой "Большого" на Олимпиаде была внешняя подсветка, на которой в режиме онлайн отображался счет хоккейного матча. Сегодня она как-то используется?
- Пока никак не используется, потому что подсветку обслуживала компания "Минисвязьстрой", субподрядчик строившего дворец "Мостовика". Есть технические сложности, для решения которых нужны верхолазы, нужны специалисты. У нас их пока нет, а если нанимать людей, работавших на Олимпиаде, получится слишком дорого. Другой момент, подсветка должна использоваться для чего-то, а не просто деньги палить, правильно?
- Реклама?
- Довольно проблематично привлечь рекламу, дворец ведь далеко от города.
- Вы довольны объемами продаж рекламных площадей внутри дворца? Или этим занимается ХК "Сочи"?
- Этим клуб занимается, потому что есть маркетинг КХЛ, и у них своя реклама. Мы тоже работаем над привлечением рекламы, но КХЛ накладывает свои ограничения. Условно, если у лиги контракт с "Мегафоном", мы уже не можем размещать рекламу, к примеру, МТС.
- Как "Большой" зарабатывает? На продаже билетов на матчи "Сочи"?
- Нет, хоккейный клуб "Сочи" платит нам за аренду дворца, а все доходы с проданных билетов идут в клуб. Договор с клубом – это наш главный источник дохода, но не единственный. Мы зарабатываем за счет аренды помещений, например, пищеблок сдаем на время матчей, за счет мероприятий, секций, три раза в неделю любительские команды арендуют лед – источников хватает.
- Есть ли что-то, чего "Большому" не хватает? Какие моменты хотелось бы улучшить, развить?
- Честно скажу, больше всего хотелось бы, чтобы ХК "Сочи" вышел в плей-офф, а дальше мы уже будем думать. Все зависит от команды, на самом-то деле. С одной стороны, если команда будет хорошо играть, то у нас будет меньше времени заниматься другими вещами, с другой – будет больше людей приходить. В плей-офф, дай бог, аншлаги будут на всех матчах. Поэтому пусть команда играет и выигрывает, а мы уже будем под них подстраиваться.